Как художник без рук и без ног ростом 74 см завоевал всю Европу и прослыл дамским угодником: Маттиас Бухингер

Даже ныне инвалиды, добивающиеся успехов в работе и творчестве, вызывают у нас огромное уважение и восхищение. В средние же века отличие от нормы обыкновенно означало для человека полный социальный провал. Тем не менее, из всех жестоких правил бывают исключения. Так, в 1674 году в Германии родился мальчишка без рук и ног. Во взрослом возрасте его рост составлял всего 74 сантиметра, однако он оказался не только искусным художником, каллиграфом, музыкантом и даже фокусником, но и знаменитейшим дамским угодником.

О семейству самого популярного карлика XVII века известно мало. Есть сведения, что он был девятым (и последним) ребенком и, скорее итого, остальные дети в этой семье были здоровы. Родился мальчик в небольшом городке под Нюрнбергом. Руки до колен и небольшие обрубки вместо ног – вот все, что пришлось ему от природы. Сегодня такому ребенку поставили бы диагноз «фокомелия» и, возможно, помогли бы с протезированием, но в те времена его ожидала разве что карьера ярморочного уродца. Однако Маттиас Бухингер, вероятно, родился натуральным гением. Он быстро сумел добраться до дворцов знати и даже королевских покоев. Да, люди по-прежнему смотрели на него как на уродца, но весьма скоро «маленький человек из Нюрнберга» завоевал себе еще одно прозвище: «величайший из живущих немцев». Оказалось, что молодой лилипут обладает уникальным художественным талантом.

Даже просто научиться рисовать или писать было бы для человека без рук огромным достижением, но Бухингер неспроста получил столь громкое имя. Он создавал удивительные рисунки в технике микрографии: все линии на невероятно подробных картинах были на самом деле тончайшими написанными строчками. Обыкновенно мастер использовал тексты из Библии, но чтобы разглядеть это, требовалась лупа.

Как художник без рук и без ног ростом 74 см завоевал всю Европу и прослыл дамским угодником: Маттиас Бухингер
Автопортрет Маттиаса Бухингера и увеличенная надпись, вложенная в гравюру

Можно было бы колебаться в авторстве сохранившихся удивительных работ, но существуют и исторические документы – описания очевидцев, которые видели процесс создания этих рисунков: Маттиас выступал с публичными демонстрациями своего таланта и основывал шедевры прямо «на глазах изумленной публики». Разумеется, затем работы охотно раскупались, и художник даже добавлял персонифицированные надписи к реализованным работам.

Настоящей загадкой остается то, как он это делал. Наблюдатели сообщали, что художник рисовал, держа пишущие инструменты между обрубками обеих рук. Но это, пожалуй, еще не так изумительно, как другое: никаких увеличительных инструментов при создании своих миниатюр Бухингер, судя по всему, не использовал, хотя сильная лупа требуется даже для того, чтобы попросту понять, что вместо линий нанесены строчки с текстом. Популярность удивительного «маленького человека» была настолько велика, что возле 1720 года он отправился в Англию, пытаясь получить назначение ко двору короля Георга I, однако этого не произошло, и художник-микрографист с огромным успехом свершил тур по Ирландии, после чего там и поселился.

Как художник без рук и без ног ростом 74 см завоевал всю Европу и прослыл дамским угодником: Маттиас Бухингер
Портрет английской королевы Анны, 1718 года, работы Маттиаса Бухингера

Дошедшие до нас сведения о иных многочисленных талантах Маттиаса могут вызвать недоумение: якобы, он был настолько ловок, что мастерски показывал фокусы, играл в карты и был музыкантом-универсалом – владел полудюжиной музыкальных инструментов, вводя цимбалы, трубу и флейту. Кроме того, занимался резьбой по дереву, был метким стрелком и на досуге любил мастерить кораблики в бутылках. К сожалению, от этих его талантов верных свидетельств не сохранилось, поэтому остается только верить современникам на слово. Возможно, что столь широкий набор умений человека без рук и может удивить, но нынешние инвалиды тоже иногда поражают – чего стоят, например, горные лыжи для слабовидящих!

Однако еще одна одаренность «махонького человека из Нюрнберга» не вызывает сомнений. По количеству любовных приключений он, судя по всему, мог сравниться с не менее известным чуть запоздалее Джакомо Казановой. Цифры, дошедшие до нас, сделали бы честь любой голливудской звезде: четыре брака, четырнадцать официальных детей (и, вероятно, несколько десятков неофициальных), сорок любовниц… Даже много лет спустя в Англии было в ходу выражение «ботинок Бакингера (Бухингера)» – непристойный анатомический эвфемизм, намекающий на «единственную конечность» художника.

Как художник без рук и без ног ростом 74 см завоевал всю Европу и прослыл дамским угодником: Маттиас Бухингер
Рисунки пером и чернилами на пергаменте Маттиаса Бухингера: «Генеалогическое древо» (1734) и из цикла «Десять Заповедей» (1720)

Судя по сохранившимся подтверждениям, Бухингер был не только любвеобильным, но и достаточно взрывным человеком, который мог при случае постоять за себя. Однажды он, якобы, на улице чуть до кончины не забил свою первую жену. К его оправданию надо сказать, что супруга первой стала распускать руки, возмущаясь изменой супруга, и однажды инвалид ей просто ответил во время семейной ссоры.

Этот удивительный человек умер в возрасте 65 лет, покинув после себя солидное состояние. Сегодня его графические работы представляют огромную ценность и демонстрируются в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

Во все поры рождаются люди, способные показать пример стойкости духа. Читайте дальше: Необъятная Вселенная великого Стивена Хокинга: От Папы Римского до президента США

Вам также может понравиться