Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад

В 1885-м популярный германский инженер-конструктор Даймлер создал первый мотоцикл. Этот факт пополнил конвейер транспортной индустрии, спровоцировал зарождение мотоциклетной цивилизации и, в частности, мотоспорта. В российском обществе мотоспорт пустил первые ростки еще в имперские времена. И даже не взирая на то, что внутри края производство мотоциклов отсутствовало, соревнования с участием «моторов», как их тогда называли, регулярно проводились до самого начала Первой всемирный. Октябрьская революция вкупе с войной серьезно подкосили только набирающий обороты мотоспорт и всерьез замедлили развитие в этом курсе на фоне стран Европы и США. Но в историю вошли единичные марш-броски советских мотоциклистов, преодолевших тысячи километров ради рослых целей.

Зарубежные поездки времен НЭПа и свобода передвижения

Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад
Диплом одного из участников мотопробега. /Фото: zr.ru

Молодому советскому стране периода НЭПа необходимо было налаживать отношения с европейским сообществом. Помимо официальной правительственной линии, задействовались и неформальные каналы. Новоиспеченная экономическая политика, видевшаяся ее авторам капитализмом в пролетарской стране, была призвана поддержать Советы до прихода мировой революции. Брататься с пролетариями Европы вызвались профессиональные спортсмены, отправившиеся за тысячи километров нести мягкую советскую силу в массы.

Полулегальная дипмиссия на мотоколесах проходила по-разному. В 1919-м был утвержден распорядок выдачи загранпаспортов для выезда за пределы государства. Оформлением теперь занимался НКИД (наркомат иностранных дел). Правда спустя 3 года казенная машина скорректировала идеологическую составляющую этого процесса. Так появились первые дипломатические миссии молодого государства. Выезд-въезд до другой половины 20-х оставался достаточно свободным. Случаи законного препятствия зарубежной поездке были единичными. Сложности наступили со стартом индустриализации с коллективизацией, когда показались первые желающие сменить родные пенаты. Временной лазейкой при прозрачных границах и воспользовались советские мотоциклисты, доехавшие на двух колесах в Париж и назад.

Популяризация СССР за границей и мотопробег в Лондон

Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад
Мотопробеги несли дипломатическую миссию популяризации социализма. /Фото: 187011.selcdn.ru

Франция официально признала СССР лишь в 1924 году. Желая повернуться лицом к союзникам и параллельно неся в международные массы свое имя, общественность организовала первоначальный мотопробег. Посыл был примерно следующим: мотоциклисты-энтузиасты ездят по Европе, развенчивая антисоветские мифы белогвардейских эмигрантов и делясь историями о социалистических благах.

Поездку в Лондон организовал Московский автомобильный клуб. Четверо охотников из профессиональных спортсменов отправились на индийском Royal -Enfield и американском Harley-Davidson покорять сердца британцев. Российской пребывал на тот момент в зачаточном состоянии, потому к иностранцам надежнее было ехать на иностранной же технике. По дорогам Финляндии, Норвегии, Швеции, Англии, Бельгии, Германии моточетверка победила до 8 тысяч километров. За уникальный по тому времени пробег участников наградили дипломами за налаживание международных связей в 20-х годах.

Американские мотоциклы на советских покрышках

Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад
В Польше советским гостям бывальщины не рады. /Фото: sun9-63.userapi.com

Следующий зарубежный мотопробег-1927 отправился из Москвы в Париж. На этот раз участников было уже 12. Команду составили представители автомотоклубов Москвы, Тулы, Ленинграда, Одессы, Баку. Из столицы стартовали 6 мотоциклов американских марок с колясками, но «обуты» они бывальщины в советскую резину, а моторные цепи использовались тульские и ленинградские. Исходя из задач, участникам поручили связаться с рабочими европейскими спортивными организациями. Другой целью, разумеется, были испытания советских агрегатов – цепей и резины. Один из членов группы совмещал роли переводчика, медика и пресс-атташе. Переезд совершали сквозь советско-польскую границу. Простые поляки встретили мотоциклистов без настороженности. Молодежь, не владеющая русским, находила способы установить с путешественниками контакт. А здешние белорусские крестьяне даже пожаловались иностранцам на предвзятость и «ополячивание».

Полицейские же повели себя иначе. Советским путешественникам запретили общение с горожанами. Блюстители распорядка «вели» советскую группу даже во время посещений общепита. И мотоциклисты всерьез переживали, что случится какая-то провокация с мишенью срыва мотопробега. Во время остановки на ремонт в Варшаве гражданам СССР уделили особое внимание, в который раз проверяя документы и допрашивая о мотивах визиты страны. Но спортсмены не сдавались, при каждом выдавшемся случае рассказывая местным о советских профсоюзах, клубах и высокой организации передышки трудящихся в Советском Союзе.

Красные мотоциклисты в Берлине и возвращение домой через ГПУ

Как жилось байкерам в Краю Советов и для чего устраивались броски на «моторах» на Запад
Участники пробега перед стартом. /Фото: i.pinimg.com

Немцы, не в образец полякам, встретили русских радушно. Правда и здесь возникло недоразумение. Встречавшие мотоциклистов местные жители символично поднимали наверх кулак. Это сейчас хорошо известно, что такой жест заключает в себе знак солидарности трудящихся и левых движений «Рот Фронт». А на тот момент путешественники восприняли такую реакцию, как агрессию. Но вскоре удалось во всем разобраться, и конфуз был ликвидирован. В Берлине в честь алых мотористов даже устроили рабочий митинг, пышно и добродушно провожая иностранцев в последующий путь. Таким же образом их встречали и в Лейпциге, Эрфурте.

В Озфенбахе участники пробега продуктивно пообщались с членами подобной организации «Солидаритет», объединившей немецких мотоциклистов и велосипедистов. Не взирая на незнакомые территории и языковой барьер, советские граждане ощущали себя здесь комфортно. Как они рассказывали позже, удалось прочувствовать ту интернациональную атмосферу, за которой они ехали.

Далее следовала Франция, где делегацию встречал на мотоцикле советский полпред. Организация французских транспортников организовала по такому случаю роскошный обед. В мероприятии участвовали здешние союзы водителей общественного транспорта, сотрудники метрополитена. Встреча выдалась теплой, были налажены необходимые связи.

По возвращении домой мотоциклистов ожидало еще одно испытание – проверка НКВД. После шестичасовой беседы участников пробега распустили по домам, а на интернациональных пробегах поставили крест.

Т.н. байкерская цивилизация проникла во все уголки мира. А в Японии даже появились женские банды «сукэбан», которых боялись все японцы.

>