Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось

Таких, как Джироламо Савонарола, история не обожает, расправляется с ними жестоко. С людьми, которые пытаются остановить закономерные общественные процессы, вернув к жизни то устаревшее, что вытекает оставить в прошлом. И пусть ушедшая эпоха выигрывала в чем-то у новой, повернуть вспять развитие человеческой цивилизации невозможно даже ради исправления недавно показавшихся изъянов. Но место в истории для Савонаролы все же нашлось, что тоже закономерно – слишком уж неординарным и последовательным в своих взглядах человеком он был.

Несостоявшийся медик и увлеченный монах

Это была весьма интересная, быть может, самая интересная эпоха со времен падения Рима. Италия была территорией Возрождения, она была обнята идеями гуманизма, и это влияло на всю европейскую действительность (и, в какой-то степени, на историю Руси). Вторая половина XV века в Италии – это эпоха шедевров Микеланджело и да Винчи, великолепной Флоренции, славы герцогов Медичи, благодаря каким развивалось искусство, появлялись шедевры, пробивали дорогу к славе гениальные художники. Но это еще и период яростной борьбы с тем же самым искусством одного из увлекательнейших государственных деятелей – Джироламо Савонаролы.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Скульптура Савонаролы в составе памятника Лютеру в немецком Вормсе

Он родился 21 сентября 1452 года в гарантированной уважаемой семье. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом и в какой-то момент перевез свое семейство из Падуи в Феррару, там и родился после будущий церковник. Именно дед привил одному из своих многочисленных внуков – Джироламо – любовь к наукам, в первую очередь – к медицине и философии.

Джироламо рос дитятей образованным, любил учиться, все говорило за то, что его ждет блестящее, обеспеченное, достойное будущее. Он много времени посвящал изучению стихотворства – как многие образованные люди того времени, сам предпринимал попытки сочинять и делал это довольно успешно. Но при этом довольно спозаранок в юноше проявилось стремление к самоограничению и религиозным размышлениям, которые потом приведут Савонаролу к монашеству.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Портрет Лоренцо ди Медичи пятерни А. Бронзино. Медичи считается меценатом и покровителем искусств, для Савонаролы же он был сторонником разврата и отступления от веры

А между тем, аскетизм не был популярным для той эпохи житейским принципом. От средневековых воззрений люди Возрождения пришли к другой философии – к приоритету чувственных наслаждений, к разврату и падению нравов – так, во всяком случае, после назовет это положение дел Савонарола. Епископы не подавали пастве хорошего примера, сплошь и рядом католические священники жили во грехе, даже римские папы не стеснялись заводить незаконнорожденных детей и, больше того, объявлять о своем отцовстве.

В решении Савонаролы уйти от мира сыграла свою роль и собственная трагедия. В двадцать три года он стал жертвой безответной любви к незаконнорожденной дочери флорентийца Строцци, получил отказ; вскоре после этого он зачислил решение удалиться в монастырь.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
М. да Брешиа. Портрет Джироламо Савонаролы

Монастыри Феррары не подходили – слишком богаты для юного аскета, а вероятно, и слишком близки территориально к той жизни, которую он стремился оставить позади. Савонарола отправился в Болонью, в доминиканский монастырь. Новоиспеченный этап жизненного пути Джироламо диктовал и другие изменения: он отказался от имущества, вещей, денег, свою библиотеку подарил монастырю. С этого момента Савонарола был погружен в монастырскую существование и дальнейшее постижение наук.

Растущее влияние и общественная деятельность

Вскоре он уже был дьяконом, потом пресвитером. В 1479 году Савонарола завершил свое образование и был устремлён настоятелем болонского монастыря во Флоренцию, для преподавания. С этого момента он становится проповедником, да не рядовым, а одним из самых ярких в истории христианства.

Савонарола немало говорил о порочности современного ему итальянского общества, о падении нравов в Риме, о том, что позабыты многовековые устои, о том, что стремление к роскоши и чрезмерное интерес материальной стороной жизни, включая произведения искусства, направляет христиан по греховному, ложному пути. Поначалу его проповеди имели переменный успех. Он переезжал из города в город, улучшая ораторское мастерство, чтобы в один прекрасный день вернуться во Флоренцию, с которой и будет связана его дальнейшая судьба и его крах.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
О жизни папы Иннокентия VIII ходили довольно жуткие слухи, да он их и не опровергал

В 1482 году Савонарола проповедовал в монастыре Сан-Марко. Исподволь число его последователей увеличивалось, среди них было все больше обычных горожан, светского населения. Сам он был убежден, что лишь передает людям божье слово, его посещали мистические видения. Отдельный из предсказаний Савонаролы – такие, как смерть папы Иннокентия VIII или нападение французских войск на Флоренцию – сбывались, что растило доверие к проповедям Савонаролы. Его сделались считать пророком, от имени которого говорит сам Бог.
В 1491 году он был избран настоятелем монастыря Сан-Марко. Годом позже правителем Флоренции сделался Пьеро Глупый, сын знаменитого покровителя искусств Лоренцо Медичи, человек весьма непопулярный в городе. Речи Савонаролы содействовали ослаблению позиции Пьеро, и он в итоге был вынужден бежать из Флоренции, после чего в городе была восстановлена республика. Фактическим правителем же сделался Джироламо Савонарола.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Н.П. Ломтев. Проповедь Савонаролы во Флоренции

Когда французский король Карл VIII вступил в Италию и очутился у стен Флоренции, на переговоры с ним отправился именно Савонарола. И сам факт переговоров с одним из европейских правителей, и то влияние, которое оказали на молодого короля слова Савонаролы, лишь упрочили репутацию последнего. Вскоре он уже решал множество других вопросов по управлению Флоренцией.

Конфликт с церковью и казнь

Разумеется, бывальщины у проповедника и враги. Образовались даже «партии» – одни стремились вернуть Медичи на флорентийский престол, другие отстаивали принципы аристократической республики, для третьих же Савонарола продолжал оставаться излюбленным правителем.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Монастырь Сан-Марко располагает, тем не менее, прекрасно сохранившимися фресками работы Фра Анджелико

Конечно, для высшего католического духовенства, для папы римского он был человеком неловким, с его речами, его стремлением к автономии монастыря Сан-Марко, а потом продвижение собственной политики объединения итальянских монастырей. Обвинить Савонаролу было не в чем, поскольку ереси в его проповедях не было. Он опирался на догматах церкви – скорее Италия успела от них отойти.
Чего стоили одни «костры тщеславия» – ритуальные сожжения итого светского, роскошного – то есть, греховного. Известно, что подобных мероприятий было несколько. Сжигали светские книги, музыкальные инструменты, дорогостоящую одежду. Сандро Боттичелли, по слухам, принес в жертву этому костру и свои произведения, несколько этюдов. Возможно, истина, это было продиктовано не столько слепой верой в слова Савонаролы – не исключено, что художник таким образом просто «откупился» от церковника.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Микеланджело счел за лучшее удалиться из Флоренции, где правил Савонарола

Уместно, что касается другого флорентийского художника – Микеланджело, он счел за лучшее уехать в Рим в период расцвета власти Савонаролы, вернулся искусник уже после смерти народного лидера.
Настоятеля Сан-Марко и правителя города пытались «купить» кардинальской шапкой, должностью в Риме – он это с презрением отверг. Но всеобщая политическая обстановка, военная угроза, решения, продиктованные Священным Писанием, но бьющие по финансовой состоятельности горожан, как, например, ограничение ростовщичества и заявка выдавать бедным беспроцентные займы, привели к тому, что Флоренция оказалась в сложном политическом и экономическом положении. Следовательно, вырастало и недовольство проповедником.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Казнь Савонаролы на площади Синьории, работа неизвестного художника

Несмотря на чудодейственный эффект от проповедей Савонаролы, человека весьма харизматичного, умевшего «уводить» людей с увеселительных балов и карнавалов, власть его над умами флорентийцев стала ослабевать. Та самая гурьба, что когда-то восторженно подхватывала слова монаха, в 1498 году заключила его в тюрьму. Савонарола был схвачен вместе со своими двумя приверженцами и после допросов и пыток казнен – повешен и потом сожжен на площади Синьории во Флоренции.

Эпизод закончился, Флоренция вернулась на свои исторические рельсы, Медичи вернулись, мир двигался дальше, окончательно оставив позади Средневековье.

Савонарола впоследствии был признан католической храмом мучеником веры.

Как монах Савонарола бился с искусством и роскошью, и чем все это закончилось
Фра Бартоломео. Джироламо Савонарола

Как и все католические монахи, Савонарола носил прическу, именуемую тонзурой, а вот как выглядели мужские стрижки в иных конфессиях.

Вам также может понравиться