Как на Руси девиц в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде

Ныне не многие знают, что такое понёва. Что за странное слово? А ведь оно обозначает традиционную женскую одежду, которую носили древние славянки. При этом по тому, как была одета дама, можно было узнать о ней многое. Читайте, как девушек в поньку загоняли, какими были венчальные понёвы, что приходилось ходить несчастным вековухам и кому строго–настрого было запрещено надевать этот вид одежды.

Что такое понёвы и как по ним отличить девицу от замужней бабы

Как на Руси девиц в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Чаще всего для повседневного ношения использовали красные понёвы. /Фото: vrnfolk.ru

Понёва, длинная крестьянская юбка из нескольких кусов ткани, хоть и была традиционным элементом женского костюма, но носить ее следовало по правилам. В исследованиях этнографов можно отыскать упоминания о цветах этой одежды. Например, красный — для повседневного ношения, черный или «чернушка» — во время грустных событий существования, а именно после смерти близкого родственника (это называлось «большая печаль»). Синий цвет символизировал грусть при «меньшей печали», то кушать когда закончился годичный траур по усопшему. Строгого закрепления цветов не было, к тому же в различных областях они могли означать различные ситуации.

В разных губерниях были свои предпочтения. Под Смоленском носили понёвы-растополки, то есть те, у которых бока были отворены. Рязанские жительницы предпочитали гофрированные модели, а под Тамбовом и Орлом в ходу были так называемые кульки, понёвы, подтыкаемые за поясок.

По виду понёвы можно было судить о возрасте ее обладательницы. К примеру, замужние женщины нередко обшивали подол снизу шерстяными нитками, а для девиц, которые еще не были замужем подходили атласные ленты. Но самым точным признаком был рисунок, наносимый на ткань. Если дама недавно родила и при этом она проживала в Воронежской губернии, то на ее понёве обязательно находился рисунок в виде «орлиного глаза».

Дамы шили одежду своими руками и носили ее очень аккуратно. Часто понёвы передавались по наследству дочери или внучке. Молодые девицы заготавливали этот вид одежды как приданое. По количеству понёв судили о достатке семьи.

Как девочек «в поньку загоняли»

Как на Руси девиц в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Когда девица достигала половой зрелости, она надевала понёву. /Фото: imatreshki.ru

Были и ограничения, правда касались они совсем маленьких девочек — они не носили понёву. Натягивали на будущих невест холщовые рубашечки, а поясок был красного цвета. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не достигала половой зрелости. И вот тогда на нее натягивали понёву, но не просто так, а в процессе особенного ритуала.

Проходил он очень интересно. Когда наступал день именин, родители звали в гости всю родню. Девочку же ставили на широкую лавку, по которой она должна была прохаживаться. Мать же двигалась параллельно с дочерью, содержа в руках распахнутую понёву и одновременно призывая свое чадо «вскочить» в одежду. По традиции девочка должна была длинно и упорно игнорировать эти просьбы, но после быстро «запрыгнуть» в понёву. Все, наступал долгожданный момент, когда ее можно было призывать замуж. Так как этот предмет одежды являлся символом физической зрелости, готовности к вынашиванию и рождению ребенка. Назывался этот ритуал «вогнать в поньку». Подменить мать могли братья девочки, если они были старшее ее, но чаще всего все же придерживались первого варианта. Исследователи находят, что этот обряд был не только символическим, но преследовал также и практические цели: когда у женщины бывали критические дни, то длинная и плотная юбка таила возможные казусы от посторонних глаз.

Венчальные понёвы – и в них извольте с разбегу заскакивать

Как на Руси девиц в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Во многих областях понёва считалась свадебной платьем. /Фото: mykaleidoscope.ru

На Руси девушки редко засиживались в девках и достигнув совершеннолетия быстро выходили замуж. Есть немало этнографических изысканий, где понёва описывается как одежда невесты. Например, Борис Куфтин отмечает, что в некоторых областях девушкам не разрешали носить подобный наряд до свадьбы. Иначе говоря, существовали венчальные понёвы, которые шили специально для этого торжественного события и хранились в сундуке до поры, до поре. Интересно, что надевали ее примерно так же, как и во время обряда «загона в поньку». Только в этом случае держала в руках одежду и всячески убеждала молодую впрыгнуть в нее не родная мама невесты, а ее крестная. Дальше все было как обычно — невестушка ходила взад-вперед по лавке, мастеря вид, что не собирается исполнять просьбы крестной, и лишь потянув хорошенько время запрыгивала в поньку.

Бывало, что девушка охотно скакала в понёву, ведь после этого ее торжественно вели под венец. Это случалось, когда брак заключался по любви. К сожалению, такие случаи не бывальщины слишком распространенной практикой на Руси. В отдельных селениях были свои правила: венчалась девушка в своей обычной платью, а вот новую понёву торжественно надевала только после того, как брак был заключен.

А вековухе – вечная рубаха да запон

Как на Руси девиц в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Не носили понёву монахини. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Не лишь маленьким девочках приходилось ходить без понёвы, в рубашке. Это ограничение распространялось еще на некоторую прослойку женского населения. Ходить всю существование в рубахе, надевая сверху девичью юбку, носящую название «подол» или специальный фартук (его называли запон) должны бывальщины вековухи. Так называли женщин, которые не вышли замуж. Грустное правило, ведь таким образом можно было разом понять, каков статус девушки. Возраст уже немалый, а одета в рубаху — понятно, что перед вами так называемая старая дева.

Монахиням тоже категорически запрещалось натягивать понёву. Это было следствием добровольного отказа от мирской одежды и принятия обета безбрачия. Когда монашка облачалась в черноволосую одежду, это приравнивалось к символическому наложению венца. Девушка навсегда отказывалась от земных плотских радостей, от супружества. Она не выходила замуж, не рожала детей. Монахинь именовали христовыми невестами, это были другие, не мирские женщины. Понёва же символизировала замужество и рождение малышей, потому о ней скромным и набожным служительницам храмы даже думать было нельзя.

Ну и хлеб всегда почитался на Руси. И эти вещи делать с ним категорически запрещалось.

Вам также может понравиться