Рядовые исполнители распоряжений нацистских вождей – кто они? Как получилось, что в развитом европейском государстве нашлось такое количество людей, способных на зверства и запредельную бессердечность? На этот вопрос, мучивший человечество после Второй мировой, удалось получить ответ в результате серии психологических экспериментов Стенли Милгрэма. Итог потряс и самого исследователя, и весь мир.
Соцсети и теория шести рукопожатий
Стенли Милгрэм – тот, благодаря кому появилась столь популярная сейчас «теория шести рукопожатий», сообразно который каждый человек на планете связан с любым другим в среднем через шестерых своих знакомых. Родилась она в итоге серии экспериментов, которые этот американский ученый проводил в 1967 году. «Мир тесен» – так назывались исследования, а целью их было дефиниция средней длины цепочки знакомых, связывавшей любых двух жителей Соединенных Штатов. Для эксперимента взяли максимально удаленные товарищ от друга географически и не похожие по социальным показателям города: Омаха в штате Небраска и Уичито в штате Канзас с одной сторонки и Бостон в штате Массачусетс – с другой.
Социальный психолог и педагог Стенли Милгрэм
Случайно выбранные люди в первых двух городах получили от Милгрэма и его команды послания, в которых подробно описывалась суть эксперимента и содержалась информация о человеке, проживающем в Бостоне. В случае, если участник эксперимента ведал этого человека, ему предлагалось отправить тому письмо. Куда более вероятным вариантом было то, что бостонец ему не знаком, тогда участнику вытекало выбрать из своих знакомых тех, кто с наибольшей вероятностью знает адресата, и переслать ему письмо, сделав отметку в приложенном реестре.
С появлением Интернета эксперимент был вторичен – теперь рассылались электронные письма; результат оказался похожим на выводы Милгрэма
По итоговому количеству этапов пересылки послания сделали выводы о тех социальных связях, которыми объединено американское общество. Большая часть испытуемых отказывалась от пересылки, но все же из 296 первоначально посланных писем до конечного адресата дошли 64. Длина «цепочки» составляла от двух до десяти человек, и получалось, что в среднем сквозь пять-шесть контактов, «посредников», участники эксперимента оказывались связанными со случайно выбранным адресатом писем.
Примерно в те годы и показалось понятие «социальная сеть», без которого невозможно представить себе современную реальность, пусть сам термин и означает теперь несколько иные, виртуальные связи между людьми.
Рекомендуем: мебельные ткани купить в спб
На основе теории возникла игра «Шесть шагов до Кевина Бэйкона», в которой игроки должны отыскать связь между Кевином Бэйконом и загаданным актером через фильмы, в которых он снимался, и актеров, с которыми играл
Но самым оглушительным, самым поразительным стал другой эксперимент Стенли Милгрэма, тот, что был посвящен исследованию способности человека противостоять начальнику, если тот отдает распоряжения причинить боль иным людям и вообще совершить нечто выходящее за рамки допустимого.
Кто стал орудием идеологии нацистов и почему: эксперименты Милгрэма
Стэнли Милгрэм родился в 1933 году, в семейству евреев – эмигрантов из Восточной Европы. С окончанием войны его родители приняли у себя родственников, переживших заключение в концлагерь, и тема Холокоста навеки стала для Милгрэма главной, определяющей, в том числе и в работе. Он получил образование в области социальной психологии, стал доктором философии. В своих изысканиях ученый пытался ответить на вопрос, как далеко может зайти человек в стремлении выполнить распоряжение начальства или любого авторитетного лики.
Объявление об участии в эксперименте. Вознаграждение составляло четыре доллара, которые выплачивались вне зависимости от результатов испытания
Как оказалось вероятным, чтобы обычные немцы становились активными участниками уничтожения евреев, устраивались на работу в лагеря смерти, приводили в исполнение самые чудовищные распоряжения нацистских лидеров? Иллюстрацией стал суд на Адольфом Эйхманом, бывшим офицером СС, непосредственно отвечавшим за «окончательное решение еврейского проблемы», то есть уничтожение миллионов мирных жителей Европы. Был ли этот человек и те, кто ему подчинялся, садистами, психопатами, извращенцами? Что могло принудить людей пойти на недопустимые с точки зрения человечности поступки?
Философ Ханна Арендт, развившая теорию тоталитаризма, высказалась в том резоне, что нацист Эйхман не был ни психопатом, ни чудовищем. Один из главных преступников в истории человечества был, по ее мнению, «невероятно нормальный человек, а его поступки, обернувшиеся гибелью миллионов людей, – следствие желания хорошо сделать свою работу».
Электрический прибор производил импозантное впечатление на испытуемых
Эксперимент Милгрэма был проведен в 1961 году в здании Йельского университета. Участникам эксперимента – испытуемым объясняли, что проводится изыскание влияния боли на человеческую память. А потому им предлагалось путем жребия выбрать роль либо «ученика», либо «преподавателя». На самом деле никакого выбора не было, поскольку роль ученика всегда выполнял актер, а испытуемому отводилась роль преподавателя.
Участникам демонстрировали прибор, который при нажатии нужных кнопок направлял электрический разряд на электроды кресла «ученика». «Преподаватель» перед началом эксперимента получал небольшой «демонстрационный» удар током, после чего на его глазах «ученика» привязывали к креслу. «Ученику» якобы предлагалось запомнить список пар слов. Испытуемый и экспериментатор уходили в соседнюю звуконепроницаемую горницу, откуда с помощью микрофона «учитель» проверял память «ученика», зачитывая ему первое слово и предлагая выбрать из четырех вариантов второе слово четы. Для ответа «ученик» нажимал одну из четырех кнопок, в комнате «учителя» загоралась соответствующая лампочка. Идея эксперимента – как она преподносилась участнику – заключалась в том, что «ученика» за ошибки в задании следовало наказывать ударом тока.
Выполнение задания давалось нелегко, поскольку якобы доводилось причинять сильные страдания «ученику»
Сценарий был одинаковым – «ученик» давал несколько правильных ответов, потом – неверный, после чего «учитель» должен был нажать на кнопку, посылающую электрический разряд. С новым неправильным переходили к следующей кнопке, удар становился мощнее; максимальное значение на кнопках прибора показывало 450 В, имелась подпись: «Опасно. Труднопереносимый удар». В случае колебания «преподавателя» экспериментатор должен был сказать заготовленную фразу о необходимости продолжать эксперимент – не запугивая испытуемого, не угрожая ему, лишь настаивая на выполнении задания.
Сквозь некоторое время «ученик» начинал стучать в стену, далее – прекращал отвечать, что следовало трактовать как неправильный ответ. После оценки 315 В прекращались и стуки, и ответы из комнаты «ученика», но, согласно правилам эксперимента, от «учителя» требовалось продолжать нажимать на кнопки.
Экспериментатор настаивал на нужды продолжать эксперимент – в случаях, когда «учитель» выражал неуверенность
Важно отметить: участник эксперимента фактически мог прервать его в любой момент и удалиться. Объявленное за участие небольшое вознаграждение в любом случае оставалось у «учителя». Никакого давления на испытуемого не оказывалось – на него воздействовал лишь авторитет «ученого», человека в халате, отвечающего за работу серьезного прибора и производящего «важные» вычисления. По плану Милгрэма, эксперимент завершался в том случае, если испытуемый отрекался продолжать после четырех заранее заготовленных фраз экспериментатора о необходимости закончить работу.
Перед проведением эксперимента Милгрэм провел опрос среди коллег-психологов сравнительно прогнозов, свое мнение высказали и психиатры. По оценке этих специалистов, до максимальной величины удара тока довели бы дело от 0,1 до 2 процентов испытуемых. Эксперты весьма сильно ошибались. Разрядом в 450 В «ученика» (к тому времени уже не проявлявшего никакой активности) «наказали» 65 процентов «преподавателей». Во всех этих случаях эксперимент был прекращен не участником, а исследователем.
Схема расположения участвующих в эксперименте
10 процентов испытуемых останавливались на степени 315 вольт, когда «ученик» уже переставал давать ответы и стучал по стене, 12,5 % отказывались продолжать при достижении степени 300 В. Остальные прекращали нажимать на кнопки раньше, при меньшем напряжении.
«Они и есть мы с вами»
Публикация результатов эксперимента Милгрэма произвела сенсацию и в вселенной науки, и в обществе. Поднялась волна критики – ученого обвиняли в том, что он не учел влияние сторонних факторов, как, например, репутация Йельского университета, под вывеской какого проводился эксперимент, гендер испытуемых, их склонность к такого рода исследованиям как форме садизма. Впоследствии эксперимент был повторен неоднократно, в разных странах, с разными вариациями, причем потенциальное воздействие какого-либо из упомянутых факторов на итоговые результаты было выключено. Испытуемые-женщины демонстрировали те же цифры, и такие же результаты принесли исследования, проводимые от имени некой малоизвестной лаборатории.
При повторных экспериментах было выключено влияние каких-либо внешних факторов
А вот что действительно влияло на поведение «учителей», так это близость экспериментатора и близость «ученика»-жертвы, а также присутствие единодушия между экспериментаторами, если их было двое. В том случае, если один настаивал на продолжении эксперимента, а второй – на его прекращении, «преподаватель» во всех случаях отказывался нажимать на кнопку. Уменьшало готовность продолжать эксперимент и нахождение «ученика» в зоне видимости, а еще – отсутствие рядышком экспериментатора.
Выводы, к которым позволил прийти эксперимент Милгрэма, сводились к тому, что человеку свойственно заходить далеко, неожиданно вдали в стремлении выполнить указания того, кто признается авторитетом. Прямое возражение человеку в халате для подавляющего большинства испытуемых – обыкновенных людей – оказалось делом невозможным. При этом в случаях, когда влияние этого «начальника» ослабевало, в человеке немедленно хватала верх лучшая, гуманная сторона натуры.
Не оправдало себя и предположение, что разные нации склонны по-разному относиться к рабочей дисциплине (была версия, что господство нацизма оказалось возможным именно благодаря особенной исполнительности немцев). Исследования в США, Испании, Голландии, Германии и иных странах показали сходные результаты.
Аналогичный эксперимент был проведен в начале этого века, существенных расхождений с результатами Милгрэма зафиксировано не было
Стенли Милгрэм опубликовал статью, а затем и книжку о подчинении власти, получил, после некоторых дискуссий в связи со спорной этичностью его экспериментов, членство в Американской психологической ассоциации. Он преподавал в ведущих американских вузах и вошел в число самых влиятельных социальных психологов, но помер в возрасте всего 51 года от сердечного приступа.
А вот как проходили суды над пособниками нацистов: как их разоблачали и в чем обвиняли.