Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия

Похороны и поступки, предшествующие этому процессу на Руси, всегда зависели от множества суеверий. За соблюдением правил строго следили, а старики усердствовали передать потомкам свои знания об удивительной силе покойников и их и вещей. Отношение к смерти на Руси было особенным. Декламируйте, на что были способны руки умершего, как использовали мыло, которым мыли усопшего, что такое смерок и какой силой обладала платье недавно почившего человека.

Магические руки усопшего, способные от болезни избавить

Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия
Руки покойного, по мнению древних славян, обладали магической силою. /Фото: medisite.fr

Руки умершего, по мнению славян, обладали целительным действием. Крестьяне лечили м их помощью различные заболевания. Нужно было провести ладонью умершего по тому месту на теле, которое болело и одновременно прочитать заговор. Что прикасается содержания заговора, то оно было стандартным. Меняли лишь название болезни, которой страдал человек. К примеру, если необходимо было избавиться от головной, следовало шептать: «Как твоя рука замерла, таки боль моя замри и уйди из головы». Особым целительным поступком обладал мизинец левой руки усопшего. Его надо было приложить к больному зубу, и боль улетучивалась. Неизвестно, трудились эти ритуалы. Но они существуют, и для этого обязательно должны быть свои причины.

Как мылом от покойника и лицо мыли, и в суды хватали

Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия
Мыло, которым омывали покойного, обладало магическими свойствами. /Фото: cakarelia.ru

Не меньшую магическую силу имело мыло, используемое для омывания усопшего. Такое гигиеническое оружие применялось для решения некоторых медицинских проблем. Например, под Вологдой мыло «от покойника» использовалось для лечения болезней. Считалось, что оно вбирает в себя мочь мертвеца и может помочь живым преодолеть напасти и болезни. Заболевшему человеку следовало мылиться им и одновременно читать комплот. Смысл был в том, что люди просили мыло помочь избавить их от боли, ведь у покойника уже ничего не болит. И все недуги должны бывальщины утечь вместе с мыльной водой, раствориться в ней и перестать беспокоить того, кто проводил ритуал.

Народы коми использовали мыло от помершего для лечения ревматических болезней, куриной слепоты, мозолей. Считалось, что особую пользу при этом могут получить тезки помершего. Делали также ингаляции: на каменку следовало бросить обмылок, а больной должен был дышать целительными испарениями. Мыло от померших применялось и в косметических целях. Молодые крестьянки использовали его для того, чтобы улучшить состояние кожи, мамочки — для купания своих ненаглядных чад. Сообщали, что в этом случае дети становились покладистыми и переставали капризничать. С помощью такого мыла замужние дамы усмиряли своих буйных супругов. Более того, кусочки покойницкого мыла нередко брали с собой на судебные разбирательства, чтобы судьи были немало снисходительными и не выносили суровый приговор.

Как смерок пчеловодам помогал, и для чего нужно было ходить с топором вокруг гроба

Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия
Перед погребением порой проводились различные ритуалы. /Фото: korrnews.ru

На Руси весьма боялись злых духов и старались прогнать их. Чтобы нечисть не беспокоил покойного, следовало использовать топор, который был символом господа Перуна. В отдельных регионах проводили специальный ритуал: кто-то из родственников умершего брал в руки топор и три раза обходил гроб. Лезвие при этом надлежит было быть направлено в сторону умершего. Когда действия были закончены, надо было вернуться туда, где ритуал начинался и со всей мочи ударить по гробу обухом топора. Тогда можно было не бояться, что покойный будет мучиться от проделок злых духов.

При изготовлении гроба плотник снимал буквальные мерки с усопшего. Говорили, что гроб не должен быть тесным, иначе усопшему будет неудобно и больно. А если размер чересчур большой, то это может привести к смерти в доме покойника. Чтобы правильно обмерить мертвеца использовали инструмент под названием смерок. Это была специально вырезанная рейка, по сути линейка, какой и измерялись габариты отошедшего. Мерить смерком живых людей, а особенно детей, запрещалось. При нарушении человек, которого обмерили, мог помереть, а ребенок переставал расти (и это самый мягкий вариант). То есть покойник мог забрать с собой тех, кого обмерили при помощи смерка.

Пуще всего это инструмент клали в гроб к покойнику. Но, например, пчеловоды Костромской области часто просили родственников отдать им смерок. Почиталось, что этот предмет поможет предотвратить перелет роя к другому хозяину.

Невероятная сила одежды покойного, помогающая и мужа унять и замуж выйти

Как покойные на Руси живым помогали, или Самые распространённые похоронные суеверия
Народы коми считали, что полезно сидеть там, где стоял гроб. /Фото: proza.ru

Одежда покойного также наделялась особыми свойствами. Дамы старались выдернуть из савана несколько ниточек и вшить в мужнину одежду, чтобы укротить его и сделать более покладистым, чтобы перестал обижать супруга. Если вдова хотела повторно выйти замуж, рекомендовалось расстегнуть на одежде покойника все пуговицы. А в том случае, когда, родня желала, чтобы вдовец не женился вяще, родственницы покойной должны были надеть на нее поясок из ниток.

Интересны ритуалы народов коми, относящиеся к покойникам. Они проводились с охранной мишенью и должны были отвести смерть от дома. Считалось, что очень полезно прикоснуться к пятке левой ноги покойника или подержаться за его ботинок, погладив при этом подошву. Сообщали, что хорошо посидеть на том месте, где стоял гроб. Отсутствовали запреты на прохождение перед гробом в тот момент, когда его выносили. Но не все так попросту. Чтобы влияние было положительным, надо тут же вернуться обратно и заглянуть в печную трубу. Если это сделать было невозможно, то вытекало натереть грудь песком, который рекомендовалось взять по дороге к погосту.

Если умерший при жизни был колдуном, то процесс похорон был весьма страшным. Хоронили таких людей в затопляемых землях, а перед этим тело протыкали осиновым колом. Голова, длани и ноги отрубались. После этого могилу засыпали камнями. Это делалось для того, чтобы колдун не выбрался наружу и не причинил вреда людям.

Изумление сегодня вызывают не только языческие обряды прощания с усопшим. Но и более поздние похоронные обряды, значение которых нынешние люди не поймут.

>