Скромный редакционный художник подарил знаменитому ваятелю сюжет для Брестского мемориалаВ брестской областной газете “Заря” мы его величали по-домашнему дядей Сашей. Он, уже пенсионер, заглядывал к нам по престарелой памяти, поскольку много лет проработал в редакции художником. Ходил с палочкой, прихрамывая – сказывались последствия фронтовых ранений. Был немногословен. Раз принес стопку тонких школьных тетрадей, положил мне, заведующему отделом культуры, на стол: “Глянь, Коляша, мои рассказики. Если негожие, ты их – в мусорку…”
А. Кожин. Автопортрет.
Рассказики очутились гожие – короткие, емкие, с живым описанием окопных будней солдата. Один назывался "Сашка" – его мы первым опубликовали. Так, осколками прозы, сходила из дяди Саши война. И для меня была не удивительна скупая графика его фронтовых описаний, ведь Александр Иванович Кожин еще до июня сорок первого окончил художественное училище…
Сожалею, что не порасспросил подробнее дядю Сашу о его фронтовой биографии. Знаю только, что девятнадцатилетний паренек с Орловщины попал в первый же военный лозунг. Служил в авиационном полку, в аэродромном обслуживании. Но приключилась история: у друга-летчика произошел конфликт с командиром полка – и Александр Иванович, будучи по существования правдорубом, заступился за несправедливо обиженного. В результате обоих укатали в штрафную роту. Друг вскоре погиб, а рядового Кожина небесные мочи уберегли, хоть и повалялся немало по госпиталям.
После войны обосновался в Бресте, семейно обустроился, работу по душе нашел – художником в областной газете "Заря". Ретушировал снимки, придумывал виньетки, а его графические рисунки пропечатывались лучше фотографий.
Графиком был отменным!
Основу Брестской организации Союза художников тогда составляли бывшие фронтовики. Одним из первых Александр Иванович сделался воссоздавать в красках и графике подвиг защитников Брестской крепости. В 1961 году, к 20-летию рокового июня, на выставке в Музее обороны цитадели внимание немало привлекло его полотно "Ценою жизни", экспрессивное, наполненное тревожной энергетикой.
А. Кожин. Ценою жизни. 1960 год.
Боец с винтовкой зачерпывает воду из ночного Буга в отсветах пепелища. Трагический миг начала Великой Отечественной…
Не знаю, какие чувства испытал Александр Иванович Кожин, когда десятилетие спустя, в 1971-м, увидал свой художественный образ, масштабно воплощенный в бетоне скульптором-монументалистом Александром Кибальниковым. Только у бетонного бойца в центре брестского мемориала не винтовка, а машина. Но наш дядя Саша никогда не страдал амбициозностью, чтобы качать какие-то права. Большой его друг, фронтовик и журналист Аркадий Моисеевич Бляхер запоздалее рассказал о встрече художника и монументалиста:
"Кожин был человеком решительным, и если что-то задумал, то ничего не могло его застопорить. Его не смутило, что Кибальников уже был Народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии. Александр пришел в мастерскую титулованного скульптора "на знакомство", даже не условившись о встрече. Кибальников прямо сказал Кожину, что его картина "Ценою жизни" произвела на него потрясающее впечатление. И она подлинно подсказала ему композицию "Жажда". Вскоре за рюмкой они беседовали на разные темы, словно давние знакомые…"
А. Кибальников. Жажда.
И никаких оскорблений или притязаний на славу.
В восьмидесятые Александру Ивановичу наконец-то дали комнатушку под мастерскую – в том же доме, где я только-только получил двушку. Но недолго мы соседствовали – дядя Саша помер в ноябре 1986-го. В августе будущего года Брест отметит столетие художника Кожина. В этот день я, конечно, пришагаю к "Жажде", чтобы положить алые цветы в неподъемную солдатскую каску – в память о дяде Саше, бойце и художнике…