Как русоволосы принимали ислам
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

По арабским ключам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира именуют каганом, как правителей у тюрок.

Как русоволосы принимали ислам
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк

Какую веру принял Владимир Святой?

По духовной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, потому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало. Владимир прославился как весьма жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков штатской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка.

Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть преходящих лет». «Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех вер и никак не могут объединиться вокруг одной правильной. Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов почитали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из курсов христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То кушать агаряне – это мусульмане. Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, магометанами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси.

Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже желал он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь. Русским послам поднесли состоятельные дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир разрешил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами.

Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришагали к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру. Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному господу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержанность от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Католики из Рима восхваляли свою религию: «…вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небосвод и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришагали, ибо отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в целого Бога…» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отшатнулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.

Затем прислали греки к князю Владимиру философа, сообщавшего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились обитателям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их…» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял собственный. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Дальше всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарованиями у греков. В итоге Владимир принял веру греков.

Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV столетия. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая доля народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.

Что сообщают восточные источники

Восточные источники сообщают о том, что порядочная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д.

Арабский путешественник XII столетия Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев. И вот что он повествует о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском стиле и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих магометан. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву верно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.

В восточных ключах есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя. Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они бывальщины расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя. Арабский историк, географ и путешественник X столетия Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силою в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей. Арсания – это одна из «славянских» краёв в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и магометанами.

А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русоволосы добывают себе пропитание только мечом. Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, сообщая ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришагали в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру. К хорезм-шаху барыши русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов дарами и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами.

Русы совершают походы в отдаленные края, постоянно странствуют по морю на судах. С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Увлекательно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах немного. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей. Арабские надписи составляют обычную принадлежность состоятельных русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо лишь арабские надписи, либо русские и арабские вместе.

Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма спокойной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов утилитарны до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось идолопоклонниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.

Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Лишь в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, ведать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство. Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было далеко. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.

Во Владимиро-Суздальской земле преобладало идолопоклонство. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»). Понадобились долгие столетия, пока образцово во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где существовали волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи. Потому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.

Источник

>