Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР

Полвека назад в октябре 1970 года в Батуми пассажиры покойно отправились на посадку на рейс № 244, рассчитывая спустя полчаса спуститься по трапу в Сухуми или чуть позже – в Краснодаре. Но во пора полёта на борту разыгралась настоящая кровавая драма, погибла юная стюардесса, были тяжело ранены почти все члены экипажа. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, 46 и 15 лет от роду соответственно, свершили первый в Советском Союзе угон самолёта.

Трагедия на борту

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Ан-24 компании Аэрофлот. / Фото: www.wikipedia.org

Тогда на внутренних чертах «Аэрофлота» пассажирам не нужно было проходить сложную процедуру проверок и досмотров перед полётом, да и рамки металлоискателей в аэропортах ещё не бывальщины установлены. Именно поэтому террористы смогли спокойно пройти на борт рейса № 244 с оружием и даже ручной гранатой.

С момента основы полёта прошло всего 10 минут, когда двое пассажиров, отец и сын, угрожая стюардессе оружием, велели ей передать экипажу писульку с требованием изменить курс и отправиться в Турцию. 19-летняя бортпроводница Надежда Курченко, бросившись к кабине, пыталась предупредить экипаж об угрозе, но тут же была расстреляна. Запоздалее Пранас скажет в своём интервью одному из изданий о том, что он убил стюардессу, «потому что она встала у него на пути».

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Надежда Курченко. / Фото: www.pinimg.com

После расстрела стюардессы террористы открыли беспорядочную стрельбу, тяжело ранили всех членов экипажа, кроме второго пилота, и добились посадки в турецком Трабзоне. Бразинскас-старший содержал под прицелом экипаж, а его сын Альгирдас контролировал пассажиров с оружием в руках.

К этому времени на счету Бразинскаса-старшего было множество заслуг, в том числе служба у немцев во пора войны и помощь оружием «лесным братьям». После войны он заработал себе год исправительных работ за злоупотребление служебным позой, затем ещё пять лет заключения за хищения. Освободившись по амнистии, Пранас остался в Узбекистане, где промышлял, по большей части, спекуляцией. Предлогом для побега послужил интерес, проявленный к Пранасу Бразинскасу со стороны КГБ.

Борьба за террористов

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Пранас Бразинскас. / Фото: www.ambebi.ge

После приземления Ан-24 папа и сын были тут же арестованы. Пассажирам и членам экипажа турецкие власти предложили остаться в Турции, но все, как один, ответили отказом. Пассажиры смогли разом же вернуться домой, раненым членам экипажа была оказана медицинская помощь. Позже власти отправили тело стюардессы на родину отдельным рейсом, а затем передали самолёт и позволили вернуться домой экипажу.

Требование советских властей выдать им Бразинскасов осталось неудовлетворённым. При этом деятельное участие в «борьбе за советских террористов» принимали дипломаты США, а в переговорах были задействованы сенаторы и члены палаты представителей Соединённых Штатов, что само по себе уже было сходящим за пределы нормы.

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Альгирдас Бразинскас. / Фото: www.dayonline.ru

Пранас представал во всей этой истории не банальным правонарушителем, а участником литовского сопротивления, борцом против советской власти. С его слов 19-летняя Надежда Курченко была не просто стюардессой, а многоопытным агентом КГБ, именно поэтому Бразинскасы были вынуждены открыть огонь. И вообще, со слов воздушных террористов, на борту аэроплана велась перестрелка с представителями КГБ.

В результате турецкие власти решили судить советских террористов самостоятельно, и приговор, вынесенный им, был чрезмерно мягким: Бразинскас-старший получил итого 8 лет лишения свободы, а его сын – 2 года. Спустя четыре года старшего террориста освободили по амнистии, обязав находиться под домашним арестом.

Расплата с отлагательством

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Нью-Йорк с высоты птичьего полета. / Фото: www.mignews.com.ua

Попытки получить политическое убежище в США поначалу успехом не увенчались, но Бразинскасы бывальщины полны решимости добиться желаемого. После отказа в посольстве они отправились через Венесуэлу в Канаду, но до точки прибытия не долетели, воспользовавшись остановкой в Нью-Йорке, чтобы остаться в США. Запоздалее выяснилось: их нелегальная высадка в США на самом деле была тщательно спланированной операцией.

Миграционная служба, по требованию литовской диаспоры, увидавшей в Бразинскасах участников освободительного движения, предоставила отцу и сыну право проживания с Соединённых Штатах. С этих пор Пранас и Альгирдас Бразинскасы существовали под фамилией Уайт, отец называл себя Фрэнком, а сын – Альбертом Виктором. Они обосновались в Санта-Монике в Калифорнии, где, как известно, была самая бесчисленная литовская община.

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Санта-Моника. / Фото: www.timeout.com

Такая снисходительность США к террористам объяснялась довольно просто. Как заявил представитель Госдепа, случай с Пранасом и Альгирдасом являлся особенным. Этих двоих американские воли, судя по всему, террористами не считали. А в 1982 году Госдепартамент пошёл на открытый обман, заявив, будто Бразинскасам было отказано в предоставлении политического убежища, и они оба бывальщины выдворены из страны. Правда, адрес их «выдворения» не оглашался, несмотря на запросы советских властей.

На самом же деле Бразинскасы преспокойно существовали в Калифорнии, выступили авторами книги, в которой представили угон самолёта, как один из этапов борьбы за освобождение Литвы от советской воли. Младший Бразинскас стал бухгалтером, а после женился на Вирджинии Уайт, сотруднице госдепа США и бывшей гражданке Литвы. Старший Бразинскас освоить английский стиль так и не смог, а его поведение с каждым годом становилось всё агрессивнее.

По воспоминаниям соседей, Пранас какое-то время торговал оружием и нередко вёл себя агрессивно, ему в каждом прохожем чудился агент КГБ. Одна из соседок Бразинскаса обращалась в полицию с просьбой защитить её от угроз физиологической расправы со стороны Фрэнка Уайта.

Как уложилась судьба террористов, совершивших первый успешный угон самолёта в СССР
Расплата настигла террористов спустя 30 лет после совершенного злодеяния. / Фото: www.kp.ru

Обоих Бразинскасов в литовской общине чистосердечно опасались, не зная, чего можно от них ждать.
Со временем о Бразинскасах забыли. Но в 2002 году в прессе о них снова вспомнили в связи с тем, что Альгирдас во пора ссоры убил своего пожилого отца, ударив его несколько раз по голове то ли гантелей, то ли битой. Как пояснил позже Альгирдас, Пранас увидал в сыне очередного агента КГБ, пришедшего, дабы с ним расправиться, и был полон решимости применить против него оружие.

Если ранее он направлял пистолет на прохожих, сопровождая их в полицию, как советских шпионов, то в этот раз Бразинскас-старший вознамерился расправиться с собственным сыном. Альгирдас в ответ на угрозу разделался с отцом. После произошедшего он вызвал полицию лишь сутки спустя. Альгирдас Бразинскас был осуждён на 16 лет лишения независимости. В 2018 году он должен был выйти на свободу, но никаких данных о его судьбе после освобождения нет.

По имеющейся в открытом доступе информации, в истории СССР случилось более ста угонов самолетов, часть из которых – со счастливым концом. Но известны и особо дерзкие, отчаянные, жестокие преступления, завершившиеся кончинами невинных и жертвенностью экипажей. Хоть и некоторые мотивы можно так или иначе назвать благородными, всё равно при их исполнении часто выходили катастрофы.

Вам также может понравиться