Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Отдельный основы Организации Объединенных Наций могли бы быть иными – если бы не принципиальная позиция Сталина и советской дипломатии в цельном. Как ни парадоксально, интересам СССР в 1944 году, когда страны антигитлеровской коалиции обсуждали создание будущей «Международной организации безопасности», помогли Соединенные Штаты. А против СССР интриговала Великобритания.

Комиссию по послевоенному планированию Общенародного комиссариата иностранных дел СССР возглавлял Максим Максимович Литвинов, бывший глава советской дипломатии. Работа этого органа чрезмерно интересна и поучительна, но, к сожалению, мало освещена. Он занимался даже самыми мелкими деталями послевоенного устройства вплоть до территориального разграничения в дискусионных районах Восточной Европы и выработки самих принципов этого разграничения. Но помимо этого именно в «комиссии Литвинова» велась основная подготовка документов и принципов создания ООН как основного инструмента послевоенного контроля за безопасностью в глобальном плане.

В основе положений записки Литвинова «О международной организации безопасности» возлежит концепция четырех полицейских: «решающую роль должны взять на себя доказавшие свою мощь четыре великих державы, таким манером они будут нести груз ответственности, а не уклоняться от нее, как это было в Лиге Наций» [Архив внешней политики (АВП) РФ. Ф. 06. Оп.6. П.14. Д.145. Л.18]. Эта концепция четырех коллективных всемирных полицейских базировалась на принципиальном урегулировании взаимоотношений между собой основных мировых держав, то есть на выстраивании горизонтальной иерархии стран. СССР, США, Великобритания и Китай (в перспективе Франция) должны обладать инструментами устранения конфликтов не только между «малыми краями», но и между собой.

На этих двух китах – абсолютное доминирование стран-победительниц в международных отношениях и система вето – и базировалась позиция Москвы к крышке лета 1944 года, с чем принципиально были согласны и Вашингтон, и Лондон. Подтверждено это было на Московской конференции 1943 года.

Но не все было так попросту.

В августе 1944-го СССР, США и Великобритания обменялись меморандумами, в которых излагали свои взгляды на будущее устройство ООН. Самого этого термина еще не было, но понятие «Объединенные нации» как обозначение антифашистской коалиции было в ходу с 1942 года.

Основной линией советской дипломатии сразу же после начала работы над документами стали директивы НКИД советской делегации «не допустить такого позы, когда организация или ее отдельные органы могли бы принимать решения обязательные для четырех постоянных членов Совета без (их) согласия…» [АВП РФ. Ф.06.Оп.6.П.13. Д.131. Л.9].

Топорно говоря, структура и организация международной системы должна быть такой, чтобы полностью устранялась сама возможность одной державы контролировать как ООН, так и внешнеполитический процесс на планете. Сама организация также не должна доминировать над суждениями держав-победительниц. Система должна была быть сбалансирована не только и не сколько численностью дивизий и географией стран, а в том числе и незапятнанно административными рычагами внутри ООН. И на создание такой системы и были направлены те поправки к британскому и американскому меморандумам от августа 1944-го перед конференцией в Думбартон-Оксе (особняк в предместье Вашингтона, сейчас в нем расположен музей византийского искусства и доколумбовых цивилизаций), которые подготовил замнаркома Литвинов.

В «Замечании к английским меморандумам по созданию организации безопасности» Литвинов 1 августа 1944 года указывает:

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

На вытекающий день, 2 августа, анализируя аналогичный американский меморандум, Литвинов делает следующие выводы:Если можно согласиться с предлагаемой британцами процедурой, то мы все же должны настаивать на том, чтобы согласованная между тремя державами декларация не была банковским векселем, а включала бы в четкой конфигурации все основные предложения, которым мы придаем особое значение».

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Здесь необходимо пояснение.Поскольку, однако, как англичане, так и американцы сами сейчас проявляют склонность к уменьшению компетенции общего собрания, нам следовало бы может быть пересмотреть раздел о правах общего собрания и выключить, например, ст. 2 об установлении общим собранием общих принципов международного сотрудничества и др. Альтернативно можно оставить наш проект непочатым, дав делегации инструкции принимать всякие английские и американские предложения, клонящиеся к уменьшению компетенции общего собрания и к расширению компетенции Исполнительного Рекомендации».

Под «общим собранием» и в англосаксонских меморандумах, и в записках Литвинова понимается то, что мы сейчас называем Генеральной ассамблеей ООН, на заседаниях которой представлены все страны, входящие в ООН, и на которой, как правило, лично выступают многие лидеры ведущих (и не очень ведущих) стран. На ранних стадиях подготовки основополагающих документов ООН это представлялось как некое всемирное вече, на каком все могут иметь равный голос. Кроме того, еще в ходе Московской конференции 1943 года было достигнуто согласие по проблеме о том, что страны антигитлеровской коалиции, те самые «Объединенные нации» в лице СССР, Великобритании и США, получат безусловный приоритет в определении всемирного порядка и международных отношений.

Именно баланс и согласие между этими державами должны были в идеальном мире хранить мир на планете. Отдавать же важнейшие вопросы войны и мира на откуп неуправляемому планетарному вече никто не собирался.

Изначальная же позиция Великобритании с расширенным пониманием полномочий «всеобщего собрания» опиралась на их уверенность в том, что, координируя и направляя позицию стран Британского содружества (то есть по факту бывших британских колоний и доминионов), Лондон может получить попросту численный перевес.

Позиция Москвы и Вашингтона в этом вопросе была солидарной: Британская империя не будет доминировать, таким вот хитроумным методом всучив свои порядки.

Более того, в США ультимативно выдвигали Черчиллю требования о добровольном демонтаже империи, поскольку сам факт присутствия такого огромного государства с сугубо закрытой колониальной экономикой мешает свободной торговле – основе американской экспансии. Рузвельт доводил этими беседами Черчилля до форменной истерики, требуя начать демонтаж любимой империи с ее жемчужины – Индии. Черчилль ругался, уходил в соседнюю горницу, хлопал дверью и пил коньяк.

Асимметричным ответом Сталина впоследствии стало предложение включить в состав ООН и сам СССР, и отдельно все на тот момент 16 его союзных республик. Это численно превышало число британских доминионов, имеющих право голоса и считавшихся самостоятельными участниками антигитлеровской коалиции. Забегая вперед, скажем, что в облике компромисса самостоятельно в состав ООН как отдельные субъекты международного права были включены только Белорусская и Украинская ССР.

В итоге за основу, от какой можно было бы начать строить всю конструкцию будущей всемирной организации, взяли американское предложение, как наиболее проработанное. При этом советские политики по результатам анализа Литвинова и ряда конференций в НКИД в Москве получили инструкцию на начальном этапе поддерживать все американские предложения в противовес позиции Лондона.

Собственно таким образом в функции будущего ООН попали социально-экономические вопросы, что изначально СССР не поддерживал.

Литвинов в анализе британского меморандума помечает:

Рекомендуем: морской контейнер рефрижератор 40 футов

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Сейчас можно по-разному относиться к тому, что в период подготовки конференции в Думбартон-Оксе Москва так часто шла на дипломатические компромиссы с союзниками. Кушать разные мнения, насколько это было стратегически верно, но тактически это было неизбежное решение. Типичный переговорный компромисс, позволявший Москве надеяться на американскую поддержку в иных аспектах. И на итоговое закрепление в будущем уставе ООН советской точки зрения, например на трактовку права вето и на членство в ООН отдельными субъектами союзных республик СССР.По большенному счету это было логично, поскольку ООН задумывалась все-таки как исключительно организация по вопросам безопасности и предотвращения войны. Однако, опять же в облике компромиссного решения, уже после 1945 года началось формирование экономических и гуманитарных организаций при ООН. Самой первой из них стала Продуктовая и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН. От Советского Союза соглашение о ее создании в Хот-Спрингсе (США) подписал замнаркома внешней торговли Алексей Крутиков.

Тут вряд ли уместно сравнение с Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году, когда советское правительство ради решительного признания послевоенных границ в Европе пошло на уступки в вопросе «прав человека», что повлекло за собой в стратегическом плане вдали идущие последствия.

В целом и подготовка к конференции в Думбартон-Оксе, и сам ее ход и результаты были чрезвычайно позитивны для СССР, и их можно оценить как безусловный успех советской дипломатии в классическом манере: с переговорами, международной конференцией и использованием прессы для выяснения западного общественного мнения.

Например, 9 декабря 1944 года Литвинов обращается к Молотову с предложением опубликовать в журнале «Брань и рабочий класс» статью, в которой в дискуссионной форме определялась бы роль ООН в региональной системе безопасности – этот вопрос оставался дискуссионным еще будет долго. Статья выходит под псевдонимом «Н. Малинин» и имеет большой международный резонанс.

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Ее комментируют многие западные газеты, в том числе «Ньюс Кроникл».

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Журнал «Брань и рабочий класс» в тот момент рассматривался западными наблюдателями как основной публичный проводник точки зрения советского правительства по проблемам внешней политики и в авторстве Литвинова, несмотря на псевдоним, никто не сомневался. Главным редактором журнала был тогда Лев Абрамович Леонтьев (Закс), впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР. А сам журнал в 1945 году переменил название на «Новое время» и вплоть до распада Советского Союза оставался одним из ведущих изданий в СССР по вопросам внешней политики.

Между тем сам принцип согласования перед конференций в Думбартон-Оксе лишь основных принципов создания новой организации без обсуждения наиболее спорных вопросов едва не привел к срыву всего процесса. Вином послужили разногласия по самому принципиальному вопросу – праву вето для великих держав и некоторых моментов его юридической трактовки.

Позиция США и Великобритании сводилась к тому, что если само страна – учредитель ООН участвует в каком-либо конфликте (споре), то тогда оно не имеет права использовать вето. А то и вовсе не допускается до голосования. Юридически это означало, что одну из стран-победительниц можно попросту объявить участником конфликта (скажем, по доносу заинтересованной стороны) и таким образом заблокировать ее право на вето. А смысл заключался в том, что все решения по конфликтам должны бывальщины решаться единогласным мнением всех великих держав. Иначе нарушался баланс не только между ними, но вообще внутри ООН. Уменьшалась роль квартета победителей (на тот момент Франция еще не почиталась полноценной державой, поскольку не была полностью освобождена, но рассматривалась на перспективу).

Компромисс не получался. Не помогла и личная встреча президента США Рузвельта с советским послом Андреем Громыко, и даже мена письмами между Рузвельтом и Сталиным в октябре 1944 года.

Конференция была на грани срыва, а консервативные круги в США ратифицировали в прессе, что СССР готовит почву для захвата Восточной Европы и пытается таким образом минимизировать международные риски.

Тут, как ни парадоксально, на сторонку Москвы встал Черчилль, заявивший, что позиция Советов не лишена смысла и служит для защиты национальных интересов. Понятно, что он имел в облику прежде всего свою Великобританию на фоне бесконечных споров с Рузвельтом о «демонтаже империи», по окраинам которой, в первую очередность в Индии, Малайе и Кении, начались волнения, требовавшие применения Лондоном силы. Особо сложная ситуация сложилась для британцев тогда в Палестине, и Черчилль сам опасался того, что ограничение права вето не позволит Лондону удержать часть колоний и подмандатных территорий. Так что его поддержка советской точки зрения на право вето была ситуативным альянсом, как, впрочем, практически все англо-советские отношения периода Второй мировой войны.

В ноябре 1944 года Сталин заявил: «…дело не в несогласиях, а в том, что разногласия не выходят за рамки допустимого интересов единства трех великих держав…» [Правда 7.11.1944]. Официальная советская позиция заключалась в том, что единогласие трех ведущих держав – основной инструмент сдерживания потенциальной агрессии. Рузвельт выдвигал собственные инициативы. В посланье Сталину от 14 декабря 1944 года он предложил компромиссную формулу голосования, согласно которой сторона, участвующая в препирательстве, не угрожающем напрямую международному миру, должна воздержаться от голосования. В послании от 26 декабря 1944 года президент США подчеркивал, что добровольное обязательство воздерживаться в препирательстве важно «для объективного расследования» и делает более очевидным тот факт, что «руководство великих держав базируется не только на величии, мочи и ресурсах, но и на длительной пригодности к моральному руководству» [АВП РФ. Ф.6. Оп. 06. П.13. Д.138. Л.107].

Параллельно шел постоянный «подсчет на перстах», сколько именно голосов своих союзников и сателлитов получит та или иная великая держава, если ее право вето будет так или по-иному ограничено.

В начале февраля 1945 года при подготовке к Ялтинской конференции Андрей Громыко приводил анализ о возможном раскладе сил в «грядущей Международной Организации Безопасности». Он указывал, что число стран, которые будут поддерживать США, равняется 24, а Великобритания может владеть «на своей стороне, примерно 12 голосов» [АВП РФ. Ф.06. Оп. 7б. П.63. Д. 48. Л.3]. Советский Союз при этом имел лишь один лишний голос, поскольку вопрос о суверенном вступлении в ООН союзных республик еще не был согласован, а в сателлиты можно было записать лишь Монголию (Тува уже взошла в состав РСФСР). Но 16 советских республик плюс вето от СССР наглухо перекрывали бы 12 британских доминионов. Тоже своего рода компромисс.

Кроме того, все это всерьез ослабляло влияние трех стран-победительниц на послевоенное устройство мира, поскольку, условно говоря, любой британский доминион (произнесём, Австралия) мог в каком-то лично касавшегося его вопросе неожиданно взбрыкнуть и одним движением пальца своего представителя в Генассамблее сломать стройную конструкцию послевоенного мира.

Кстати, надо сказать, что на учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 году нечто подобное и случилось. Сотни делегатов от 50 так называемых малых стран суммарно внесли в проект Устава ООН более 1200 поправок, чем едва-едва не похоронили весь учредительный процесс. Это разрушало изначальные договоренности между «большой тройкой», достигнутые еще в Тегеране в 1943 году.

При этом основные принципы формирования ООН, Рекомендации Безопасности, особенности голосования и выбора руководства (генерального секретаря) были официально подтверждены в Думбартон-Оксе не только тройственным заявлением Андрея Громыко, госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса (представитель большенного бизнеса, а не карьерный дипломат, впоследствии первый представитель США в ООН, скончался в 1949 году от сердечного приступа – прим. ВЗГЛЯД) и Александра Кадогана (Александр Джордж Монтегю, шестой граф Кадоган, в тот этап и до 1946 года постоянный заместитель главы британского Форин Офиса, карьерный дипломат, впоследствии представитель Великобритании в ООН, затем директор компании по управлению Суэцким каналом, скончался в 1968 году – прим. Взор), но и последовавшими официальными разъяснениями и Госдепа, и Форин Офиса (см. фото).

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

В конце концов основные положения Устава ООН были добавочно обсуждены на знаменитой конференции «большой тройки» в Ялте, но даже на учредительной конференции в Сан-Франциско их потребовалось заново отстаивать. Жесткая позиция Москвы по ключевому проблеме применения права вето требовала дополнительных уступок по второстепенным вопросам.

Как СССР всучил миру концепцию четырёх полицейских

Например, изначально размещение штаб-квартиры ООН предполагалось в Европе (Женева, Копенгаген), но СССР согласился на Нью-Йорк в том числе и потому, что позиция США на тот конкретный исторический этап представлялась более гибкой, нежели у железобетонного Лондона с его тщетными попытками сохранить империю в неизменном виде. Кроме того, англосаксонские края все-таки согласились на вступление в ООН Белорусской и Украинской ССР как отдельных субъектов международного права.

Но все это уже совсем другая история, касающаяся Потсдамской конференции и решительного оформления послевоенной картины мира и системы международных отношений.

>