Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами

В СССР, где длинное время личные автомобили были недоступны или же имелись у считанных владельцев, масштабного размаха достигла популярность мотоциклов. Мотоциклетный транспорт позитивно зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной и в послевоенный период мотоциклистов только прибавлялось. Со временем мотосреда породила первые в Советском Альянсе клубы по интересам. Не без западного влияния они вылились в массовое рокерское движение, охватившее всю страну.

Послевоенная мотоциклизация СССР

Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами
Мотогонки 50-х. /Фото: sun9-49.userapi.com

После Великой Отечественной «мотоциклизация» Советского Альянса зашагала ударными темпами. Единственное, теперь модернизация пошла по мирным направлениям. Финансово доступные мотоциклы быстро превращались в привычное оружие передвижения для граждан всех возрастов и представителей разных слоев населения. Мототранспорт использовался для перевозки всевозможных грузов, в частности, дачно-огородных стройматериалов, на нем же советские граждане странствовали. К середине 60-х мотоциклы, мотороллеры и мопеды выпускались сразу несколькими заводами. «ИЖи», выпускаемые в тот период годовыми объемами до 350 000, ничтожно уступали по качеству своим зарубежным аналогам.

В 1970-е покупка автомобиля стала доступнее и проще, поэтому взрослое поколение по вящей части пересело на них. Теперь место мотоциклам, как повседневному транспортному средству, осталось в деревнях. Среди городского населения двухколесными экземплярами, в основном, интересовалась лишь молодежь. Мальчишки были знакомы с мотоциклами с подросткового возраста, помогая отцам их обслуживать, чинить. Тогда собирать запчасти по свалкам для молокососов было делом привычным. Технику совершенствовали и перебирали своими руками, многие посещали секции картинга и мотокросса, пять управляясь с механизмами. Подрастая, молодые ребята уже сами приобретали первые легкие мотоциклы, относительно недорогие. Так, к примеру, отечественный «Восход» в 70-е обходился покупателям в 450 рублей, что равнялось 3-4 среднестатистическим зарплатам. Образцово в таких же границах, плюс-минус 200 рублей, стоили «Минск», «ИЖ Планета», «ИЖ Планета Спорт». Если сопоставить с самым дешевым автотранспортом, то за тот же «Запорожец» нужно было выложить уже больше 3000 руб.

Американские корни байкерской культуры

Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами
Американские байкеры. /Фото: the-criminal.ru

В 50-е годы миновавшего века в Соединенных Штатах крепло байкерское движение. Байкеры инициировали себя представителями протестной среды. Эти люди противопоставили себя целым для всех государственным устоям, замахнувшись на новые возможности и максимально широкие свободы. Как уже отмечалось, именно в этот период мотоцикл сделался максимально популярен в СССР. И когда солидные советские граждане пересели на автомобили, в мотосреде осталась молодежь. А там, где молодежь, там и независимый бунтарский дух. Когда эта волна докатилась до нашей страны, байкеры трансформировались в рокеров. В СССР любители быстрой езды на мотоциклах сделались называться именно так. Это новое веяние было для молодых людей поводом собираться вместе, обсуждать свои железных коней, совместно участвовать в мотопробегах и ассоциировать себя с некой независимостью. Часто мотоциклисты посещали специальные обучающие курсы, где получали навыки виртуозного владения своим мотоциклом.

На мототусовки советские рокеры собирались, как правило, по вечерам. Вначале шли долгие детальные беседы, а затем компания рассаживалась по мотоциклам и растянутой колонной отправлялась навстречу приключениям. Периодически случались и конфликты мотоциклистов с советской милицией. Случалось, что самые ретивые гонщики даже нарывались на оружейные препоны сотрудников ГАИ. Ведь многие колесили элементарно без водительских прав.

Железные мечтания советских мотоциклистов

Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами
Счастливый владелец «Явы». /Фото: pbs.twimg.com

К 80-м Советский Союз мог предложить покупателю приличную мотолинейку. Пуще всего, конечно, ребята ездили на недорогих моделях («Минск» и «Восход»), к более престижным относились «ИЖ Планета» и «Юпитер». Но самой заветной мечтанием рокера того периода были «Ява» и «Чезет». «Явы» поставлялись в Советский Союз еще с 50-х годов, а к 70-м в по стране колесили свыше миллиона представителей чехословацкого мотопрома. Модной моделью длинное время считалась «Ява-638», выпуск которой начался в 1984-м. Мотоцикл отличался приличной мощностью в 26 л. С. и развивал скорость до 120 км/ч. Если у увлеченного человека не было мотоцикла, он прилагал все усилия, чтобы его обзавестись, долгое время во многом себе отказывая. Мотоциклы стоили сильно дешевле автомобилей, но требуемые суммы все равно бывальщины значительными.

Почему мотоциклисты стали рокерами

Как в СССР показались байкеры, и Почему они стали рокерами
Встреча мотоциклистов-рокеров. /Фото: avatars.mds.yandex.net

В СССР рокеры, которые так и не сделались байкерами, изначально ассоциировались в 80-е с советскими поклонниками рок-музыки. Представители этого неформального молодежного объединения пытались копировать манера ковбоев, а следом и американских байкеров. Как правило, любители жанра тяжелого рока уже ездили в крупных городах на мотоциклах. И так уж повелось, что термин «рокер» уверенно распространился на всех молодых мотоциклистов, самостоятельно от их музыкальных предпочтений. Рокеры стремились получать наслаждение от скорости, внося, по их мнению, свободный хаос в проторенные будни советской реальности.

Похожие между собой секции мотокросса и картинга были общедоступными, по крайней мере, в городской черте. Тренировки проходили на качественном степени и на бесплатной основе. Официальное мотодвижение регулировалось специальным государственным комитетом и нормативами по мототуризму. Рокерские объединения часто странствовали на самые дальние дистанции в пределах своей страны. Благо, страна была огромной. Советский Союз включал в себя безотносительно все климатические зоны за исключением тропиков, поэтому маршруты мотоциклистов могли не повторяться годами.

Байкеры остаются брутальными и ныне. Вот только теперь создают команды спасения зверушек.