Как в брань женщины служили сапёрами на корабле, или Необычный экипаж волжской флотилии

В первые же военные недели на фронт отправились тысячи добровольцев-речников из Средневолжского пароходства, с Верхневолжского за¬вода им. 40-й годовщины Октября, пристани Тобольск на реке Иртыш, речного порта Ленинграда. Удалившихся воевать мужчин заменяли на флоте женщины и девушки. В некоторых местах формировались целые речные династии с привлечением несовершеннолетних. Так, экипаж парохода «Ваня-коммунист» составляли все члены семейства Тумановых, где двое детей выполняли обязанности кочегара и масленщика. По такому же принципу на барже «Апшерон» были задействованы дочки потомственного речника Шурупова. Но особенно уникальным был случай военного тральщика Волжской военной флотилии, где женщинами была укомплектована абсолютно вся саперная команда.

Во имя погибших братьев

Как в брань женщины служили сапёрами на корабле, или Необычный экипаж волжской флотилии
Бомбардировка на Волге. /Фото: uchebnik.mos.ru

А начиналась эта история с семейной трагедии Антонины Куприяновой. С приходом брани на фронт отправились три родных брата Тони. Девушка с матерью остались в саратовском доме одни. Буквально сразу пришагала первая страшная весть о гибели старшего Куприянова. Дальше последовали еще две похоронки. Боевая Тоня решила, что во имя братьев обязана подняться в строй даже несмотря на уговоры матери остаться.

Весной 1943-го Антонина Куприянова была направлена на службу в Волжскую военную флотилию. Тамошние командиры бывальщины в курсе семейной истории девушки, поэтому изначально выделили для нее достаточно безопасное место вестовой. Тоня быстро наладила масса контактов в разных подразделениях флотилии. Ее талант располагать к себе людей и организаторские способности не остались незаметными. Знавшие ее собственно офицеры флотилии не сомневались в ее профпригодности и были уверены, что она справилась бы с самыми ответственными и специфическими обязанностями.

Речные будни 1943-го

Как в брань женщины служили сапёрами на корабле, или Необычный экипаж волжской флотилии
Встреча с командиром от Волжской флотилии. /Фото: histrf.ru

Фронт отодвигался на закат, но дел у Волжской военной флотилии хватало, чего не кажешь о тральщиках и экипажах. Стремясь парализовать волжские коммуникации, немцы использовали авиацию для бомбежек кораблей на реке. Будет не лишним пояснить, насколько важной была волжская артерия при транспортировке продовольствия, сырья и техники. По реке русские баржи доставляли нефть, ленд-лизовские грузы от союзников и др. Люфтваффе заваливали Волгу акустическими и электромагнитными донными минами от Самары до Астрахани.

Волга подлежала регулярному разминированию, караваны бедствовали в конвоировании кораблями военной флотилии. Даже после гитлеровского отступления авиация не оставляла попытки блокирования судоходства минированием реки. Пытаясь обезопасить прохождение кораблей, специально приспособленным кораблям-тральщикам приходилось обследовать сотни километров по течению. На гражданские же плавсредства устанавливали средства ПВО. Зенитное вооружение на кораблях мешало вражеской авиации вести бомбометание на малых высотах. Речные суда научились отражать воздушные налеты и даже сбивать немецкие самолеты.

Первое военное крещение

Как в брань женщины служили сапёрами на корабле, или Необычный экипаж волжской флотилии
Тральщик выходит на траление по Волге. /Фото: velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru

Наблюдая сложившуюся ситуацию Антонина Куприянова не смогла довольствоваться тыловыми трудами. Она решила сформировать женскую группу речных саперов и всячески способствовать скорейшему разминированию Волги. С этой идеей она отправилась разом к командующему флотилией Пантелееву. Как позже вспоминал контр-адмирал, старшина настойчиво просила выделить тральщик и позволить укомплектовать его командой девиц. Пантелеев отказывать не стал, не особо веря в скорый исход такого дела. Поэтому удивился, когда старый катер в нахоженные дни был отремонтирован и подготовлен для несения боевой службы. Пантелеев придирчиво опросил команду на предмет теоретических знаний и дал добро на военный выход.

Катерный тральщик Т-611, оснащенный пулемётом ДШК и тралами, имел деревянный корпус, что делало его почти незаметным для мин магнитного образа. Однако за собой катер таскал металлическую конструкцию, на которую мины реагировали. Так называемое боевое крещение судно и экипаж получили не в ходе траления, а спасая от возгорания очередную напоровшуюся на мину топливную баржу. Гитлеровцы регулярно модифицировали мины, усложняя расчистку фарватеров. Одним из самых опасных был механизм кратности. Корабль могло пройти по участку несколько раз, а мина разрывалась только на 4-й и даже 15-й раз, что создавало иллюзию безопасной воды.

Потревоженная мина

Как в брань женщины служили сапёрами на корабле, или Необычный экипаж волжской флотилии
Послевоенные ветеранские встречи. /Фото: topwar.ru

Стартовое задание группы Куприяновой могло очутиться последним. Т-611 базировался в точке впадения в Волгу реки Голой, где женский экипаж и получил первый участок траления. Тральщик взял на буксир трал-баржу, на какую должны были среагировать мины. Первая же «потревоженная» мина оказалась неожиданно мощной, повредив тральщик. Дрейфуя, корабль начало медленно погружаться. Куприянова с помощницей наощупь обнаружили пробоину и успели ее заделать. При этом уровень воды уже доходил до пояски. Дальше пришлось повозиться с двигателем. Тральщик вернули к жизни только к глубокой ночи, а до базы добрались с рассветом. В дивизионном штабе уже разрешили, что Т-611 погиб, отправив для спасательной операции катер. Когда «шестьсот одиннадцатый» показался на горизонте, в честь женского экипажа прозвучало моряцкое «ура!». А рубку по традиции украсила алая звезда с единицей в центре по случаю первого успешно выполненного боевого задания.

Успехи саперского экипажа были по совершенству отмечены командованием. В октябре 1943-го Антонину Куприянову наградили медалью «За боевые заслуги», а немного позже этой награды бывальщины удостоены и все остальные члены экипажа. Саперский путь семерых бойцов завершился по окончании программы навигации в 1943-м. Уже к вытекающей весне их тральщик вывели из состава действующего флота, разоружили и возвратили изначальному гражданскому владельцу. Видавший виды газоходный катер функционировал аж до самого 1957-го. А его уникальный дамский экипаж по завершении военной эпопеи благополучно разъехался по уголкам большой родины.

Некоторым женщинам даже посчастливилось получать высшие морские чины. Так, первая и единственная адмирал в юбке: За какие заслуги гречанка получила высокое звание русского флота.

Вам также может понравиться