Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских

Зимнее пора года до наступления Великого поста приходилось в России на сезон балов. Танцевальная русская культура 18-19 веков пребывала на высочайшем степени. Представители дворянского сословия не просто имели представление обо всех новейших и старинных бальных танцах, но и умело их исполняли. Балы являлись неотъемлемой долей жизни, поэтому весь досуг сводился к подготовке к ним. В домах месяцами не затихали клавикорды, пение и танцевальные уроки. Ведь бал обучал подрастающее поколение хорошим манерам, соединял судьбы и решал важнейшие государственные дела.

Первые великосветские балы и пляшущие деревни

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
К 19 веку бал стал важнейшим событием культурной жизни дворян. /Фото: upload.wikimedia.org

Первый популярный в России бал состоялся в сегодняшней столице по случаю бракосочетания Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Законодателем же бальной традиции принято находить Петра I, с правления которого танцевальные вечера полюбились и в столицах, и в глубинке Российской империи. Первые балы именовались ассамблеями. Своего света бал достиг к середине 19 века, когда в одном только Петербурге за год случалось до тысячи мероприятий. Бал являлся высшей конфигурацией общения и просвещения городских жителей.

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
Пушкин и Гончарова на придворном балу. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Балы подразделялись на категории: придворные и социальные. Первые выглядели чопорно и скучно, являясь скорее официальными протокольными мероприятиями. На них обычно присутствовала царская свита и представители наиболее родовитых семей Петербурга и Москвы. Причем московские балы отличались от петербургских, считаясь более многочисленными, свободными и менее церемонными. Социальные балы устраивали дворянство, купцы, художниками и артисты. Такие вечера проходили в максимально свободной, уютной форме с размашистым кругом участников.
После того, как балы прочно вошли в жизнь дворян, танцевальные мероприятия покорили и остальные пласты городского населения. А такой популярный танец, как кадриль, танцевали даже жители деревень.

Авторитет русской танцевальной школы

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
Родовитые дети готовились к балу с 5-6- лет. /Фото: filed16-12.my.mail.ru

Дворянские отпрыски учились танцам с 5—6 лет. Обучение часто напоминало спортивную тренинг, постепенно делая танцоров ловкими, уверенными, гибкими и непринужденными. Считалось, что танец придавал дворянину величавость, поэтому и впитывался с раннего младенчества. С эпохи петровского правления танцевальная практика стояла в перечне основных предметов в государственных учебных заведениях и пансионах. Русский дворянин должен был не только прекрасно ориентироваться в старинных и современных бальных танцах, но и уметь их мастерски исполнять. Иностранные преподаватели в частных танцевальных классах волей-неволей перенимали русскую повадке обучения. В 19 веке танцевальная культура Российской империи занимала высокоуровневые позиции в мире. Русская школа бального пляски позиционировалась в Европе как мощная художественно-педагогическая система. Петербург и Москва стояли особняком в ряду значимых хореографических центров Европы.

Программа бального вечера и непременные гости

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
«Верней нет места для признаний и для вручения письма…». /Фото: avatars.mds.yandex.net

Участие в придворном балу являлось для зачислившего приглашение обязательным. Отводом могла послужить только серьезная хворь. В императорской бальной зале помимо членов царской семейства традиционно присутствовали придворные: гофмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, статс-дамы и фрейлины. Из гостей – дипломаты, статусные гражданские чиновники, все проживавшие на момент бала в Петербурге генералы, губернатор и гостившие родовитые иностранцы. Придворный бал в обязательном порядке посещали гвардейские офицеры с традиционной разнарядкой по два представителя от каждого полка. В некоторых военных подразделениях для этого велись даже особые графики, регулирующие очередность. Все семейные мужи обязаны были предстать в компании супруги и взрослых дочерей.

По сложившейся традиции в России не устраивали балы, как и другие многолюдные развлечения, в посты (особенно в Великий), а также в период траура.
Независимо от категории и уровня знатности присутствующих любой бал неизменно проходил по четко утвержденной программе. Так как тон событию задавали танцы, они и являлись основой вечера. К примеру, в 18-19 веке было уместно обнаруживать бал полонезом, вторым шел вальс. Кульминацию бала брала на себя заводная мазурка, а котильон провозглашал закрытие вечера.

Бальный дресс-код

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
Мужские бальные варианты. /Фото: image.jimcdn.com

Бал посещали необыкновенно в парадном виде. Кавалеры – во фраке, костюме или соответствующей рангу выходной форме. Кстати, фраки шились всевозможных цветовых разновидностей. Мода на черноволосый утвердилась только в 30-х годах 19 века. Военные являлись на бал в парадных мундирах. Традиционным предметом мужского туалета выступали белоснежные перчатки – лайковые и замшевые. По негласному уставу дамам даже предоставлялось право отказать во внимании кавалеру без перчаток.

Дамы одевались соответственно моде. Чаще всего платье шилось для конкретного бала и лишь в самых крайних случаях надевалось двукратно. Если цветовая гамма не оговаривалась организаторами бала заранее, то наряд мог быть в любых тонах. Но чаще всего девицы останавливали свой выбор на пастельных тонах – голубом, розовом, айвори, слоновая кость. Но, к примеру, в январе 1888-го в Петербурге проходил «Изумрудный бал», потому всем присутствующим полагалось облачиться в соответствующий цвет.

Каким был бальный дресс-код в царской России, и Отчего Европа следила за танцевальной культурой русских
Бальные платья 19 века.

Так же, как и в случае с кавалерами, дамы натягивали перчатки в тон наряду или просто белые.
Допускались головные уборы или аккуратная прическа. Шея и плечи традиционно оставались открытыми. Декольте украшали ювелирными изделиями – колье, цепочки, кулоны, запястья дополняли ювелирные браслеты. Причем, дамы избегали массивных множественных драгоценностей, что считалось дурным тоном. Важным дополнением дамского бального туалета являлся веер, какой служил скорее не в качестве изящного опахала, а служил сегодня практически утраченным средством великосветского языка общения.

Порой великие и известные люди тоже страдают суевериями. И верят в силу ювелирных талисманов.

>