В социальном сознании прочно укрепилось мнение, что хуже, чем крепостные крестьяне, на Руси никто не жил. Что это был самый бесправный слой населения в царской России. Оказывается, это не так. Были прослойки населения, которые по сути являлись рабами. Читайте в материале о холопах, челяди и прочих кастах на Руси, чьему позе не завидовали крестьяне даже самых строгих помещиков, как люди становились бесправными и чем они занимались.
Челядь, возникшая из рабов-пленников
Холопы выходили из местных жителей. /Фото: dhoz.ru
В 6-11 веках на Руси существовал социальный слой, лишенный каких-либо привилегий. Называли таких людей челядью. Если адресоваться к работам историка Фроянова, изначально этот класс образовался из рабов-пленников, которых пригоняли из военных походов. Тут стоит сделать разделение: невольники, которых рекрутировали из местных жителей, звались холопами. Фроянов также пишет о том, что в 9-10 веках челядь покупали и продавали, словно неодушевленный объект. А с середины 11 века этот социальный слой постепенно слился с холопами.
Есть еще одно мнение, принадлежащее исследователю Свердлову. Он строчил, что к челяди относится большой круг зависимых людей, связанных с господским владением. Холопам же приписывается личная крепостная подневольность от феодалов.
Холоп, за убийство которого выплачивали штраф
Первое упоминание о холопах найдено в «Русской правде». /Фото: ds05.infourok.ru
Впервые холопы бывальщины упомянуты в «Русской правде», это был сборник правовых норм Киевской Руси. Эту категорию людей относили к объектам права, но никак не субъектам. Несложнее говоря, их рассматривали не как людей, а как вещи, а с точки зрения закона они являлись частной собственностью хозяина.
Так как вещь не могла свершить правонарушение, то вся ответственность за противозаконные действия брал на себя хозяин. В его обязанность входило возмещение убытков и вреда, которые его раб нанес. При этом покрыть следовало в двойном размере.
Было одно исключение — когда холоп нанес личную обиду свободному человеку. Тогда хозяин не мог устроить проблему, а оскорбленный имел право убить холопа, чтобы обелить свое имя. При этом физическое уничтожение холопа не приравнивалось к правонарушению. Разве что, когда его совершали «без вины», хозяину полагалась не вира, а штраф за порчу чужого имущества в примерно таком же размере как за кончина скота. Когда холоп по мнению общества заслужил смерть, убийца даже штрафа не платил. Многие холопы погибали от рук своих господ. Никаких расследований в этом случае не проводили, так как ситуацию рассматривали как ущерб личному хозяйству.
Как людей насильно холопами мастерили, а некоторые добровольно продавались
В холопы можно было попасть насильно и добровольно. /Фото: mtdata.ru
Как же люди становились холопами? Пуще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с мишенью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами.
Иногда войска захватывали чересчур много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой стоимости, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами.
В 1229 году был составлен так именуемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семейство.
Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали подобный же низкий социальный статус.
Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Случалось, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же выходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.
Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои
Рядовичами именовали людей, заключивших ряд, то есть договор. /Фото: istoriarusi.ru
В старой Руси холопов делили на разряды —большие и меньшие. К первым относились невольники, каким разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов (выговор о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках). Вторая группа была более многочисленной, это были чернорабочие.
Существовали и рядовичи. Это слово случилось от «ряд», что обозначало «договор». Человек, который подписал ряд и нанялся работать на владельца земли, становился рядовичем. Феодал выдавал ему денежные оружия, зерно или орудия труда, а взамен получал от рядовича обещание быть в зависимости, пока не будет возвращен долг. По-иному можно было попасть в холопы. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.
Рядович, за смертоубийство которого бралась вира в пять гривен, делились на закупов и вдачей. Им дозволялось подавать на хозяина в суд и фигурировать как свидетель.
По суждению правоведа Дьяконова, закуп работал за аванс, полученный перед работой, а вдач — за милость господскую. И те, и другие попадали в разряд должников, но не бывальщины бесправными холопами. Некоторый шанс стать свободными у них был.
Есть еще одно мнение, принадлежащее историку Грекову. Он утверждает, что бедным давали получали ссуду не для того, чтобы помочь, а, чтобы закабалить. Очень часто условия договора были попросту невыполнимыми.
Была еще одна группа — изгои. Это были люди, которые по каким-то причинам выбыли из свободного класса, но не примкнули к иному. Обычно в разряд изгоев переходили холопы, которые сумели разбогатеть и купить свободу, но по каким-то причинам решили остаться во воли хозяина. Небольшая часть людей, покинувших землю хозяина, становились церковными людьми, что прописано в Уставе 1193 года князя Всеволода.
Сделаться «неприкасаемыми» можно по разным причинам. В Индии, например, существует особый «третий пол» – каста неприкасаемых, которую одновременно боготворят и опасаются.