Крушение самолета «Максим Горький» в 1935 году: что произошло на самом деле

Новость опубликована: 30.10.2017

Крушение самолета «Максим Горький» в 1935 году: что произошло на самом деле

Крушение самолета “Максим Горький” в 1935 году: что произошло на самом деле

В мае 1935 года недалеко от Москвы упал аэроплан АНТ-20 «Максим Горький». Виновником трагедии назвали пилота другого самолета Николая Благина, который свершил мертвую петлю слишком близко от «Горького». Все казалось понятным. Однако после крушения стали выясняться странные детали этого крушения.

Чудо техники

Строительство самолета было приурочено к 40-летию творчества Максима Горького. Именно потому машина и была названа в честь писателя. Для создания самолета организовали фонд, который занимался сбором денег. Скоро импозантная сумма – более 5 миллионов рублей – была в руках руководителей проекта.

Самолет соорудили всего за несколько месяцев. По тем порам это было настоящее чудо техники. АНТ-20 имел 8 моторов, общей мощностью 7200 лошадиных сил. Несмотря на внушительные размеры, «Максим Горестный» имел длину разбега 300-400 метров и мог взлетать даже с самых скромных по размерам аэродромов.

Кроме того, аэроплан и внутри блистал роскошью. Там располагались буфет, телефонная станция, киноустановка, фотолаборатория, пневмопочта, радиостудия, библиотека и даже типография. Были и отдельные каюты с двухъярусными кроватями и прозрачными полами.

Катастрофа

Самолет «Максим Горький» успешно прошел все испытания. А 18 мая 1935 года под управлением многоопытных пилотов совершал показательный полет над Москвой. На торжественное мероприятие пригласили передовиков самолетостроения и членов их семей. Сопровождали «Горестного» два самолета Р-5 и И-5, за штурвалом первого находился пилот по фамилии Рыбушкин, за штурвалом второго – Благин. Участникам события и наблюдателям с земли сделалось ясно, что дело идет к трагической развязке, когда Благин начал совершать маневры в опасной близости к АНТ-20. Выполняя мертвую петлю, И-5 рухнул на «Горестного». Самолет Благина выбил из гиганта двигатель и буквально воткнулся в образовавшееся от потерянного мотора отверстие. Потом от истребителя откололся хвост, который нанес АНТ-20 последний сокрушительный удар. «Горький» перевернулся и рухнул в районе селения Сокол. Все члены экипажа и пассажиры (48 человек) погибли.

Отчего Благин не мог совершить ошибку?

Сразу после катастрофы ее виновником объявили Николая Благина. Как сообщило ТАСС, Благин вопреки распоряжению руководства начал выполнять запрещенные фигуры высшего пилотажа, что и привело к трагедии. Все решили, что опытный пилот переоценил свои мочи, за что и поплатился. Однако товарищи Благина в один голос заявляли, что тот был очень дисциплинированным сотрудником и никогда бы не ослушался приказа начальства. Невыполнение распоряжения не сулило пилоту ничего хорошего. Скорее всего, при успешном выполнении трюка его бы с позором уволили. К тому же в салоне «Максима Горестного» находились сослуживцы Благина и их дети. А рисковать жизнями своих коллег и тем более детей он вряд ли бы стал.

Версию о несчастливом случае поставила под сомнение и статья в польском издании «Меч». В газете было напечатано якобы подлинное письмо пилота, какое тот написал незадолго до гибели. В нем Благин заявлял о том, что он ненавидит советскую власть, и что таран «Максима Горького» он спланировал. Таким манером, по словам пилота, он собирался расправиться хотя бы с несколькими коммунистами. Вот только жена Благина, прочитав заметку, искренне удивилась, так как ни о каком посланье она не знала, да и стиль изложения абсолютно не согласовывался со стилем, присущим ее мужу.

Странным кажется и то, что пилота, которого признали виновным в крахи нескольких десятков человек, похоронили вместе с погибшими. Расходы на погребение взяло на себя государство. Причем, семьям пострадавших было выплачено по 10 тысяч рублей. Порядочную помощь оказали власти и вдове Благина.

Источник:
© Русская Семерка


Крушение самолета «Максим Горький» в 1935 году: что произошло на самом деле