Взрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году: отчего 30 лет скрывали катастрофу
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Взрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году: отчего 30 лет скрывали катастрофу

Взрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году: отчего 30 лет скрывали катастрофу

При взрыве этого боевого корабля погибло свыше 600 человек. До сих пор не ясна причина этой трагедии. Очевидно лишь, что она произошла всвязи с внешним воздействием на линкор. Официальная версия – сработала мина времен Великой Отечественной войны.

«Джулио Чезаре»

Итальянский линкор пришёлся Советскому Союзу по репарации – до Второй мировой войны корабль «Юлий Цезарь» находился в составе флота союзников фашистской Германии. На момент трагедии «Джулио Чезаре» было вяще 50 лет.

Со стапелей в Генуе он сошел еще в 1911 году, спустя 2 года – в составе военно-морских сил Италии. Участник обеих всемирных войн минувшего века. Во Вторую мировую «Джулио Чезаре» в основном сопровождал конвои в Средиземном море, в 1942 году его скатали как устаревший и перевели в разряд учебных кораблей. А уже спустя год «Юлий Цезарь» капитулировал на Мальте.

«Новороссийск»

Советский Союз получил «Джулио Чезаре» по репарации, в 1949 году это корабль официально сделался нашим и переименовался в «Новороссийск». Корабль был запущенный, 5 последних лет не эксплуатировался. Собственно, до года, когда произошел взрыв, линкор всегда ремонтировался, и только в 1955 году вошел в состав Черноморского флота. Несколько раз за этот год «Новороссийск» успел выполнить ряд военных задач в ходе учений. По факту линкор на тот момент являлся флагманом Черноморского флота.

Взрыв

В конце октября 1955 года линкор «Новороссийск» стоял на рейде в Севастополе. Корабль вернулся из очередного похода. В штатном составе команды было свыше полутора тысяч человек, основным образом, матросы. Часть экипажа отпустили в увольнение. Большинство офицеров месте с капвторангом Хуршудовым, исполняющим обязанности капитана линкора, вышли на берег.

Во втором часу ночи 29 октября в носовой части «Новороссийска» произошел взрыв. Разорвало многопалубный бронированный корпус линкора, пробоина была площадью 150 квадратных метров. Свыше 100 человек из бывших на линкоре погибли сразу.

Корабль начал тонуть. Команда, поднятая по боевой тревоге, делала все возможное для того, чтобы сохранить «Новороссийск», но в создавшихся условиях сделать это было уже невозможно. Соседние корабли, также возвышенные по боевой тревоге, слали к линкору свои спасательные группы.

«Новороссийск» требовалось быстро отбуксировать на ближайшую отмель, но пришедший на место трагедии вице-адмирал Пархоменко, командующий Черноморским флотом, запретил это делать. Время было упущено. В пятом часу утра подорванный линкор переворотился. Находившихся на палубе накрыло корпусом.

Жертвы

Большинство из находившихся на момент взрыва на корабле погибло, спасти удалось немножко. Из более чем 600 погибших свыше 30 человек – спасатели, прибывшие с крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов». Больше сотни человек в итоге последствий взрыва были ранены.

Причина взрыва

Есть несколько версий этой трагедии – официальная и конспирологические. Поначалу разрешили: взорвался боезапас «Новороссийска». Но потом установили, что взрыв все же произошел вследствие внешнего воздействия – якобы сработала невытравленная мина преходящ Второй мировой. Рассматривался и вариант диверсии со стороны итальянских и английских спецслужб. Но убедительных доказательств эта гипотеза не нашла.

До сегодняшнего дня никто так и не разъяснил, что же на самом деле произошло с «Новороссийском» – информацию о трагедии сразу же засекретили. Погибших похоронили в братских могилах в Севастополе, линкор спустя 2 года возвысили и отбуксировали в другую бухту, где корабль разоружили и разобрали.

Источник:
© Русская Семерка

>