Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси

Сложно представить, что в семейству патриархального типа мужчины и женщины менялись ролями. Однако в старой Руси такие случаи бывали, и они не вызывали никакого изумления. Просто причина для такой рокировки должна была быть очень уважительной. Читайте в материале, как невесты женихам напрашивались, почему над примаками всей деревней издевались, и в каких случаях смена мужских и женских ролей была оправдана.

Примаки, доможиры и нашлепыши – кому подавали такие некрасивые клички

Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Примаком на Руси называли мужчину, который переезжал в дом жены. /Фото: static.tildacdn.com

Самый общераспространенный вариант, при котором происходила смена женских и мужских ролей — примачество. По традиции после сыгранной свадьбы невеста переезжала в дом новоиспеченного супруга. Проводился привычный обряд прощания с домом, и девушка уходила жить в семью своего избранника. Однако бывали и другие случаи: не невесте, а жениху приходилось менять отчий дом на новый. Обычно такая ситуация происходила вследствие финансовой несостоятельности парня. Пуще всего у него не было родителей. Иногда он был беден, потому что не получил никакого имущество от отца, или же не сумел самостоятельно подняться на ноги. Какой бы ни была причина, такой мужчина становился в новом доме, то есть в семье жены бесплатным работником. К нему относились как к приживалке и по сути терпели лишь потому, что он был нужен для продолжения рода. Изредка мужчины, которых «взяли в мужья» не торопились возвращаться в родную деревню, так как страшились кары за какой-то нехороший поступок.

Примаками и в настоящее время называют парней, которые условно поменялись местами с нареченной, то есть тех, кого взяли в мужья. И не только такое название существует. Например, в Архангельской области до сих пор ходят старинные слова, применяемые для обозначения мужей, поселившихся у жены. Называют их доможирами доживалами, налёпышами, придатышами. Видно, что в прозвища вложено отношение, и оно явно неположительное.

Когда муж поселялся у супруга, некоторое, достаточно длительное время, у него не было вообще никаких прав. Только по истечении определенного срока примак мог выстроить собственный дом и стать в нем настоящим хозяином. Порой примак под давлением односельчан брал фамилию жены. В этом случае над ним измывались и высмеивали.

Когда не жених, а невеста сватов присылала

Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Традиционно свататься должен жених, но бывали и зеркальные ситуации. /Фото: travel-dom.ru

Случалось и так, что родители девушки предпринимали все усилия, чтобы заманить жениха и заставить его переехать. Делаться это могло по серьезным причинам: так, сыновей в семье нет, а отпускать единственную доченьку очень не хочется. Кто будет хозяйством заниматься, в старости поможет? Вот и выбирали неречённого, согласного стать примаком. Правда, при таком раскладе его воспринимали как полноправного члена семьи. Если умирал тесть, и у супруга не было братьев, мужчина становился главным в семье.

Невеста, вернее уже жена, в подобных случаях не могла рассчитывать на сострадание и поблажки, какие обычно предоставлялись невесте, ушедшей жить к мужу. Мнение женщины просто-напросто не учитывалось, а ее капризы не принимались во внимание.

Традиционно на Руси инициатором сватовства являлись родители неречённого и сам жених. Удивительно, но существовал и иной обычай, меняющий представление о сватовстве. В этом случае в дом к выбранному жениху являлись родственники и родители девицы. Их целью было расхваливание невестушки, соблазнение жениха богатым приданым, обещаниями сладкой и безбедной жизни. Такой обряд имел наименование «навязывание». Две причины могли заставить родителей «навязаться»: во-первых, отсутствие сыновей и желание, чтобы в доме был мужчина-зять, и во-вторых, нежелание расставаться с дочерью. При навязывании неречённый и невеста менялись ролями два раза — при самом сватовстве, а потом при переезде молодоженов в дом жены, а не мужа.

Как засидевшиеся в девках и вдовы заключительный шанс ловили

Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Засидевшиеся в девках были готовы набиваться в жены. /Фото: pbs.twimg.com

К сожалению, некоторым девушками попросту приходилось навязываться жениху. Речь о засидевшихся в девках и вдовах. Они набивались в жены, пытаясь поймать последний шанс. Случалось, что на пороге дома жениха устраивался настоящий торг, который организовывали родные невест. Просто конкурс красоты или шоу «Холостой». Те, кто пришли первыми, находились в избе, сидели на почетных местах. Тем, кто опоздал, приходилось стоять у раскрытых окон и оттуда расхваливать свою претендентку. Уместно, под Рязанью тем родственникам, которые пытались расхвалить невесту как следует, присваивали прозвища хвастун или хвастушка.

Существовала еще одна традиция, какую смело можно назвать унизительной. Неудачливую невесту или вдову усаживали на санки и начинали возить по селу. При этом родственники кричали: «Кому невесту? Развившуюся, поспевшую?! Надо кому?». Бывало, что мужчины клевали на подобное предложение. Тогда родителей девушки звали в дом, где в спешном порядке проходил обряд сговора и рукобития. Иногда на следующий день жених и невеста уже шли под венец. Это делалось для того, чтобы неречённый не передумал.

Запутанные переезды и навязывание невесты

Когда нареченной к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Если после навязывания жених соглашался, то свадьбу старались сделать поскорее. /Фото: almode.ru

О навязывании можно прочитать еще в старинных книгах, например, такие упоминания содержат «Записки о московских делах» (1516 год), «Русский закон» Крижанина (1663 год). И ныне в Архангельском регионе существует эта традиция, хотя она претерпела некоторые трансформации. Например, в деревнях Аргамаково и Исады родные вероятной потенциальной невесты занимаются «выбиванием» у семьи жениха согласия. После этого мужчина должен приехать к невесте и забрать ее в собственный дом, причем родители тоже едут с дочерью. В жилище мужчины проводится традиционное сватовство — родные жениха выступают в роли сватов. То кушать делается все то же самое, что должно было произойти в доме невесты, но по причине навязывания место изменилось.

Обручальные кольца вечно овеяны ореолом тайинственности. А ещё с ним происходят порой удивительные истории. Например, как эта, когда больше года девушка носила свое обручальное перстень, не догадываясь об этом.

>