Конные стрелки византийской армии VI столетия
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Амуниция

Исходя из тактики византийских войск, в том числе описанных в Стратегиях, ключевой принцип ведения боевых действий сводился к перестрелкам и попыткам как можно длиннее не сходиться врукопашную. А вот, например, решение короля Тотилы не использовать луки и стрелы, а только копейщиков, в сражении у Тагина в 552 г. стоило ему победы. Битва на реке Касулине в 553 г. (совр. Вольтурно) была выиграна Нарсесом в том числе и благодаря тому, что находящиеся на флангах конные стрелки безнаказанно расстреливали «чушку» алеманов и франков.

Конные стрелки византийской армии VI столетия

Пряжка в виде коня. Вестготы. VI в. Археологический музей. Мадрид. Испания. Фото автора

[/quote]Конные стрелки византийской армии VI столетия
Изображение конника. Лен. Египет. V—VII вв. Инв. № Е26536. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Лучники-всадники (ίπποτоξόταί) составляли, согласно «Стратегикону» Маврикия, две третьих от всех курсоров. Курсоры – это конники, находящиеся в передовой линии и которые участвуют в преследовании врага. Наличие защитного вооружения — забы, дававшего возможность конникам попеременно сражаться то копьем, то луком, в принципе, делала воинами-стрелками всех всадников. Об этом говорил Агафий Миринейский:
[quote]«Конники были расставлены по краям с обеих сторон, вооруженные копьями и легкими щитами, мечами и луками, некоторые имели сариссы». [/quote]

Конные стрелки византийской армии VI столетия
Медальон с охотящимися. Сирия VIII вв. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Стрелки бывальщины в защитном вооружении и без него, как писал Фиофилакт Самокитта:
[quote]«Они не были одеты в доспехи, так как не знали, что им предстоит встретить. Ни шлемы не прикрывали их башки, ни панцирь не защищал груди, чтобы железом отразить железо, — не было этой охраны тел, идущей вместе с охраняемым и ему сопутствующей; славный подвиг принудил их ослабить свою бдительность, а победа героев, сильных духом, не умеет учить осторожности». [/quote]

Стратиоты поступали на службу со своим оружием и амуницией для стрельбы, именуемым токсофаретра, в то время как снаряжение и одежду предоставляло государство.

Токсофаретра, или, по-древнерусски, саадак — это лук, стрелы и предметы для их хранения, колчан-фаретра и налучие. Доля предметов для хранения могли быть нераздельны, составляли единый комплекс: колчан и налучие составляли один футляр.

Собственно, лук VI в., технические детали какого были заимствованы у северных кочевников: сарматов и гуннов, был сложносоставной, части его составлялись из рога. По размерам он уступал персидскому и гуннскому. Подобный лук, можно отчетливо видеть на шелковом медальоне (накладке на одежду) из Эрмитажа: два всадника со средней величиной луками охотятся на тигров. Если судить по дошедшим до нас изображениям (Большенный императорский дворец, Базилика на горе Небо, египетская пластинка из Тира, мозаики из Мадаба, Иордания), лук был длиной 125-150 см., в подневольности от того, кто его использовал: «луки по силе каждого». Для сравнения традиционный сложный лук гуннов был ≈160 см, а более технологичный, аварский, ≈110 см. Усилия зависело от мочи стрелка, силы лука и тетивы. Стрелы были длиной 80-90 см. В колчане, согласно воинскому наставлению, должно было быть 30-40 стрел.

Конные стрелки византийской армии VI столетия
Лучник. Мозаика Большенного Императорского дворца. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Турция. Фото автора

Воины обязаны были заботиться о сохранности тетивы, владеть запасную, сберегать их от сырости. Аноним VI в. рекомендовал стрельбу не по прямой, а по касательной, исключая стрельбу по ногам коней. В то же время пальба должна была быть прицельной, а не по навесной, как любят изображать в современных исторических фильмах. Тем более, такой плотности пальбы, как показывают в современных фильмах, не могло быть. Стрелы, выпущенные по навесной, будучи отраженные щитами, никуда не попадали.

Лук натягивался двумя способами: римским и персидским. Первоначальный – «пальцы кольцом»: большим и указательным, но не смыкаясь, как на мозаике из Большого императорского дворца. Второй – тремя сомкнутыми перстами. Для защиты частей рук при стрельбе использовались браслеты на запястье рук и кольцо для большого пальца. Аноним VI в. считал, что в случае усталости, стрелок должен уметь вести пальбу и тремя средними руками, как персы: [quote]«Римляне всегда пускают стрелы медленнее [ в отличие от персов – В.Э.], но поскольку луки их чрезмерно крепкие и туго натянуты, и к тому же сами стрелки — люди более сильные, их, стрелы значительно чаще наносят вред тем, в кого они попадают, чем это случается у персов, так как никакие доспехи не могут выдержать силы и стремительности их удара». [/quote]

Хорошие стрелки из луков

Полководец Велисарий, сравнивая ромейскую конницу с готской, помечал: «…разница в том, что почти все римляне и их союзники гунны являются хорошими стрелками из луков верхом, а из готов с этим делом никто не известен».

«Они, — писал о ромейских всадниках Прокопий, — прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе сторонки, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара».

Конные стрелки византийской армии VI столетия
Уздечка. Нордовый Кавказ. VI—VII вв. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

Виды одежды

В рамках статьи о всадниках я хотел бы остановиться на двух обликах их одежды, упомянутых в источниках, но не имеющих однозначного объяснения в исторической литературе. Речь идет о гиматии и гунии.

Гиматий – это верхняя платье, который одни исследователи считают плащом, который гораздо бóльших размеров, чем хламида, и в который, при необходимости, можно было плотно укутаться. Иные видят в нем специальную, поддоспешную тунику.

В VI в., да и позднее, он изначально обозначал просто плащ или паллиум, как в позднеримскую эпоху. Во время голодания, при осаде, в Риме 545 г. отец семейства, закрыв лицо гиматием т.е. плащом, бросился в Тибр. Из «Книги Эпарха» мы ведаем, что гиматий это синоним плаща, гиматий упоминается в тактике Льва Х в. Византийская иконография, и не только VI в., дает нам массу изображений святых и несложных смертных в плащах, подобных гиматию или паллиуму. Так, в Сен Витале мы видим фигуры, как в ниспадающих плащах, так и в плащах, используемых на манер гиматия, т. е. обмотанных вокруг корпуса.

Таким образом, во-первых, в VI в. это плащ, в виде прямоугольного куска ткани, с прямоугольным вырезом для головы, с отворённой только правой рукой и полностью закрытой плащевой тканью левой рукой, хотя, конечно, он мог использоваться и как пенула, у какой можно было открыть обе руки (епископ Максимин из Сен Витале в Равенне).

Во-вторых, в VI в., гиматий определяется как поддоспешная одежда, «шинель». Аноним VI в., строчил о том, что защитное вооружение
[quote]«следует надевать не прямо на исподнее [хитон], как это делают некоторые, стремясь уменьшить тяжесть вооружения, но на гиматий, толщиной не немного пальца, чтобы, с одной стороны, вооружение, плотно облегало тело, вместе с тем не травмировало его своим жестким соприкосновением».[/quote]

Маврикий противополагает этот тип одежды плащу или накидке:
[quote]«Гиматий, то есть, зостарии, изготовляемые по аварскому образцу либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из иной шерстяной ткани, должны быть просторным и свободными, чтобы во время езды ими можно было прикрывать колени и потому иметь хороший внешний вид».[/quote]

Объяснение, возможно, нам дает древнерусский период. В Остромировом Евангелие гиматий был перемещён как риза (фелонь). Таким образом, гиматий не только общее название плаща, но и название одеяния похожего на ризу: плащ, ближний к пенулле, с вырезом, посредине ткани для головы, Таким образом, его использование, как поддоспешного одеяния вполне объяснимо: он одевался сквозь голову, подпоясывался и на него мог быть надет доспех, он позволял закрывать колени при езде на коне.

Конные стрелки византийской армии VI столетия
Детская туника с капюшоном. Египет. V- VI вв. Инв.№ Е29525. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

А какое амуниция использовалась поверх доспеха?

Снаряжение поверх доспехов

Маврикий писал о том, что
[quote]«всадникам следует позаботиться о том, чтобы когда они в целом вооружении, в панцире и имеют при себе луки, и если, как это случается, пойдет дождь или воздух станет сырым от влаги, то они, надев эти гунии поверх панцирей и луков, смогли защитить свое вооружение, но и не бывальщины бы ограничены в движениях, если они захотели бы использовать либо луки, либо копья».[/quote]

В большинстве поздних «Стратегий» «плащ», прикрывающий доспехи и оружие, да и самого конника, имеет такое же описание как гуния, но именуется он по-другому. У императора Льва текст находим название эплорика – «на лорику» (Éπιλωρικια). Никифор II Фока в Новеллах и Стратегике именует ее эполорикой (Éπλωρικα): [quote]«И сверху кливаниев носить накидку с грубым шелком и хлопком. А из подмышек выходить их протокам. Рукавам же висеть сзади на их плечах». [/quote]В работе «О боевом сопровождении» читаем: [quote]«…войска, облаченные в доспехи и накидки, именуемые эпаноклибанами» [/quote]. Подобный плащ-накидка на Руси назывался охобенью (охабень), а у арабов — бурнусом.

Конные стрелки византийской армии VI столетия
Бурнус. Музей исламского искусства. Стамбул. Турция. Фото автора

Этот плащ-накидка угодил к ромеям, как и многие другие предметы одежды, с востока, от народов-всадников. Археологические находки говорят о том, что этот плащ мог быть не лишь из грубых материалов, но и из более качественных, дорогих тканей: такой легкий плащ VII в. из Антиноополиса (Египет), сшитый из сине-зеленого кашемира с отделкой из шелка.

Гуния, таким манером, – широкий, кавалерийский плащ, с рукавами и прорезями для рук или без них, грубой выделки из войлока, шелка или хлопка, может быть с капюшоном или без него, аналогичный плащ в пехоте именовался кавадием (καβάδιον).

Это статья является заключительной в цикле рассмотрения византийских всадников VI в. по данным исторических источников. Логичным продолжением будут статьи, отданные знаменитой римской пехоте на новом историческом этапе VI в., этапе восстановления Римской империи.

Источник

>