Контейнеровоз сбросили с мели. А как корабли-исполины ходили по русским рекам сто лет назад
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Эпопея с завязнувшим контейнеровозом в Суэцком канале напомнила об уникальных судахЗастрявший в Суэцком канале гигантский контейнеровоз Ever Given удалось сбросить с мели спустя несколько дней после происшествия. В дореволюционной России – на реках Ветлуге, Каме и Волге – тоже бывальщины огромные суда, на которые нанимали лучших лоцманов. Лишь бы не посадить судно на мель.

Контейнеровоз сбросили с мели. А как корабли-исполины ходили по русским рекам сто лет назад

Беляна. Конец XIX – начало ХХ столетия.

Эти суда назывались белянами и были… одноразовыми, создавались исключительно из бревен. По сохранившимся документам, в том числе из исторического музея поселка Алые Баки на Ветлуге, существовали беляны длиной 120 метров, а высота их бортов достигала шести метров. Для сравнения: длина контейнеровоза в Суэцком канале – 400 метров.

Грузоподъемность самых крупных белян доходила до 800 тысяч пудов (почти 13 тысяч тонн). Фактически, это бывальщины размеры океанского судна. Только сплавлялись они из верховьев Ветлуги, Камы и Волги до Царицына (Волгограда) или Астрахани, где и разбирались.

Сплав осуществляли весной, по рослой воде. Беляны отличались от плотов тем, что состояли исключительно из обработанных, "белых", бревен. Отсюда и название. Обладатели не скупились на вознаграждение для лоцманов, которые должны были провести исполинский корабль, минуя мели и перекаты.

Движение на реках тогда было, выражаясь стилем "Яндекса", плотным. Павел Мельников-Печерский в своем романе "В лесах" описывает его так: "Шагают по Волге лодки рыбачьи: кусовые, ловецкие, живодные, реюшки, бударки, косные. Дальше к стрежню – баржи идут, расшивы, гусянки, бархаты, шитики, сплавные беляны…"

Волжский траффик оставался интенсивным и в советские годы. Об этом можно судить, так, по снимку Семена Фридлянда с набережной Горького (Нижнего Новгорода) конца 1950-х годов. Белян в то время уже не делали (желая известно, что их собирали еще в 1930-х). С развитием железнодорожного транспорта лес стали доставлять по железной дороге. Речной транспорт сделался приходить в упадок.

Контейнеровоз сбросили с мели. А как корабли-исполины ходили по русским рекам сто лет назад

Стройка беляны была делом слишком сложным. Лес для нее заготавливали примерно в это время, когда начинал таять снег. Деревья сваливали варварским способом, сбрасывая их в ручьи и овраги, которые наполнялись вешней водой и выносили бревна в крупную реку. Там их вылавливали, стоя по поясок в ледяной воде.

На вершине беляны строили избы для работников, которые обслуживали судно, жилье для приказчика, владельца, а также рубку для лоцмана. Риск посадить этот "ковчег" на мель был велик. Учитывая, что сдвинуть его было почти невозможно, это зачастую означало крах "Титаника". Чтобы этого не произошло, нанимали лучших лоцманов.

Контейнеровоз сбросили с мели. А как корабли-исполины ходили по русским рекам сто лет назад

Евгений Шкаруба, руководитель яхт-клуба "Морские практики" и Верфи Товарищества поморского кораблестроения, признается, что система управления белянами ему не знакома. Он знает об устройстве поморских карбасов, шхун. Беляна же для Поморья была нехарактерна. Зато Шкаруба на своей яхте "Джульетта" проходил по Суэцкому каналу. Для маломерных кораблей это не проблема, в отличие о таких гигантов, как контейнеровоз, оказавшийся на мели и одновременно в центре мировых новостей.

– Те, кто критикует капитана из-за случившегося в Суэцком канале, – это, как правило, капитаны диванные. Такие проблемы в море иногда случаются. Ветер может подуть в любой момент. И даже если ты готов к нему, можешь очутиться бессилен, – объясняет Шкаруба.

По его словам, проход по Суэцкому каналу – это в любом случае нервотрепка:

– Всех яхтсменов здесь пытаются развести на денежки, чтобы избежать формальностей, оплатить дополнительные портовые сборы, навязывают лоцмана, хотя маломерные суда могут управиться и без него. Для яхты он обойдется в 200-300 евро, для больших судов сумма намного выше. Сколько это стоит в Суэцком канале, произнести затрудняюсь, а, например, проход судна по Панамскому каналу стоит 100 тысяч долларов. Там прикидывают, во сколько обойдется маршрут сквозь мыс Горн и делают сумму чуть меньше. Это уже стимул идти по Панамскому каналу, экономя время и немного денег.

Контейнеровоз сбросили с мели. А как корабли-исполины ходили по русским рекам сто лет назад

…Беляны для неопасного хода снабжались "косяками", "шишками", "серьгами" – так именовали различные приспособления для движения. Подробнее о них можно прочитать здесь. Но самое интересное – огромную беляну сплавляли кормой вперед.

Контейнеровоз в Суэцком канале, после того, как его сбросили с мели, движется, как и прежде – носом вперед. Правда, его страхуют буксиры.

>