«Крупное достижение в науке»: как запускали станцию «Мир»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Крупное достижение в науке»: как запускали станцию «Мир»

«Крупное достижение в науке»: как запускали станцию «Мир»

РИА «Новинки», коллаж 19 февраля 1986 года орбитальная станция «Мир» была запущена в космос. Она провела на орбите 15 лет вместо запланированных пяти и в 2001-м была потоплена в Тихом океане. За период эксплуатации на станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. На «Вселенной» были поставлены научные эксперименты и установлены разнообразные рекорды. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить послание Скопировать ссылку

«Крупное достижение в науке»: как запускали станцию «Мир»

      Первой в мире орбитальной станцией был «Салют», выведенный на околоземную орбиту 19 апреля 1975 года. Он имел одинешенек стыковочный узел. Всего были запущены семь «Салютов» — пять первого поколения, и два – второго. Они имели уже два стыковочных узла, подающих возможность дозаправки и снабжения станции с помощью грузовых кораблей.

      2 января 1985 года Совет министров СССР зачислил постановление о строительстве космической орбитальной станции «Мир», проект создания которой разрабатывался с 1976-го. Запуск по традиции той эпохи планировалось подогнать к XXVII съезду КПСС. Разрабатывал и изготавливал базовый блок и модуль станции Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, а техническое задание стряпала ракетно-космическая корпорация «Энергия», которую возглавлял академик Валентин Глушко. Всего над проектом в разные годы работали возле 280 предприятий. Строительство растянулось на десять лет, последний модуль был присоединен к станции лишь в 1996-м.

      Первая попытка запуска с космодрома Байконур 16 февраля 1986-го была перебита из-за неполадок со связью.

      В следующий раз, 19 февраля 1986 года, в 21 час 28 минут UTC, все получилось и прошло успешно.

      Как и в случае со станцией «Салют», а также долговременными транспортными кораблями «Альянс» и «Прогресс», управление станцией велось из Центра управления полетами (ЦУП) в Королеве.

      Как отмечал проектировщик космических кораблей Виктор Благов, новоиспеченной станции дали название «Мир», чтобы подчеркнуть стремление советского народа к миру и к использованию космической техники только в миролюбивых целях.

      «Станция «Мир» задумана как постоянно действующая орбитальная станция, она рассчитана на многие годы работ и призвана стать базовым блоком для создания многоцелевого научно-исследовательского комплекса, — повествовал ученый в 1986 году. – И поэтому при ее проектировании особое внимание уделялось доступности ремонта систем станции. Приборы скомпонованы группами, они введены на стенках, открывающихся внутри жилого отсека, чтобы удобнее было подойти к ним и в случае необходимости заменить».

      «Мир» стал первой орбитальной станцией, выстроенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять другие элементы, необходимые для выполнения тех или иных функций.

      Всеобщая длина станции составляла 13,13 м, она состояла из основного, рабочего (длина 7,67 м), переходного, негерметичного агрегатного отсеков и промежуточной камеры. Для станции была избрана рабочая орбита высотой до 300-400 км. Транспортный корабль был рассчитан на доставку экипажа в составе 2-3 человек, но на «Мире» могли одновременно трудиться и 5-6 человек.

      Состав атмосферы в помещениях станции был таким же, как и на Земле.

      Станция «Мир» была оснащена новой системой стыковки с шестью стыковочными узлами. Процессы управления движением, трудом бортовых систем и научной аппаратуры были максимально автоматизированы. Создатели станции также увеличили мощность системы энергопитания. В ее состав взошли две панели солнечных батарей (вместо трех на «Салютах») с размахом около 30 м и общей площадью почти 80 м². Эти панели подзаряжали аккумуляторную батарею, какая питала бортовую сеть постоянным напряжением 28,5 В. Максимальная мощность источников электропитания составляла почти 9 кВт.

      Установка оборудования в раздельно доставляемых на станцию модулях позволяла освободить от научных приборов значительный объем рабочего отсека. В нем стало просторнее, показалась возможность улучшить бытовые условия экипажа.

      «Площадь этих кают не очень-то велика, но они дают возможность человеку удалиться, если захочется, из общего помещения, побыть наедине с собой, — отмечал конструктор космической техники Юрий Семенов. — Это значительный момент психологического комфорта, особенно для тех, кто работает на борту много месяцев. Появилось на станции и устройство для умывания. На станциях «Салют» экипаж периодически пользовался душевой установкой, устраивал себе банный день. Но вместо умывания «водой из-под крана», вместо этой привычной и нередко выполняемой в земных условиях процедуры космонавтам приходилось лишь вытираться влажными гигиеническими салфетками. Появление на борту станции умывальника может показаться мелкотой, но, думается, эта мелочь внесет немалый вклад в приближение непростого бортового быта к привычным земным нормам».

      День астронавта на борту был расписан по часам: подъем, научные эксперименты, два часа занятий спортом, восемь часов сна. Ежедневно оставалось и немножко личного времени.

      В жилой зоне сохранялась выбранная экипажем температура в интервале от 18 до 28°C и относительная влажность атмосферы в пределах от 30 до 70%.

      Первый экипаж в составе Леонида Кизима и Владимира Соловьева прибыл на орбитальную станцию 15 марта 1986 года. Астронавты отработали на борту около двух месяцев, после чего совершили первый в истории перелет с одного орбитального аппарата на иной. 5 мая они покинули «Мир» на своем транспортном корабле «Союз-Т-15» и на следующий день прибыли на борт станции «Салют-7», какая с 21 ноября 1985 года летала в автоматическом режиме.

      Выполнив запланированный цикл работ на этой станции, астронавты совершили еще один орбитальный перелет и 29 июня вернулись на «Мир». Во время их отсутствия на эту станцию прибыл усовершенствованный транспортный корабль «Альянс ТМ», предназначенный для перевозки людей с Земли на орбитальные станции. После недели полета в составе комплекса «Мир» — «Союз ТМ» — «Прогресс-26» транспортный корабль «Альянс ТМ» отошел от станции, и 30 мая его спускаемый аппарат вернулся на Землю. Кизим и Соловьев завершили свой четырехмесячный полет 16 июля 1986 года.

      А 19 сентября председатель Президиума Верховного Рекомендации СССР Андрей Громыко вручил космонавтам высокие государственные награды в Кремле. Член Политбюро ЦК КПСС заявил, что проделанное Кизимом и Соловьевым «воображает собой крупное достижение в науке» и показывает, что «Мир» позволяет «значительно расширить исследования в космосе в интересах народного хозяйства».

      В 1987 году на «Мир» впервые прилетел иноземец — сирийский космонавт Мухаммед Фарис. А в 1990-м на станции побывал первый журналист и одновременно первый японец в космосе Тоехиро Акияма. Уникальна история Сергея Крикалева, какой в мае 1991 года отправлялся на «Мир» из СССР, а вернулся в марте 1992-го уже в независимую Россию. За этот полет космонавт был удостоен звания Героя России и заключительным в истории получил в подарок за полет «Волгу».

      На «Мире» были установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, выходам в отворённый космос, продолжительности пребывания в космосе.

      В 1994-1995 годах космонавт Валерий Поляков непрерывно находился на «Вселенной» 437 суток и 18 часов. Это достижение не побито до сих пор.

      После распада СССР космическая отрасль переживала тяжкий кризис. На «Мире» периодически возникали проблемы. Самое опасное ЧП в истории станции случилось 25 июня 1997 года, когда при проведении эксперимента по ручной стыковке грузовой корабль «Прогресс М-34» столкнулся с модулем «Спектр», в каком образовалась пробоина. На станции в это время находились Василий Цибалев, Александр Лазуткин и американец Майкл Фоуп. С Земли астронавтам приказали загерметизировать вход в поврежденный модуль, но оперативно закрыть люк мешали кабели. Только перерезав и отстыковав их, удалось застопорить утечку воздуха со станции. Из-за аварии «Мир» лишился 40% электроэнергии, что исключило проведение почти всех научных экспериментов.

      В начине 1998 года на станции возникли проблемы с системой кондиционирования, в результате чего температура в обитаемой зоне повысилась до 32°C. Астронавты смогли самостоятельно снизить ее до 28°C. Члены экипажа сообщали на Землю, что из-за нехватки отдыха совершают в работе чересчур много ошибок. После этого в США заговорили о том, что астронавтам может быть небезопасно находиться на российской станции. Одновременно завершалось стройка Международной космической станции. В ноябре 1998-го Россия запустила первый модуль МКС под названием «Заря». В 1999 году астронавты Сергей Авдеев и Жан-Пьер Эньере перед тем, как покинуть «Мир», перевели станцию в автономный режим. Финансирование орбитального комплекса прервалось. В 2000-м там побывал последний экипаж в составе Сергея Залетина и Александр Калери. После отбытия они снова законсервировали станцию.

      История «Вселенной» завершилась 23 марта 2001 года.

      Пристыкованный к нему космический корабль «Прогресс» придал станции заключительный импульс, позволивший успешно вывести ее с орбиты на высоте 159 км над Землей. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новоиспеченной Зеландией и Чили. Этот район площадью в несколько тысяч квадратных километров является кладбищем советских и российских космических аппаратов — там, начиная с 1978 года, было потоплено более 85 орбитальных конструкций.

      За годы эксплуатации на «Мире» было проведено 28 космических экспедиций, на станции побывали 104 российских и зарубежных астронавта.

      «Крупное достижение в науке»: как запускали станцию «Мир»

      РИА «Новости», коллаж Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить письмо Скопировать ссылку

      Ключ

      >