Кто и зачем отколол носы египетским статуям

Кто и зачем отколол носы египетским статуям

Длинные годы учёные всего мира бились над неразрешимой загадкой, которую подкинула исследователям одна из древнейших и наиболее долговечных цивилизаций в вселенной. Дело в том, что у многих египетских статуй нет носов. Тщательное изучение этого вопроса экспертами показало, что это отнюдь не случайное явление. Так что же сделалось тому причиной: просто естественный процесс разрушения или чей-то злонамеренный умысел?

Естественное разрушение или намеренный вандализм?

В принципе, в отколотых носах древних статуй нет ничего удивительного: ведь их почтенный возраст измеряется тысячелетиями. Разрушение — это совершенно естественный процесс. Но как очутилось, всё не так просто. Открытым остаётся вопрос о том, почему же тогда полно экземпляров, которые в остальном просто прекрасно сохранились, за исключением носа?

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Отчего в целом статуи хорошо сохранились, а нет лишь носа?

Конечно, нос — это самая выдающаяся деталь на лице, он, теоретически наиболее раним. Если и суждено чему-либо сломаться, то он будет первым. Пусть это так. Но ведь носы удалены и с таких художественных работ, как полотна и барельефы. Чем же тогда объяснить столь варварское обращение с этой частью тела по отношению к ним?

Эта загадка породила множество гипотез. В их числе даже то, что это мастерили европейские колонизаторы, чтобы уничтожить даже намёки на африканские корни древних египтян. По мнению учёных, эта теория не имеет под собой никакого основания, попросту хотя бы потому, что не едиными носами можно доказать наличие родства. Так что несмотря на все ужасы империализма, разбитые носы у скульптур — это слишком. Так что же тогда могло с ними произойти?

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Это однозначно не происки империалистов.

Лишить божественной мощи

Существует такое понятие как «иконоклазм». Это слово выходит из греческого языка от слов «изображение» и «разбивать». Буквально это слово значит иконоборчество.

И здесь речь идёт не о религиозном христианский феномене, какой возник во времена Византии и протестантской Реформации. Тогда шла активная борьба с культом поклонения священным изображениям. В те времена образа уничтожали, а тех, кто им молился, подвергали жестоким преследованиям.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Одинаково подверглись вандализму и картины, и барельефы.

В случае с древнеегипетскими скульптурами выговор идёт об иконоборчестве в его более широком смысле. Те, кто это делал, верили, что они очень важны. Мотивы подобного отношения могут быть как политическими, так и верующими, и даже эстетическими. Всё это приобретает более глубокий смысл, если учесть факт специфики верований древних египтян. Они находили, что статуи и изображения – это проводники божественной сущности в мир обычных смертных. Соответственно этому, они верили, что когда боги снисходили с небосводов в посвящённые им храмы, они вселялись в свои изваяния. Другими словами, объектом поклонения была не сама скульптура или картина, а воплощение в ней доселе невидимого господа.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Сама статуя не была объектом поклонения.

И у рисунков, и у барельефов – один и тот же тип повреждения. Это свидетельствует о том, что против носов велась целеустремленная кампания. Этим вопросом вплотную решил заняться Эдвард Блайберг. Он старший куратор экспозиции египетского, классического и древнего ближневосточного искусства в Бруклинском музее (США). Посетители его чересчур часто спрашивали о том, почему у многих статуй отбиты носы. Специалист считает, что эти статуи и изображения могут служить пунктом «вселения» божества. Благодаря этому они могут действовать в материальном мире.

Именно так написано о древнеегипетской богине любви и плодородия Хатхор. В городе Дендер кушать великолепнейший храм, который был возведён примерно в 2310-2260 гг. до нашей эры. На его стенах начертано: «Она сходит с небес, чтобы взойти в земное своё тело и воплотиться в нём». То есть богиня входит в статую. В том же храме есть письмена о боге Осирисе, какой входит в своё изображение на барельефе. В Древнем Египте верили, что статуя или изображение, после вселения в него бога, не лишь оживают, но и обладают божественным могуществом. Им можно воспользоваться, разбудив с помощью определённых ритуалов. Можно же лишить их мощи — наметя им физический вред. Например, отбить нос.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Скульптура фараона Тутанхамона.

С какой целью?

Причин этому может быть немало. Например, те, кто расхищал гробницы, очень боялись мести тех, чей покой они осмелились потревожить. Кроме того, всегда есть те, кто желает переписать историю, а то и целиком изменить всё значение культурного наследия.

Когда-то отец Тутанхамона Эхнатон, правивший между 1353 и 1336 до нашей эры, пожелал, чтобы в центре египетской религии был бог Атон. Это божество олицетворяло собой солнечный диск и противостояло Амону, богу черноволосого небесного пространства, воздуха. Для достижения этой цели Эхнатон решил полностью уничтожить изображения Амона. Когда он помер, всё опять поменялось, вернулось на круги своя. Все храмы Атона были разрушены, а египтяне стали снова поклоняться Амону.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Поклонение Атону.

В связи с этим значительно упомянуть о том, что не только богам под силу вселяться в изображения. Такую способность могли обретать и некоторые умершие люди. Те, кто минул все испытания на пути в Зал двойной истины. Там, на суде бога Осириса они были духовно оправданы и заслужили право стать божествами. Подобное может послужить потомкам как утешением, так и сделаться проклятием.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Поклонение Амону.

Кроме того, всегда и везде, во все времена присутствует такое понятие, как борьба за власть. Она покинула на теле истории человечества множество шрамов. Например, фараон Тутмос III. Он правил в 15 веке до нашей эры и очень страшился, что его сына могут лишить трона. Фараон хотел быть полностью уверенным в том, что именно его наследник будет править Египтом. С этой мишенью Тутмос приказал уничтожить все свидетельства о своём царственном предшественнике и своей мачехе и тёте Хатшепсут. Последняя в течение первых двух десятков лет правления Тутмоса III была его соправительницей. Он постарался стереть с лики земли все доказательства этого, все возможные упоминания. В первую очередь изображения и скульптуры. И у Тутмоса получилось. Почти.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Пришлось потерпеть даже красавице Клеопатре.

Среди различных древнеегипетских текстов, часто встречаются упоминания о том, что в отношении вандализма виновнику будет угрожать суровое наказание. Это говорит о том, что подобное было в Египте обычным делом. Несмотря на то, что разграбление гробниц и порча любого собственности в храмах была очень серьёзным преступлением и тяжким грехом, некоторых это всё же не останавливало.

Почему именно нос?

Целью порчи изображения было целиком лишить или хотя бы уменьшить силу божества, которая представлена в виде скульптуры или барельефа. Сделать это можно было различными способами. Если было нужно, чтобы человек больше не мог делать подношения богам, статуе отбивали руку. Если необходимо было лишить божество возможности слышать — удаляли уши. Если нужно было сделать статую полностью бесполезной — ей необходимо было убрать голову. Самым эффективным и быстрым способом добиться желаемого — было удаление носа. «Ведь нос – это орган с поддержкой которого мы дышим, само дыхание жизни. Самый простой способ убить внутренний дух статуи – отобрать способность дышать, отколов нос», – объясняет Блайберг. Всего лишь пара ударов молотком по долоту – и проблема решена.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Можно было лишить скульптуру руки.

Кто и зачем отколол носы египетским статуям
Проблему проще всего решало отбитие носа.

Парадокс всего этого заключается в том, что это навязчивое желание уничтожать изображения лишь обосновывает то, насколько важными они были для этой великой древней цивилизации.

Если вас интересует история Древнего Египта, прочтите нашу статью гробница царицы Клеопатры замечена археологами после долгих лет поисков.