Публициста Владимира Стасова интересовала существование во всем многообразии – от истории императора Иоанна III до кинематографаПродолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.
И. Карась, С. Солодовник, Г. Томенко. Передвижники в студии И.Е. Репина. 1950-1951 гг.
Его папа Василий Петрович Стасов – знаменитый архитектор1. Брат Дмитрий Васильевич2 – патриарх российской присяжной адвокатуры. Сестра Чаяние Васильевна3 – первая распорядительница Бестужевских дамских курсов4, организатор женского движения. Одна из племянниц Елена – активистка социал-демократического движения, секретарь ленинского ЦК РКП(б)5.
Но самым популярным из “стасовского клана”6 в историю вошел Владимир Васильевич Стасов (1824-1906).
В.В. Стасов и М. Горестный в гостях у И.Е. Репина (в центре) в усадьбе “Пенаты” (п. Куоккала, ныне – п. Репино). 1904 г. Фото: М.П. Дмитриев
Юрист и историк
Училище правоведения7 Владимир Стасов окончил ранее Дмитрия8. Однако, прослужив возле десяти лет на юридическом поприще, вышел в отставку по линии Министерства юстиции9. И широкую популярность заслужил своей публицистической деятельностью10. Выступающий историк и критик искусства11, на протяжении пятидесяти лет он был сотрудником Императорской Публичной библиотеки12, о чем указывает мраморная доска на фасаде ее преемницы, Российской национальной библиотеки13.
Обложка книжки В.В. Стасова “История книги Византийские эмали А.В. Звенигородского”. СПб., 1898 г.
В Библиотеке Стасов вел колоссальную труд: принимал участие в составлении каталогов14 и комплектовании15, собирал и разбирал эстампы, устраивал выставки16, весьма немало консультировал17. А параллельно возглавил Отделение искусств и технологий, пропагандировал новые веяния и течения в технике и искусстве…
Послание В.В. Стасова П.И. Чайковскому от 30 декабря 1872 г. (ОР РНБ).
Новатор и заступник
А еще Владимир Васильевич писал о фотографии, подчеркивая практическое смысл “великого изобретения… века” для изучения и популяризации “монументов…, редких книг, манускриптов”18. Восхищался изобретением граммофона и “гениальной кинематографы”: “счастливые будущие поколения – они будут видать, слышать, знать, точно осязать глазами и слухом прежних великих людей”19. Боготворил и поднимал до небосводов новоиспеченных талантливых музыкантов и художников. Сблизился с молодыми композиторами, которых нарек “могучей кучкой”20. Поддержал самостоятельную Артель художников из числа студентов, покинувших Академию художеств21, а затем вдохновлял Товарищество “передвижников”22.
Иными словами, сделался идеологом и защитником всего новоиспеченного.
В.В. Стасов в своем кабинете в Императорской Публичной библиотеке. 1900-е гг. Фото: К.К. Булла
Критик и исследователь
На кипучей публицистической деятельности Стасова, разумеется, сказалась учеба в Училище правоведения. По сути историко-правовой была исследовательская деятельность, к какой его привлек М.А. Корф, бывший вначале директором Библиотеки, а потом руководивший государственными законотворческими работами23. Свое “расследование” истории существования и смерти императора Иоанна III (Иоанна Антоновича) Стасов наименовал “Делом Брауншвейгского семейства”24. В 1856 г. он был включен в комиссию по сбору материалов о существования и царствовании Николая I25. А сквозь семь лет определен во Второе отделение императорской канцелярии и служил там в созданном Корфом присутственном рекомендации до 1882 г. 26
Издание “Императорская Публичная библиотека за 100 лет (1814-1914)”. СПб., 1914 г.
И все-таки “лучшим делом и местом” для себя Владимир Васильевич находил Библиотеку27, отказавшись, кстати, от предложения стать ее директором28. Представлялось, что его не очень беспокоило самолюбие и в других случаях, когда, так, “те, о которых он заботился, которых он грудью защищал, обнаруживали впоследствии черноволосую неблагодарность”29. Такое случалось в конце жития30. Хотя в 1894 г. торжественно отметили его семидесятилетие со дня рождения и пятидесятилетие государственной деятельности, а в 1904 г. – размашисто восьмидесятилетие. Но бывшие “молодые и талантливые” сами становились академиками, а порой и ретроградами. Кроме того, на рубеже веков в очередной раз показались новые люди, у которых были свои идеи, линии и боги…
Рекомендуем: диэлектрические коврики
Могила В.В. Стасова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фото: Википедия
1. Василий Петрович Стасов (1769-1848) – одинешенек из родоначальников русского ампира, за конкурсный проект памятника над могилой погибших в Полтавской битве избран академиком Имп. Академии художеств (1811 г.), за выступающие заслуги в районы архитектуры был удостоен звания “почетный вольный общник”. Только в Санкт-Петербурге им были построены комплекс домов Академии наук на Васильевском острове, Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Ямской базар на Разъезжей улице. Он также перестроил Царскосельский лицей, Таврический и Петергофский дворцы.
2. Дмитрий Васильевич Стасов (1828-1918) участвовал в подготовке Судебной реформы Александра II (1864 г.). Одним из первых записался в присяжные поверенные (заступники при окружном суде или судебной палате) – звание, введенное в соответствии с Учреждением судебных установлений Российской империи от 20 ноября 1864 г. Был избран первым председателем рекомендации присяжных поверенных окружной Санкт-Петербургской судебной палаты (1866 г.). Выступал заступником в ряде политических процессов над революционерами-народовольцами, в частности отстаивал Н.А. Ишутина в процессе по делу Д.В. Каракозова.
3. Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) – социальная деятельница,][ в 1860-1895 гг. возглавляла дамское движение в России; организатор борьбы за высшее образование женщин, закончившейся открытием в Петербурге Владимирских (1870 г.) и Бестужевских курсов (1878 г.). Создательница одних из первых в России ребяческих яслей (1894 г.).
4. Высшие дамские Бестужевские курсы дали России целую плеяду известных имен. Среди них: историк литературы, библиотечный деятель, педагог Е.В. Балобанова; историк хореографии, мемуарист Л.Д. Блок; государственный и социальный деятель Н.К. Крупская; педагог М.А. Лохвицкая-Скалон; поэтесса и переводчица А.Д. Радлова; писательница О.Д. Форш; собирательница фольклора А.К. Черткова и др.
5. Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966) – деятель интернационального коммунистического, дамского, антивоенного и антифашистского движения, председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР),][ член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В составе ЦК РКП (б) с 1912 г.
6. Стасовы значились русскими дворянами с 1380 г., имели собственный родовой герб (Каренин Влад. Владимир Стасов: очерк его жизни и деятельности. Л., 1927. Ч. 1. С. 40).
7. Училище правоведения, отворённое в 1835 г., почиталось привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. Оно ставило своей мишенью подготовку квалифицированных чиновников для службы в учреждениях Министерства юстиции. Училище выделялось общей демократической атмосферой, тщательностью программы, вводившей изучение ряда европейских языков и способствовавшей развитию интереса к искусству. Большенное внимание уделялось занятиям музыкой, игре на фортепьяно питомцев обучали известные педагоги – А. Гензельт и А. Герке. В.В. Стасов, по подтверждениям современников, был прекрасным пианистом-исполнителем (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Владимир Васильевич Стасов. Житье и творчество. М., 1970. С. 21).
8. Владимир окончил Училище правоведения в 1843 г., получив чин титулярного советника, Дмитрий – в 1847 г.
9. В.В. Стасов начинов службу помощником секретаря в Межевом департаменте, с 1848 г. служил секретарем в Департаменте герольдии, с 1850 г. – помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции, вышел в отставку в 1852 г. (Голубева О.Д. Стасов Владимир Васильевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и цивилизации: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 496-497).
10. Начин его литературно-публицистической деятельности относится к 1847 г., когда Стасов в “Отечественных писульках” поместил несколько обозрений новых произведений английской, немецкой и французской литературы, созданий живописи, скульптуры, архитектуры и музыки (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Указ. соч. С. 30).
11. Критические статьи, посвященные проблемам истории, археологии, фольклора, литературы, изобразительных и пластических искусств, зодчества, музыки, театра, Стасов публиковал более чем в 50 русских и иноземных периодических изданиях, в том числе в “Вестнике изящных искусств”, “Библиотеке для чтения”, “Журнале Министерства общенародного просвещения”, “Ежегоднике императорских арен”, “Историческом вестнике”, “Северном вестнике”, “Записках Археологического общества”, “Русском вестнике”, “Русской древности”, “Вестнике Европы” и др. В.В. Стасова право считают первым русским профессиональным художественным и музыкальным критиком (Стасова Е.Д. Страницы существования и борьбы. М., 1960. С. 5).
12. С 1855 г. Стасов сделался систематически посещать Императорскую Публичную библиотеку (ИПБ), особенно Отделение изящных искусств и технологий, принимая “безмездно” (даром) участие в самых различных направлениях его деятельности. И только в ноябре 1872 г. после смерти В.И. Собольщикова, руководившего этим филиалом, был принят в штат на место библиотекаря, возглавил отделение и проработал в ИПБ до последних дней своей жизни.
13. Библиотека навсегда вписала в историю имя этого выступающего представителя русской демократической цивилизации. На фасаде главного здания ][Библиотеки, выходящего на площадь Островского, в 1957 г. была введена мемориальная мраморная доска труды известного медальера Ю.Г. Клюге с надписью “Здесь с 1855 по 1906 г. работал выдающийся деятель русской цивилизации Владимир Васильевич Стасов”.
14. В 1857 г. составил систематичный каталог Отделения “Россика”, схема которого была одобрена Академией наук. См. подетальнее: Михеева Г.В. “Россика” в Российской национальной библиотеке: история, проблемы, перспективы // “Беспрецедентное отделение “Россика””. СПб., 2000. С. 8-18.
15. По его инициативе приобретено собрание патриарха российской архитектурной снимки И.Ф. Барщевского, посвященное монументам русской старины. Стасов продолжал собирать фотографии, касающиеся России, создав в][ Библиотеке уникальный фонд. Не меньшее внимание он уделял и портретному собранию, приобретению русских и восточных лубочных картинок. В течение всей жития продолжал подносить ИПБ рукописи, фотографии, книги по искусству (всего свыше 1500 ед.). (Голубева О.Д. Стасов Владимир Васильевич. С. 499). При его содействии в][ Библиотеку устроились манускрипты и архивы композиторов, художников, скульпторов (М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского, М.М. Антокольского, К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина и др.). Сквозь него в ИПБ поступали многие подпольные издания, в том числе и большевистские.
16. Вместе с В.И. Собольщиковым он устроил выставки древнерусских рукописей с миниатюрами и крюковых манускриптов XI в. Выдающимся событием сделалась выставка коллекции гравированных портретов Петра I – более 200 портретов, а также изображений различных сцен и событий из жития императора, многочисленных лубочных картинок, карикатур, домов и памятников, посвященных Петру I. Постоянно пополняемая выставка сделалась основой Петровской галерки, существовавшей в][ Библиотеке до Великой Отечественной войны. В 1903 г. был опубликован подготовленный В.В. Стасовым каталог этой собрания. См. подробнее: Матвеева И.Г. История создания Петровской галерки в Императорской Публичной библиотеке // Нац. б-ка. 2019. N 2 (14). С. 26-32.
17. Список лиц, каким оказывал консультации В.В. Стасов, используя богатейшие фонды ИПБ, огромен. В их числе: М.О. Микешин, В.М. Васнецов, Н.А. Римский-Корсаков, Л.Н. Тучной, Д.А. Ровинский, Н.П. Собко и др. (Грин Ц.И., Третьяк А.М. Публичная библиотека глазами современников (1795-1917): хрестоматия. СПб., 1998. С. 609-619). См. также: Чистякова А.В. Труд В.В. Стасова с читателями Филиалы искусств Публичной библиотеки // Труды Гос. Публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1957. Т. 3 (6). С. 205-227.
18. Стасов В.В. Снимок и гравюра // Русский вестник. 1856. Т. 6, N 12. С. 576.
19. Послание В.В. Стасова Л.Н. Толстому от 15 октября 1903 г. // Лев Тучной и В.В. Стасов. Переписка 1878-1906 / ред. и прим. В.Д. Комаровой, Б.Л. Модзалевского. Л., 1929. С. 327.
20. В крышке 1850-х – начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге уложилось творческое содружество русских композиторов (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи), носившее первоначально наименование Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы находили себя последователями М.И. Глинки и свою цель видали в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название “Могучая кучка”, закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова “Славянский концерт г. Балакирева” (1867).
21. В 1863 г. произошел знаменитый “бунт” группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемых И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как “бунт 14-ти”,][ суть его сводилась к тому, что выпускники отказались строчить конкурсную труд на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив несогласие на свои заявки от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И.Е. Далекое близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников – первую в истории российского изобразительного искусства самостоятельную созидательную организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены ][Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя денежки в всеобщую кассу. По вечерам в][ Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. Стасов симпатизировал ][Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии во немало своих статьях восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.
22. В 1870 г. по инициативе художников И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова и В.Г. Петрова возникло Товарищество передвижных художественных выставок, в состав какого взошли и отдельные члены ][Артели. Товарищество поставило своей задачей популяризацию искусства среди самых широких слоев русского общества чертой организации больших совместных передвижных художественных выставок. Начиная с первой выставки в 1871 г. ][Товарищество объединило почти все наиболее талантливые художественные урины страны, включая И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Стасов не просто сразу же поддержал передвижников, опубликовав в “Санкт-Петербургских ведомостях” (1871. 3 дек.) ослепительную статью “Передвижная выставка 1871 года”, он и в дальнейшем горячо приветствовал новоиспеченное течение в искусстве в духе просветительских идеалов и демократических принципов, фактически сделался идеологом и наставником художников, входивших в это союз (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Указ. соч. С. 134-141).
23. Подробнее о М.А. Корфе см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Стихотворство бюрократа Корфа // Родина. 2021. N 8. С. 130-133.
24. Корф М.А. Брауншвейгское семейство (Иоанн VI): [в основу труды возложена рукопись В.В. Стасова, коренным образом переработанная Корфом]. М., 2007. 285 с. Все более ранние издания просто приписаны Корфу.
25. Голубева О.Д. В.В. Стасов. СПб., 1995. С. 41-42.
26. Там же. С. 58.
27. Литературный и художественный критик, публицист, социальный деятель Д.В. Философов строчил о Стасове: “Библиотеку он любил страстно…, и она его любила тоже” (Философов Д.В. Слова и жизнь. СПб., 1909. С. 319).
28. В 1882 г. Стасов получил предложение от А.Ф. Бычкова сделаться помощником директора, в 1899 г., после кончины А.Ф. Бычкова, министр общенародного просвещения Н.П. Боголепов предложил Стасову директорский пост, но он предпочел административной деятельности ближнюю ему критико-публицистическую и популяризаторскую (Голубева О.Д. В.В. Стасов. СПб., 1995. С. 122). Стасов строчил: “Что меня раз навсегда отвратило от всякого директорства и начальства – это собственно зрелище отвратительное и гнусное, как однажды в 80-х годах ][Библиотеку обратили в ловушку III-го][ отделения, и как ][Библиотека была запружена шпионами оттуда…” (Стасов В.В. Послания к родным. М., 1958. Т. 3, ч. 1. С. 309).
29. Гинцбург И.Я. В.В. Стасов // Гинцбург И.Я. Мемуары, статьи, письма. Л., 1964. URL: http://s-marshak.ru/biography/stasov/stasov02.htm (дата обращения: 11.04.2021).
30. У Стасова осложнились взаимоотношения со своими старыми добрыми друзьями В.В. Верещагиным, И.Е. Репиным, В.А. Серовым. Во всех случаях причиной размолвок стало изменение взаимоотношения бывших товарищей и соратников к пониманию задач искусства.
Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.