Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

Публициста Владимира Стасова интересовала существование во всем многообразии – от истории императора Иоанна III до кинематографаПродолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

И. Карась, С. Солодовник, Г. Томенко. Передвижники в студии И.Е. Репина. 1950-1951 гг.

Его отец Василий Петрович Стасов – знаменитый архитектор1. Брат Дмитрий Васильевич2 – патриарх российской присяжной адвокатуры. Сестра Чаяние Васильевна3 – первая распорядительница Бестужевских женских курсов4, организатор женского движения. Одна из племянниц Елена – активистка социал-демократического движения, секретарь ленинского ЦК РКП(б)5.

Но самым популярным из “стасовского клана”6 в историю вошел Владимир Васильевич Стасов (1824-1906).

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

В.В. Стасов и М. Горький в гостях у И.Е. Репина (в центре) в усадьбе “Пенаты” (п. Куоккала, ныне – п. Репино). 1904 г. Фото: М.П. Дмитриев

Юрист и историк

Училище правоведения7 Владимир Стасов окончил ранее Дмитрия8. Однако, прослужив около десяти лет на юридическом поприще, вышел в отставку по линии Министерства юстиции9. И широкую популярность заслужил своей публицистической деятельностью10. Выдающийся историк и критик искусства11, на протяжении пятидесяти лет он был сотрудником Императорской Публичной библиотеки12, о чем указывает мраморная доска на фасаде ее преемницы, Российской национальной библиотеки13.

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

Обложка книги В.В. Стасова “История книги Византийские эмали А.В. Звенигородского”. СПб., 1898 г.

В Библиотеке Стасов вел колоссальную труд: принимал участие в составлении каталогов14 и комплектовании15, собирал и разбирал эстампы, устраивал выставки16, очень немало консультировал17. А параллельно возглавил Отделение искусств и технологий, пропагандировал новые веяния и течения в технике и искусстве…

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

Послание В.В. Стасова П.И. Чайковскому от 30 декабря 1872 г. (ОР РНБ).

Новатор и защитник

А еще Владимир Васильевич писал о фотографии, подчеркивая практическое смысл “великого изобретения… века” для изучения и популяризации “памятников…, редких книг, манускриптов”18. Восхищался изобретением граммофона и “гениальной кинематографы”: “счастливые будущие поколения – они будут видеть, слышать, знать, точно осязать глазами и слухом прежних великих людей”19. Боготворил и поднимал до небосводов новых талантливых музыкантов и художников. Сблизился с молодыми композиторами, которых нарек “могучей кучкой”20. Поддержал самостоятельную Артель художников из числа студентов, оставивших Академию художеств21, а затем вдохновлял Товарищество “передвижников”22.

Иными словами, сделался идеологом и защитником всего нового.

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

В.В. Стасов в своем кабинете в Императорской Публичной библиотеке. 1900-е гг. Фото: К.К. Булла

Критик и исследователь

На кипучей публицистической деятельности Стасова, разумеется, сказалась учеба в Училище правоведения. По сути историко-правовой была исследовательская деятельность, к которой его привлек М.А. Корф, бывший вначале директором Библиотеки, а потом руководивший государственными законотворческими работами23. Свое “расследование” истории жизни и смерти императора Иоанна III (Иоанна Антоновича) Стасов наименовал “Делом Брауншвейгского семейства”24. В 1856 г. он был включен в комиссию по сбору материалов о жизни и царствовании Николая I25. А сквозь семь лет определен во Второе отделение императорской канцелярии и служил там в созданном Корфом присутственном совете до 1882 г. 26

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

Издание “Императорская Публичная библиотека за 100 лет (1814-1914)”. СПб., 1914 г.

И все-таки “лучшим делом и местом” для себя Владимир Васильевич считал Библиотеку27, отказавшись, кстати, от предложения стать ее директором28. Представлялось, что его не очень беспокоило самолюбие и в других случаях, когда, например, “те, о которых он заботился, которых он грудью защищал, обнаруживали впоследствии черноволосую неблагодарность”29. Такое случалось в конце жизни30. Хотя в 1894 г. торжественно отметили его семидесятилетие со дня рождения и пятидесятилетие государственной деятельности, а в 1904 г. – размашисто восьмидесятилетие. Но бывшие “молодые и талантливые” сами становились академиками, а иногда и ретроградами. Кроме того, на рубеже веков в очередной раз показались новые люди, у которых были свои идеи, пути и боги…

Рекомендуем: диэлектрические коврики

Люд Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

Могила В.В. Стасова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Фото: Википедия

1. Василий Петрович Стасов (1769-1848) – одинешенек из основоположников русского ампира, за конкурсный проект памятника над могилой погибших в Полтавской битве избран академиком Имп. Академии художеств (1811 г.), за выступающие заслуги в области архитектуры был удостоен звания “почетный вольный общник”. Только в Санкт-Петербурге им были построены комплекс домов Академии наук на Васильевском острове, Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота, Ямской базар на Разъезжей улице. Он также перестроил Царскосельский лицей, Таврический и Петергофский дворцы.

2. Дмитрий Васильевич Стасов (1828-1918) участвовал в подготовке Судебной реформы Александра II (1864 г.). Одним из первых записался в присяжные поверенные (защитники при окружном суде или судебной палате) – звание, введенное в соответствии с Учреждением судебных установлений Российской империи от 20 ноября 1864 г. Был избран первым председателем рекомендации присяжных поверенных окружной Санкт-Петербургской судебной палаты (1866 г.). Выступал защитником в ряде политических процессов над революционерами-народовольцами, в частности отстаивал Н.А. Ишутина в процессе по делу Д.В. Каракозова.

3. Надежда Васильевна Стасова (1822-1895) – общественная деятельница,][ в 1860-1895 гг. возглавляла дамское движение в России; организатор борьбы за высшее образование женщин, закончившейся открытием в Петербурге Владимирских (1870 г.) и Бестужевских курсов (1878 г.). Создательница одних из первых в России ребяческих яслей (1894 г.).

4. Высшие женские Бестужевские курсы дали России целую плеяду известных имен. Среди них: историк литературы, библиотечный деятель, педагог Е.В. Балобанова; историк хореографии, мемуарист Л.Д. Блок; государственный и общественный деятель Н.К. Крупская; педагог М.А. Лохвицкая-Скалон; поэтесса и переводчица А.Д. Радлова; писательница О.Д. Форш; собирательница фольклора А.К. Черткова и др.

5. Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966) – деятель интернационального коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения, председатель ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР),][ член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. В составе ЦК РКП (б) с 1912 г.

6. Стасовы значились русскими дворянами с 1380 г., имели свой родовой герб (Каренин Влад. Владимир Стасов: очерк его жизни и деятельности. Л., 1927. Ч. 1. С. 40).

7. Училище правоведения, отворённое в 1835 г., считалось привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. Оно ставило своей мишенью подготовку квалифицированных чиновников для службы в учреждениях Министерства юстиции. Училище отличалось общей демократической атмосферой, тщательностью программы, вводившей изучение ряда европейских языков и способствовавшей развитию интереса к искусству. Большое внимание уделялось занятиям музыкой, игре на фортепьяно питомцев обучали известные педагоги – А. Гензельт и А. Герке. В.В. Стасов, по свидетельствам современников, был прекрасным пианистом-исполнителем (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Владимир Васильевич Стасов. Житье и творчество. М., 1970. С. 21).

8. Владимир окончил Училище правоведения в 1843 г., получив чин титулярного советника, Дмитрий – в 1847 г.

9. В.В. Стасов начинов службу помощником секретаря в Межевом департаменте, с 1848 г. служил секретарем в Департаменте герольдии, с 1850 г. – помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции, вышел в отставку в 1852 г. (Голубева О.Д. Стасов Владимир Васильевич // Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и цивилизации: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1. С. 496-497).

10. Начало его литературно-публицистической деятельности относится к 1847 г., когда Стасов в “Отечественных писульках” поместил несколько обозрений новых произведений английской, немецкой и французской литературы, произведений живописи, скульптуры, архитектуры и музыки (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Указ. соч. С. 30).

11. Критические статьи, посвященные проблемам истории, археологии, фольклора, литературы, изобразительных и пластических искусств, архитектуры, музыки, театра, Стасов публиковал более чем в 50 русских и иноземных периодических изданиях, в том числе в “Вестнике изящных искусств”, “Библиотеке для чтения”, “Журнале Министерства народного просвещения”, “Ежегоднике императорских арен”, “Историческом вестнике”, “Северном вестнике”, “Записках Археологического общества”, “Русском вестнике”, “Русской древности”, “Вестнике Европы” и др. В.В. Стасова справедливо считают первым русским профессиональным художественным и музыкальным критиком (Стасова Е.Д. Страницы существования и борьбы. М., 1960. С. 5).

12. С 1855 г. Стасов стал систематически посещать Императорскую Публичную библиотеку (ИПБ), особенно Отделение изящных искусств и технологий, принимая “безмездно” (даром) участие в самых разных направлениях его деятельности. И только в ноябре 1872 г. после смерти В.И. Собольщикова, руководившего этим филиалом, был принят в штат на должность библиотекаря, возглавил отделение и проработал в ИПБ до последних дней своей жизни.

13. Библиотека навсегда вписала в историю имя этого выступающего представителя русской демократической культуры. На фасаде главного здания ][Библиотеки, выходящего на площадь Островского, в 1957 г. была введена мемориальная мраморная доска работы известного медальера Ю.Г. Клюге с надписью “Здесь с 1855 по 1906 г. работал выдающийся деятель русской цивилизации Владимир Васильевич Стасов”.

14. В 1857 г. составил систематический каталог Отделения “Россика”, схема которого была одобрена Академией наук. См. подетальнее: Михеева Г.В. “Россика” в Российской национальной библиотеке: история, проблемы, перспективы // “Беспримерное отделение “Россика””. СПб., 2000. С. 8-18.

15. По его инициативе приобретено собрание патриарха российской архитектурной снимки И.Ф. Барщевского, посвященное памятникам русской старины. Стасов продолжал собирать фотографии, касающиеся России, создав в][ Библиотеке уникальный фонд. Не меньшее внимание он уделял и портретному собранию, приобретению русских и восточных лубочных картинок. В течение всей жития продолжал дарить ИПБ рукописи, фотографии, книги по искусству (всего свыше 1500 ед.). (Голубева О.Д. Стасов Владимир Васильевич. С. 499). При его содействии в][ Библиотеку устроились рукописи и архивы композиторов, художников, скульпторов (М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского, М.М. Антокольского, К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина и др.). Сквозь него в ИПБ поступали многие нелегальные издания, в том числе и большевистские.

16. Вместе с В.И. Собольщиковым он устроил выставки древнерусских рукописей с миниатюрами и крюковых манускриптов XI в. Выдающимся событием стала выставка коллекции гравированных портретов Петра I – более 200 портретов, а также изображений различных сцен и событий из жизни императора, многочисленных лубочных картинок, карикатур, домов и памятников, посвященных Петру I. Постоянно пополняемая выставка сделалась основой Петровской галереи, существовавшей в][ Библиотеке до Великой Отечественной войны. В 1903 г. был опубликован подготовленный В.В. Стасовым каталог этой собрания. См. подробнее: Матвеева И.Г. История создания Петровской галереи в Императорской Публичной библиотеке // Нац. б-ка. 2019. N 2 (14). С. 26-32.

17. Список лиц, каким оказывал консультации В.В. Стасов, используя богатейшие фонды ИПБ, огромен. В их числе: М.О. Микешин, В.М. Васнецов, Н.А. Римский-Корсаков, Л.Н. Толстой, Д.А. Ровинский, Н.П. Собко и др. (Грин Ц.И., Третьяк А.М. Публичная библиотека глазами современников (1795-1917): хрестоматия. СПб., 1998. С. 609-619). См. также: Чистякова А.В. Труд В.В. Стасова с читателями Отделения искусств Публичной библиотеки // Труды Гос. Публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1957. Т. 3 (6). С. 205-227.

18. Стасов В.В. Снимок и гравюра // Русский вестник. 1856. Т. 6, N 12. С. 576.

19. Письмо В.В. Стасова Л.Н. Толстому от 15 октября 1903 г. // Лев Тучной и В.В. Стасов. Переписка 1878-1906 / ред. и прим. В.Д. Комаровой, Б.Л. Модзалевского. Л., 1929. С. 327.

20. В конце 1850-х – начале 1860-х гг. в Санкт-Петербурге уложилось творческое содружество русских композиторов (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи), носившее первоначально название Новая русская музыкальная школа, или Балакиревский кружок. Композиторы находили себя последователями М.И. Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Название “Могучая кучка”, закрепившееся за этим содружеством, впервые встречается в статье В.В. Стасова “Славянский концерт г. Балакирева” (1867).

21. В 1863 г. произошел знаменитый “бунт” группы учеников-дипломантов Академии художеств, возглавляемых И.Н. Крамским. Этот конфликт вошел в историю как “бунт 14-ти”,][ суть его сводилась к тому, что выпускники отказались строчить конкурсную работу на один для всех далекий от реальной жизни сюжет без учета индивидуальных склонностей каждого дипломанта. Получив несогласие на свои требования от Совета Академии художеств, группа покинула это учебное заведение. В числе протестантов были Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, К.В. Лемох и др. (Репин И.Е. Дальнее близкое. М.; Л., 1960. С. 175-180). Объединивший молодых бунтарей, оставшихся без дипломов и средств к существованию, Крамской учредил Санкт-Петербургскую артель художников – первую в истории российского изобразительного искусства самостоятельную творческую организацию, просуществовавшую до 1871 г. Члены ][Артели организовали своеобразную коммуну, совместно исполняя заказы и отчисляя денежки в общую кассу. По вечерам в][ Артели собирались многие художники, не состоящие в ней, велись оживленные дискуссии о судьбах искусства. Стасов симпатизировал ][Артели, дружил со многими ее членами и впоследствии во немало своих статьях восторженно отзывался о ней как о прогрессивном переломе в русском искусстве.

22. В 1870 г. по инициативе художников И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова и В.Г. Петрова возникло Товарищество передвижных художественных выставок, в состав какого вошли и отдельные члены ][Артели. Товарищество поставило своей задачей популяризацию искусства среди самых широких слоев русского общества линией организации больших совместных передвижных художественных выставок. Начиная с первой выставки в 1871 г. ][Товарищество объединило почти все наиболее талантливые художественные мочи страны, включая И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Стасов не просто сразу же поддержал передвижников, опубликовав в “Санкт-Петербургских ведомостях” (1871. 3 дек.) ослепительную статью “Передвижная выставка 1871 года”, он и в дальнейшем горячо приветствовал новое течение в искусстве в духе просветительских идеалов и демократических принципов, фактически сделался идеологом и наставником художников, входивших в это объединение (Лебедев А.К., Солодовников А.В. Указ. соч. С. 134-141).

23. Подробнее о М.А. Корфе см.: Вершинин А.П., Михеева Г.В. Стихотворство бюрократа Корфа // Родина. 2021. N 8. С. 130-133.

24. Корф М.А. Брауншвейгское семейство (Иоанн VI): [в основу труды положена рукопись В.В. Стасова, коренным образом переработанная Корфом]. М., 2007. 285 с. Все более ранние издания просто приписаны Корфу.

25. Голубева О.Д. В.В. Стасов. СПб., 1995. С. 41-42.

26. Там же. С. 58.

27. Литературный и художественный критик, публицист, социальный деятель Д.В. Философов писал о Стасове: “Библиотеку он любил страстно…, и она его любила тоже” (Философов Д.В. Слова и жизнь. СПб., 1909. С. 319).

28. В 1882 г. Стасов получил предложение от А.Ф. Бычкова сделаться помощником директора, в 1899 г., после кончины А.Ф. Бычкова, министр народного просвещения Н.П. Боголепов предложил Стасову директорский пост, но он предпочел административной деятельности ближнюю ему критико-публицистическую и популяризаторскую (Голубева О.Д. В.В. Стасов. СПб., 1995. С. 122). Стасов писал: “Что меня раз навсегда отвратило от всякого директорства и начальства – это собственно зрелище отвратительное и гнусное, как однажды в 80-х годах ][Библиотеку превратили в ловушку III-го][ отделения, и как ][Библиотека была запружена шпионами оттуда…” (Стасов В.В. Послания к родным. М., 1958. Т. 3, ч. 1. С. 309).

29. Гинцбург И.Я. В.В. Стасов // Гинцбург И.Я. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1964. URL: http://s-marshak.ru/biography/stasov/stasov02.htm (дата обращения: 11.04.2021).

30. У Стасова осложнились взаимоотношения со своими прежними добрыми друзьями В.В. Верещагиным, И.Е. Репиным, В.А. Серовым. Во всех случаях причиной размолвок стало изменение взаимоотношения бывших друзей и соратников к пониманию задач искусства.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

>