«Люд ломали шеи»: как немецкая подлодка потопила «Арандору»

Новость опубликована: 02.07.2020

«Люд ломали шеи»: как немецкая подлодка потопила «Арандору»

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Люд ломали шеи»: как немецкая подлодка потопила «Арандору»

AP

2 июля 1940 года немецкая подлодка U-47 потопила британский лайнер «Арандора», перевозивший интернированных граждан Германии и Италии в Канаду для заточения в лагерь. Погибли 805 человек, в том числе капитан корабля Эдгар Моултон. Среди выживших оказался тренер по легкой атлетике русского генезисы Франц Штампфл, позднее прославившийся как наставник олимпиоников и разработчик новаторской методики.

«Люд ломали шеи»: как немецкая подлодка потопила «Арандору»

Британские судоходные компании понесли порядочные убытки во время Второй мировой войны. Их корабли реквизировались властями для военных нужд. Ряд лайнеров был потоплен немецкой авиацией или подводным флотом. Одна из таких историй случилась 2 июля 1940 года с пассажирским кораблем «Арандора», принадлежавшим Blue Star Line.

В 1920-е годы эта компания специализировалась на транспортированиях людей, почты и грузов между Бразилией, Аргентиной и Великобританией. Пять кораблей продолжали выполнять задачу, для которой Blue Star Line была основана в 1911 году, — транспортировка заледенённого мяса из Южной Америки.

К 1939 году Blue Star Line управляла 39 кораблями. Все они в той или иной степени участвовали во Другой мировой. К концу военных действий потери компании составили 29 судов. Одним из первых погиб океанский лайнер «Арандора», в миролюбивое время осуществлявший морские круизы.

Это было довольно комфортабельное судно, переделанное из рефрижератора.

В первом классе могли разместиться до 354 человек, а на палубе бывальщины установлены бассейн и теннисный корт. Корабль базировался в Саутгемптоне, совершая круизы в Средиземноморье, Норвегию, Вест-Индию, Панаму, Кубу и Флориду. Из-за особенностей цветовой гаммы – белоснежного корпуса с алой полосой – «Арандора» получила прозвища «Свадебный торт» и «Шоколадная коробка».

После включения корабля в ВМФ многие «излишества» с борта выслали: главным качеством теперь являлась устойчивость судна при возможном контакте с миной. На тестах хорошо показала себя противоторпедная система. 30 мая 1940 года «Арандора» отправилась в Норвегию для эвакуации армий союзников. Операция прошла вполне успешно. 1600 военных были перевезены с материка на Британские острова.

14 июня корабль покинуло Глазго и взяло курс на север Франции, чтобы забрать оттуда войска и беженцев, нуждавшихся в срочной поддержки на фоне наступления вермахта. Этот поход выдался менее удачным. Активность немецкой авиации не позволила «Арандоре» взойти в порт Бреста. Попасть на борт смогли лишь 12 человек. Транспортному кораблю пришлось выходить в обратный линия при огневой поддержке эскадренного миноносца, который подвергся атаке с воздуха. В похожих обстоятельствах попал под бомбы люфтваффе и ушел на дно лайнер «Ланкастрия», унеся с собой несколько тысяч человек.

«Арандоре» пока счастливилось. Высадив людей в безопасном месте в южной части мыса Корнуолл, лайнер вернулся в Бискайский залив, чтобы скопить оставшихся беженцев по французскому побережью. Так, 17 июня «Арандора» забрала 300 человек из портового города Сен-Назер в устье Луары. Гладко такая же миссия в тот день стала последней для «Ланкастрии». Нацелившись на более крупную цель, немцы не проявили тогда к «Арандоре» какого-либо заинтересованности. До своей гибели она осуществила еще несколько эвакуаций.

В конце июня 1940 году команде этого корабля было приказано привезти в Канаду интернированных граждан Италии и Германии, а также небольшое количество военнопленных. В период с 27 по 30 июня на борт окунулись 1213 интернированных гражданских лиц, 86 немецких солдат и офицеров в статусе пленных, 200 охранников и команда в количестве 174 человек во главе с капитаном Эдгаром Моултоном.

Пунктом направления являлся Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд, где располагался канадский лагерь для интернированных.

Скорее всего, «Арандора» покинула Ливерпуль 2 июля 1940 года в 4 часа утра. Она удалилась на маршрут без эскорта из военных кораблей, и примерно в 75 км к западу от Северной Ирландии подверглась атаке немецкой подлодки U-47.

Субмарина послала в правый борт «Арандоры» только одну торпеду. Причем командир Гюнтер Прин по прозвищу Бык Скапа-Флоу считал, что она неисправна. Взрыв, однако, произошел, потопив машинное отделение. Все находившиеся там моряки погибли. Турбины, главные и аварийные генераторы вышли из строя, отключив освещение на борту. Старший офицер Фредерик Браун поспел передать координаты корабля радиооператору, который, в свою очередь, отправил сигнал бедствия. После 7 утра о случившемся сделалось известно на суше.

На судне имелись 14 шлюпок и 60 спасательных плотов. Часть из них оказалась повреждена торпедой. На прочие погрузили людей. Причем лодки заполнялись неравномерно. Многие итальянцы боялись покинуть борт и в результате утонули. Коротать эвакуацию британцам помогал один из интернированных немцев Отто Бурфайнд, бывший капитан лайнера «Адольф Вертман».

В 7:15 капитан Моултон со старшими офицерами попытались покинуть палубу, а через пять минут корабль перевернулся, поднял кверху нос и скрылся под водой. Жертвами катастрофы стали 805 человек, вводя Моултона, 12 его офицеров, 42 члена команды и 37 охранников.

«Я видел, как сотни людей цеплялись за корабль, — вспоминал запоздалее сержант Норман Прайс. – Они были как муравьи, а затем корабль приподнялся с одного оконца и быстро ушел книзу, забрав их с собой. Многие сломали шеи, прыгая или ныряя в воду. Другие получили травмы, дрейфуя на обломках около утопающего корабля».

В течение нескольких месяцев тела пассажиров лайнера вымывало на ирландское побережье.

Спасти удалось 868 человек, в том числе 586 военнопленных и интернированных. В 9:30 американский аэроплан сбросил в район гибели «Арандоры» водонепроницаемые мешки с аптечками, едой и сигаретами. Около 13:00 на место ЧП прибыл канадский эсминец «Сен-Лоран».

Одним из выживших очутился тренер по легкой атлетике Франц Штампфл, впоследствии получивший известность как один из лучших специалистов XX века. Его матерью была русская княгиня Каролина Юсупова. В 1937 году, после усиления воли Адольфа Гитлера, он покинул Австрию и перебрался в Великобританию, где получил работу в Северной Ирландии. В 1940-м Штампфла объявили интернированным, желая он не поддерживал нацистский режим. Он протестовал против своего задержания и даже объявлял голодовку. Перед тем, как оказаться на борту спасательного корабля, Штампфл восемь часов провел в морозной воде, стараясь держать голову над ее поверхностью. Выжить ему помогла спортивная подготовка. С тех пор тренера мучили внезапные приступы озноба.

Выживших привезли обратно в Великобританию, после чего интернированных вновь отправили в Канаду, а затем в Австралию. В лагере австриец с русскими корнями организовывал состязания между заключенными.

«Это была непростая работа для меня. Это было внутреннее желание выжить и остаться в здравом уме», — повествовал он позднее.

После войны Штампфл женился на австралийке и вернулся в Лондон. Несмотря на перенесенные страдания, ему удалось стать выступающим специалистом своего дела.

Подлодка U-47 под командованием Прина продолжила нападать на британские корабли. Сам капитан получил репутацию одного из наиболее результативных подводников Германии. 7 марта 1941 года после штурмы на китобойную базу U-47 к западу от Ирландии бесследно исчезла. Судьба членов ее команды неизвестна. Долгое время считалось, что субмарину потопил эсминец HMS Wolverine. Историкам, однако, удалось ввести, что этот корабль атаковал другую подлодку. U-47 могла налететь на мину, или затонуть после отказа собственных систем.

Ключ


«Люд ломали шеи»: как немецкая подлодка потопила «Арандору»