Люд с клювами: найдена древнейшая наскальная картина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Люд с клювами: найдена древнейшая наскальная картина

Люд с клювами: найдена древнейшая наскальная картина

Ratno Sardi/Nature

Австралийские ученые отыщи в Индонезии древнейшую наскальную картину — 44 тыс. лет назад художник изобразил, вероятно, сцену охоты на буйволов и чушек. Однако у охотников присутствуют звериные черты, что делает картину также и древнейшим свидетельством человеческой фантазии.

    Австралийские исследователи из Университета Гриффита заметили в индонезийской пещере на острове Сулавеси древнейшую из известных жанровых картин. Древний художник, вероятно, изобразил сцену охоты: быки и чушки бегут на вооруженных людей. Однако у некоторых охотников ученые заметили звериные черты, что говорит о том, что сцена выдумана как минимум частично, и рисунок — древнейшее подтверждение творчества, отражающего человеческую фантазию. О находке ученые рассказали в статье в журнале Nature.

    Пещеры расположены в 30 минутах езды от города Макассар. Это доля обширной сети известняковых пещер, которую археологи изучают еще с 1950-х годов. Однако сцены охоты полулюдей-полуживотных бывальщины найдены лишь недавно, поскольку расположены в углублении на высоте около 18 метров над землей.

    Художники времен палеолита во Франции и Испании писали животных древесным углем. Углерод в его составе позволял довольно точно установить возраст рисунков. В рисунках Сулавеси же использован алый пигмент на основе железа, в котором недостаточно органических веществ. Поэтому, чтобы узнать возраст рисунков, ученым пришлось разбирать пробы со стен пещеры, там, где стекала вода. Скопившиеся там минеральные отложения позволили выяснить — рисункам до 44 тыс. лет. Для сравнения -– знаменитым наскальным изображениям в пещере Шове во Франции возле 30 тысяч лет.

    Если датировка верна, это древнейший образец фигуративного (изображающего объекты реального мира) искусства, помечают исследователи.

    Люд с клювами: найдена древнейшая наскальная картина

    Adam Brumm/Ratno Sardi/Adhi Agus Oktaviana/Nature

    Что конкретно происходит на рисунке, оставляет ширь для интерпретации. Так, ученые не берутся однозначно назвать линии, соединяющие людей и животных, веревками или копьями. Да и сами люди имеют не совершенно человеческий облик: у некоторых из них — головы животных, у одного есть хвост, у другого — клюв. Возможно, это созданья из мифов того времени, предполагают археологи.

    Ранее в Германии были найдены древние фигурки из слоновой кости, одна из каких изображала мужчину с головой льва, а другая — женщину с непропорционально большими грудью и наружными половыми органами. Эти находки моложе изображений Сулавеси — им 35-40 тыс. лет. Однако с наскальной живописью их роднит проявление фантазии творцов — в обоих случаях они не попросту изображали окружающую реальность, а показали художественное ее видение.

    Таким образом, заключают исследователи, либо способность фантазировать развилась у людей самостоятельно примерно в одно и то же время в разных уголках планеты, либо она появилась намного раньше, чем 40-45 тыс. лет назад.

    «Это просто потрясающе. Подмостки рассказывает историю, — говорит автор исследования Максим Оберт. — Способности к повествованию, творчеству — все это было с самого начала».

    «Движения человеко-животных больше похожи на полеты или прыжки, чем на перемещения людей или наземных млекопитающих», — помечает археолог Николас Конард.

    Однако не все исследователи считают, что рисунок действительно изображает какую-то сцену.

    «Человекоподобные созданья изображены горизонтально и в совсем другом масштабе по сравнению с животными, нельзя однозначно сказать, что речь идет об изображении охоты, — сообщает британский археолог Пол Петтитт. — Копья? Посмотрите на них. Это просто длинные линии, которые проходят рядом с некоторыми людьми. Это не вылито на оружие в руках».

    По мнению Петтитта, фигурки людей кто-то дорисовал уже позже, как иногда происходило в европейских пещерах.

    И, желая стилистика и степень выветривания совпадают для изображений людей и животных, ученые все же не берутся утверждать, что Петтитт точно ошибается.

    «Мы истина не знаем, что хотел изобразить древний художник», — признаются они.

    Пещера находится на территории, принадлежащей горнодобывающей компании, потому рисунки оказываются под угрозой. Пыль с грунтовой дороги, которая ведет к цементному заводу компании, часто попадает вовнутрь, что может привести к исчезновению рисунков.

    Кроме того, разрушается сама пещера. Ежегодно осыпаются крупные фрагменты ее поверхности. Вероятно, дело в климатических изменениях или местном загрязнении. Но происходящее ставит под угрозу сохранность образцов древнего искусства.

    «Иронично, что мы лишь что обнаружили удивительно древнее наскальное изображение, и оно может исчезнуть за годы нашей жизни», — делится археолог Адам Брумм.

    В ближайшее время специалистам предстоит собрать достаточно средств для качественной оцифровки рисунков с помощью лазерных сканеров. Иначе возможность изучить рисунки может скоро пропасть вместе с ними.

    Источник

    >