«Люди-торпеды»: как итальянские диверсанты в 1955 году потопили линкор Новороссийск
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Люди-торпеды»: как итальянские диверсанты в 1955 году потопили линкор Новороссийск

«Люди-торпеды»: как итальянские диверсанты в 1955 году потопили линкор Новороссийск

Итальянская газета Cronologia 19 ноября 1943 года опубликовала статью, в какой говорилось:

«Муссолини реорганизовал фашистскую милицию, 100 тысяч добровольцев влились в её ряды. Приблизительно десятью тысячами из них будет укомплектована MAS».

MAS (Motoscafo Armato Silurante) – вооружённые торпедные катера. С их поддержкой специально обученные ныряльщики пробирались в порты и подводили взрывчатку к подводной части вражеских кораблей. Руководил этим подразделением капитан 2-го ранга (capitano di fregata), многоопытный военный моряк и подводник, отпрыск одной из знатнейших дворянских фамилий – принц Боргезе.

Техника подводных диверсий

Первые попытки итальянцев взрывать вражьи корабли при помощи диверсантов делались ещё во время Первой мировой войны.

Предполагалось подбираться к судам вплавь, буксируя 100-килограммовую мину из прессованного тротила. Затем мину необходимо было закрепить вертикально у подводной части борта корабля и завести часовой механизм. Этот способ был признан чересчур сложным, и начались разработки торпеды с внешним управлением. Новый аппарат двигался при помощи сжатого воздуха и имел мощные магниты для крепления к стальному борту корабля. Верхотурой на торпеде сидел человек, которого прикрывал от волн небольшой щит из оргстекла. В арсенале имелись пневматические инструменты для разрезания заграждений из сетей и тросов. Торпеда могла передвигаться и под водой, и по водной поверхности.

Дела Италии с военным флотом во Другой мировой войне обстояли неважно, и оперативно решить эту проблему было невозможно. В 1936 году адмирал Фалангола дал позволение на создание нескольких управляемых торпед и обучение добровольцев. На основе этого начинания была создана 10-я флотилия MAS под управлением Валерио Боргезе, прозванного Черноволосым Принцем.

Тактика применения

Корабль или подлодка-носитель ночью подходили ближе к месту атаки. Экипаж торпеды состоял из двух человек. Выход производился сквозь люк, экипаж включал торпедный двигатель и шёл ко входу в гавань, при необходимости скрываясь под водой и используя кислородные приборы. Скорость была распорядка 5 км/ч. Если гавань имела заграждения, под них подныривали либо прорезали проход. Затем экипаж направлял торпеду к кораблю и укреплял её к борту. Включался отсчёт часового механизма. После завершения минирования экипаж вплавь добирался до берега или судна поддержки и пытался неприметно покинуть зону проведения операции.

Диверсия в Александрии

Пилотируемые торпеды получили название «Майале» – «поросёнок». Самая успешная операция с их участием была проведена в декабре 1941 года, когда атаке подверглась база британского флота в египетском порту Александрия. Подводная ладья «Ширё» выпустила три «Майале», которые проникли в гавань, где в это время находились линкоры «Куин Элизабет» и «Вэлиант», несколько эсминцев и транспортные корабля. Итальянцам удалось незаметно проскочить сквозь ворота в боново-сетевом заграждении в кильватерной струе британских эсминцев, которые в это пора заходили в гавань. Лейтенант де Ла Пенне и унтер-офицер Бьянки должны были атаковать линкор «Вэлиант». Хотя кислородный аппарат Бьянки отказал, а винт торпеды заклинило, де Ла Пенне сумел дланями протащить её по дну последние несколько метров. Оба итальянца вынырнули у борта линкора и были взяты в плен. Они отказались отвечать на проблемы и были помещены в один из внутренних отсеков линкора совсем недалеко от того места, где был установлен заряд. За десять минут до взрыва де Ла Пенне потребовал встречи с капитаном и известил о скорой детонации. Они ещё находились на корабле, когда произошёл взрыв.

На несколько минут раньше взорвался заряд, установленный под днищем линкора «Куин Элизабет» инженер-капитаном Марсельей и водолазом унтер-офицером Скергатом. В это пора сам адмирал Каннингхэм стоял на корме линкора. Как он вспоминал, «его подбросило в воздух футов на пять», когда корпус корабля содрогнулся от взрыва. Марселья и Скергат бывальщины взяты в плен через три дня на берегу. Третья торпеда, которой управляли капитан Мартелотта и унтер-офицер Марино должна была подорвать гружёный танкер. Кроме собственно торпеды подводники имели 6 кальциево-карбидных зажигательных патронов. Прикрепив торпеду к днищу танкера «Сагона», итальянцы ввели взрыватели патронов так, чтобы они загорелись после взрыва танкера и подожгли разлившуюся нефть. Но этот приём не сработал, желая «Сагона» и стоявший у борта танкера эсминец «Джервис» были серьёзно повреждены. Мартелотта и Марино были захвачены в плен на сберегаю.

Ценой трёх торпед «Майале» и шести человек удалось изменить баланс морских сил на Средиземном море. Однако итальянское командование очутилось неспособно использовать внезапно появившееся превосходство, а потом обвиняло немцев в том, что они не поставили Италии достаточно нефти для ведения морских операций.

Крах линкора «Новороссийск»

Одним из кораблей, которые после Второй мировой войны по репарации достались Советскому Союзу, был линкор «Юлий Цезарь» (Giulio Cesare) – одинешенек из легендарных кораблей итальянского военного флота. Линкор получил новое имя «Новороссийск». У итальянских военных, журналистов, политиков передача этого корабля СССР потребовала яростный протест, а Валерио Боргезе поклялся, что под советским флагом он ходить не будет.

После модернизации «Новороссийск» принимал участие в празднике по случаю 100-летия обороны Севастополя и на ночь был ошвартован на внутреннем рейде. В ночь на 29 октября 1955 года с интервалом в 30 секунд произошли два сильных взрыва. К месту происшествия прибыл вице-адмирал Пархоменко, но он не сориентировался в обстановке: остановил начатую буксировку на мелководье и не разом позволил начать эвакуацию моряков. В результате линкор перевернулся и исчез под водой. Погибли 829 человек, включая спасательные команды с иных кораблей.

Версия о том, что корабль подорвался на подводной немецкой мине типа RMH или LMB, представлялась несостоятельной, так как спустя 10 лет после брани такие мины были уже неработоспособными. Линкор «Новороссийск» планировалось оснастить ядерными снарядами, и он стал бы серьёзным соперником для блока НАТО. Потому специалисты изначально не сомневались в намеренной диверсии и провели ряд расследований.

В журнале «Независимое военное обозрение» была опубликована статья капитана 2-го ранга резерва Сергея Елагина:

«Можно с уверенностью сказать, что атаку «Новороссийска» проводили настоящие профессионалы, специалисты своего дела. Их в то пора было так мало, что не составляло большого труда назвать поимённо каждого! Это могли быть только боевые пловцы из итальянской флотилии MAC, британской 12-й флотилии или германского соединения «К». Иных специалистов с практическим боевым опытом в Европе и НАТО просто не существовало».

Капитан перового ранга, военный историк Бар-Бирюков прочертил расследование и по своим каналам добыл информацию о намеренном подрыве восемью подводниками MAS. Его информатором был непосредственный участник операции по имени Николо. Во пора войны подводные диверсанты MAS базировались в Крыму и хорошо знали местный рельеф. Торпеды были выпущены ночью с проходящего торгового корабли.

Французский биограф Боргезе – Пьер Демаре – осторожно пишет о 1950-х годах, что “это был период попыток, иногда удачных, саботажа на передаваемых Италией победившим союзным державам военных кораблях”.

По удивительному стечению обстоятельств 29 октября 1955 года все итальянские торговые суда ушли из Крыма.

Чёрный Принц Валерио Боргезе в ноябре 1955 года получил очередную награду.

>