Миролюбивый атом: как «Ленин» ломал льды «холодной войны»

Атомный ледокол «Ленин», 1961 год

60 лет назад был спущен на воду первоначальный атомный ледокол «Ленин». Как проходило строительство и как это судно использовалось, рассказывает «Газета.Ru».

Миролюбивый атом: как «Ленин» ломал льды «холодной войны»

  • От полуторки до беспилотников

  • В России вновь будут взимать НДС на торговлю лома и отходов цветных и черных металлов

  • Пенсионный индекс.Что нужно для того, чтобы ваша пенсия регулярно вырастала?

  • Представители ГАЗа заявили об «атаке» со стороны иностранного инвестиционного фонда Prosperity Capital

  • Вторая половина ХХ века в вселенной ознаменовалась научно-технической революцией, затронувшей и судостроение. На смену паровой энергетике пришла дизельная, а затем ученые и инженеры задумались об использовании атомной энергии. Одной из перспективных районов ее применения стало строительство ледоколов – атомная энергия позволяла добиться неограниченной автономности при сверхмалом расходе топлива.

    Реклама

    Первоначальный в мире атомный ледокол был создан в СССР. Проект разрабатывался в 1953-1955 годах в Центральном конструкторском бюро. Основным конструктором был кораблестроитель Василий Неганов, также участвовавший в постройке ледоколов «И. Сталин» и руководивший испытаниями ледокола «Илья Муромец».

    Стройка корабля было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде, разработка проекта атомной силовой установки – ОКБ Горьковского завода №92. Итого к созданию атомохода было привлечено более 500 предприятий по всей стране.

    Согласно проекту, судно планировалось оснастить ядерной паропроизводительной установкой водо-водяного образа, расположенной в центральной части ледокола.

    Установка должна была обеспечивать паром четыре главных турбогенератора, которые питали три гребных электродвигателя, какие, в свою очередь, приводили в действие три гребных винта – два бортовых и один средний.

    Длина судна составила 134 м, ширина – 27,6 м, вышина борта – 16 м, водоизмещение – 16 800 тонн. Численность экипажа составила 210 человек. На ледоколе бывальщины установлены реакторы OK-150 (позже – OK-900), топливом для которых служил диоксид урана. Несколько десятков граммов ядерного топлива пришагали на смену тысячам тонн мазута или каменного угля.

    Фоторепортаж: Атомный Ленин

    __is_photorep_included11033162: 1

    Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали десятки делегаций и представителей различных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон и министры из Китая.

    Британцы знакомились с атомоходом длинно и внимательно.«Очень благодарны Вам за этот интересный день, проведенный на Вашей большой верфи, — писали они в заводской книжке почетных гостей 21 мая 1957 года. — Мы увозим много принадлежащего будущему». 

    Оставила собственный отзыв и делегация ГДР  во главе с президентом Народной палаты Иоганнесом Дикманом, прибывшая 12 ноября 1957 года.

    «Мы под вящим впечатлением от всего, что видели, и восхищены громадными успехами рабочих и инженеров этой старейшей верфи. Пусть все суда служат на благо человечества, для вселенной»,

    – написали они.

    «В области судостроения Ваш завод освоил самую передовую технику… – строчили представители делегации из Китая. – Вы находитесь в авангарде науки и техники во всем мире. Мы рады Вашим огромным успехам. Вечно будем Вашими близкими братьями, будем перенимать и изучать Ваш опыт в области судостроения». 

    Новости smi2.ru

    5 декабря 1957 года корабль было спущено на воду. Окончание строительства ледокола в сентябре 1959 года совпало с первым визитом Никиты Хрущева в США. 14 сентября в советских газетах показалось сообщение, в котором он отвечал на письма и телеграммы, отправленные ему в связи с поездкой.

    «Наша поездка в США, — писал Хрущев, — совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно реализован полет космической ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»…

    Наш атомный ледокол «Ленин» будет разламывать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».

    Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их свершить поворот от соревнования государств в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, на согревание его души и тела, на создание итого необходимого, в чем нуждаются люди…».

    Осенью 1959 года судно прошло ходовые испытания в Финском бухте, а уже 3 декабря правительственная комиссия подписала акт о приемке ледокола в эксплуатацию. 29 апреля 1960 года, после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» отправился в Мурманск, куда пришёл 6 мая. Ледовые испытания, проведенные в июне, показали, что атомоход способен преодолевать льды толщиной до 2 м со скоростью 2 узла (около 7,5 км/ч). После них завязалась работа ледокола в Арктике.

    17 октября 1961 года с борта судна на льдину было впервые спущено оборудование для дрейфующей научно-исследовательской станции и ссажены члены экспедиции. Ранее это осуществлялось только при помощи авиации, что обходилось куда дороже.

    В 1970 году навигация в Арктике впервые была удлинена на зимний период.

    Не обошлось на ледоколе и без аварий. Первая произошла в феврале 1965 года во время планового ремонта и перезарядки атомных реакторов ледокола. Вторая – в 1967 году. Трубопроводы реакторного очертания дали течь. Было решено ликвидировать весь реакторный отсек. Он был упакован в специальную капсулу и затоплен в районе архипелага Новоиспеченная Земля.

    Первая атомная установка ледокола отработала шесть лет. Затем, после замены реакторного отсека, трехреакторная установка была заменена на двухреакторную, с какой «Ленин» и отработал до 1989 года.

    «К сожалению, наша первая ледокольная установка недолго работала после перезарядки. В 1966 году ледокол был выведен из эксплуатации для замены всей паропроизводящей установки на немало надежную и совершенную… Все работы по монтажу и испытаниям закончились в 1970 году и ледокол получил более мощное «сердце» – двухреакторную установку новоиспеченного типа, которой оснащались все последующие атомные ледоколы», – вспоминал один из разработчиков реакторов инженер Валерий Иванов в многотомнике «Мемуары ветеранов ОКБМ».

    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. За это время он прошел 654,4 тыс. морских миль, из которых – 560,6 во льдах. Он провел за собой 3 741 корабль. В 1989 году он был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас ледокол превращен в музей.

    Вам также может понравиться