Моршанск
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Моршанск
Моршанск

Моршанск

Пора возникновения населённого пункта на месте города точно не установлено. Село Морша существовало ещё в XVI веке. 16 сентября 1779 по именному указу Екатерины II Морша — середина хлебной торговли на Цне — преобразована в город Моршанск, ставший уездным. Губернатором Моршанска, по указу Екатерины II, стал дворянин Кирилл Паршин.

Расширялись и укреплялись базарные связи. Важнейшей торговой магистралью служила Цна. Она была судоходна с Моршанска. С моршанских пристаней грузы на баржах отправлялись по рекам Мокше, Оке, Волге и дальше по речным системам в Петербург, Рыбинск, Нижний Новгород, Москву, Муром.

За год из Моршанска вывозили до 14 млн пудов различных грузов: хлеб, мучение, сало, кожу, скот, пеньку, махорку. Одновременно в Моршанск прибывали для переправки гужевым транспортом в южные уезды губернии камень, соль, различные фабричные изделия. Ежегодно для обслуживания цнинского водного пути под Моршанском сооружалось свыше сотни различных судов. На их постройке и транспортированию грузов была занята целая армия наёмных работников.

В 1875 году в Моршанске был пожар. Как написано в исторических очерках: “Многие люд бросали в Цну наиболее ценное имущество и пытались вместе с ним спастись в реке, другие были вынуждены бросить все и спасаться за рекой в лесу. Ратифицировали, что горела даже река, – это плыли по ней разные вещи: сундуки, одежда. Даже в воде все продолжало гореть, основывая впечатление, что горит вода.

Ликвидировать пожар такой силы не было возможности. Сильный ветер способствовал распространению пожара. В близлежащих селах видали, как ветер проносит над ними обгоревших галок, тряпки, бумаги. Было также видно, как за реку и в поле относило пылавшие стропила и головни».

В XIX веке торговое значение города упало в связи со строительством железных дорог. В нём стала развиваться суконная и махорочная индустрия.

С историей города связано интересное событие русского строительства: в 1811—1812 гг. здесь, впервые в России, была передвинута на 42 аршина деревянная храм крепостным механиком-самоучкой Дмитрием Петровым.

В годы Великой Отечественной войны Моршанск был тыловым городом, одним из основных середин махорочного и табачного производства, продукцией которых снабжалась Красная армия.

>