Не святой: кому на самом деле относятся мощи брата Христа
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Не святой: кому на самом деле относятся мощи брата Христа

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Не святой: кому на самом деле относятся мощи брата Христа

Kaare Lund Rasmussen/SDU/Wikimedia Commons/Коллаж «Газеты.Ru» Хранящиеся в Риме мощи апостола Иакова, какой мог быть двоюродным братом Христа, на самом деле принадлежат человеку, жившему на десятки лет позже, выяснила международная группа ученых. Тот, кто в VI столетье выкопал их и перенес в церковь, скорее всего, верил, что это останки Иакова, но ошибся при раскопках. Кем был человек, которому принадлежат останки, ввести невозможно — но, очевидно, он также относился к ранним христианам. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить послание Скопировать ссылку

Не святой: кому на самом деле относятся мощи брата Христа

      В Риме находится церковь Санти-Апостоли, где более 1500 лет хранятся останки одних из первых христиан и апостолов Иисуса Христа — Святого Филиппа и Святого Иакова. По одной из версий, выговор идет об Иакове Алфеевом, одном из 12 апостолов Христа, по другой — об Иакове, входившем в число Апостолов от семидесяти (последователей Христа, какие проповедовали его учение в I веке, за исключением 12 апостолов и апостола Павла) и считавшемся двоюродным братом Иисуса.

      Оба Иакова существовали в одно время, и сведения о них смешались, но все же считается, что это были два разных лица.

      Вначале христианство столкнулось с гонениями, но к VI веку сделалось доминирующей религией, а после смерти императора Константина, который на смертном одре провозгласил христианство государственной религией, по всей Римской империи показались храмы. Вскоре после этого останки христианских мучеников перенесли в них.

      Неизвестно, кто именно переместил в Санти-Апостоли останки Филиппа и Иакова, однако они прославили храм. Полных скелетов не сохранилось — в церкви находятся большая берцовая кость и стопа, приписываемые Филиппу, и бедренная кость, почитавшаяся костью Иакова.

      Исследователи из Национального музея Дании в сотрудничестве с британскими криминалистами и итальянскими археологами задались вопросом — подлинно ли в церкви находятся останки христианских мучеников. Подробности своей работы они изложили в статье в журнале Heritage Science. С поддержкой радиоуглеродного анализа они попытались установить возраст мощей. Останки Филиппа оказались в слишком плохом состоянии, а вот бедренную кость Иакова изучить удалось.

      Очутилось, она принадлежала человеку, который умер в 214-340 гг.. и не мог быть ни одним из Иаковов — их обоих казнили в 62 году.

      «Таким манером, сохранившаяся реликвия, бедренная кость, не принадлежит Святому Иакову, — говорит профессор Кааре Лунд Расмуссен. — Это кость человека, существовавшего примерно на 160-240 лет позже Иакова. Хотя это и мощи апостола, кость все равно позволяет узнать чуть вяще о ранней истории христианства».

      Однако кем был этот человек, сказать, увы, невозможно.

      «Мы считаем очень вероятным, что тот, кто переместил эту кость в храм, верил, что она принадлежит Святому Иакову, — поясняет Расмуссен. — Он, должно быть, взял ее из христианской могилы, потому, скорее всего, она в любом случае принадлежит одному из ранних христиан, апостолу или нет».

      Вполне возможно, что и останки Филиппа тоже на самом деле относятся кому-то еще.

      «Когда представители церкви искали труп апостола, жившего столетия назад, они раскапывали старые христианские захоронения, и там могли очутиться скелеты людей, похороненных и в более позднее годы», — отмечают исследователи.

      Ранее исследователи из Великобритании и Италии рассеяли еще один миф — они проанализировали отпечатки крови на Туринской плащанице и доказали, что их не могло оставить завернутое в ткань тело.

      Туринская плащаница — христианская реликвия, четырехметровое полотно, в какое, по преданию, было завернуто после смерти тело Иисуса Христа.

      Часть верующих убеждена, что на плащанице — оригинальные отпечатки лика и тела Христа, отчего она ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Также Туринская плащаница подвергается массе исследований, призванных установить ее точный возраст и происхождение пятен на ткани.

      Исследователи использовали манекен, чтобы смоделировать, как лилась кровь из ран на теле, руках и ногах Христа. Ученые исследовали, как стекает кровь с разных частей тела в различных позах — стоя, возлежа, со сложенными руками. Они внимательно изучили короткие струйки на тыльной стороне левой руки и около раны от копья на бюсты.

      Оказалось, часть отпечатков могло оставить только тело, стоящее вертикально, а часть из них и вовсе нереалистична.

      «Предполагая, что пятна на Туринской плащанице — это отпечатки крови от ран, полученных Христом при распятии, мы с помощью экспериментов установили, что предполагаемое движение струй крови не согласуется с этими пятнами. Даже если предположить, что вероятны различные ситуации, в которых происходило кровотечение (например, при перемещении тела или после смерти), они не только не документированы, но и для некоторых пятен нереальны», — заключили исследователи.

      Это, впрочем, не устанавливает точку в исследованиях плащаницы. То, как именно на нее были нанесены пятна, пока что остается загадкой.

      Не святой: кому на самом деле относятся мощи брата Христа

      Kaare Lund Rasmussen/SDU/Wikimedia Commons/Коллаж «Газеты.Ru» Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

      Источник