«Не ведаю, что с самолетом, он неуправляем!»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Не ведаю, что с самолетом, он неуправляем!»

45 лет назад в Праге случилась первая катастрофа самолета Ту-154, в которой погибло 66 человек. Из-за чего рухнул практически новый аэроплан с опытным экипажем и каковы были последствия катастрофы, рассказывает «Газета.Ru».

«Не ведаю, что с самолетом, он неуправляем!»

Санкции против России

Декламируйте также

  • От миссии на Марс до новых кораблей: планы Роскосмоса по покорению Вселенной на ближайшие годы

  • Титаны в отрыве.
    Как и отчего меняется современная интернет-торговля

  • Свободная касса

  • В Тимирязевке новый декан

  • Настройки ракеты были под Байконур, не посчитали азимут

  • Космический хайп

19 февраля 1973 года аэроплан «Аэрофлота» Ту-154 направлялся из Москвы в Прагу регулярным рейсом SU-141. На борту было ровно 100 человек — 87 пассажиров и 13 членов экипажа. Командиром самолета был пилот 1-го класса, к этому моменту налетавший немало 12 тыс. часов. Остальные члены экипажа также обладали немалым опытом полетов, от 3 до 14 тыс. часов. В прошлом ни одинешенек из них не был виновником серьезных происшествий.

Реклама

Хотя Ту-154 был введен в эксплуатацию всего год назад, все члены экипажа, за исключением бортрадиста-стажера, уже поспели налетать на нем по несколько сотен часов. Квалификация команды не оставляла сомнений.

Самолет вылетел из Москвы в Прагу, в аэропорт Рузине (ныне — Пражский аэропорт имени Вацлава Гавела) в 6:50 МСК. Полет прошел покойно, через несколько часов самолет уже находился над Чехословакией. Погода стояла хорошая: благодаря антициклону турбулентности или обледенения не наблюдалось, лишь изредка шли небольшие снегопады. Вытекая указаниям диспетчера, экипаж постепенно снижал самолет. За 7 км от аэропорта экипаж получил от диспетчера разрешение на посадку. В 09:06:30 экипаж подтвердил получение информации, что сделалось последним известным сообщением с борта.

Заходя на посадку, самолет внезапно опустил нос и резко пошел на снижение.

«Я не ведаю, что с самолетом, он неуправляем!», — воскликнул капитан.

Пилоты тянули штурвалы на себя, стараясь выровнять курс, но их попытки не увенчались успехом.

«Штурвал подвигался совершенно свободно. Я потянул его на себя, и мне не потребовалось для этого никаких усилий, — описывал произошедшее капитан позже, во пора расследования. — Второй пилот сказал, что добавил скорости. Хотя она увеличилась, стабилизировать самолет это не помогло, нос все больше склонялся к земле. Когда я увидел, что мы сейчас врежемся в землю, я сбросил скорость. Затем я почувствовал сильный удар».

Новинки smi2.ru

Удар сломал шасси. Самолет пропахал носом промерзшую землю, потеряв правое крыло. Керосин из поврежденных топливных баков вытек и занялся. Фюзеляж завернуло вправо, у самолета оторвало правый двигатель, а затем и хвостовое оперение, он перевернулся на спину. Когда аэроплан, наконец, остановился, пламя полностью охватило его.

«Мы летели сквозь облака. Когда мы вышли из них, я увидел четыре фонаря-прожектора. Я видал, что мы садимся слишком быстро, вокруг была трава, суглинок, вспаханная земля. В тот момент, когда я это заметил, самолет стукнулся и перевернулся. Потом я обнаружил, что вишу в застегнутых ремнях безопасности вниз головой», — рассказывал запоздалее один из выживших пассажиров.

Авария произошла на глазах сотрудников аэропорта. К самолету немедленно бросились пожарные бригады, механики. Но пламя распространился молниеносно, подпитываясь топливом из поврежденных баков в хвостовой части самолета, где оказалась основная часть пассажиров.

Пожарные добрались до самолета сквозь две минуты, когда многие из пассажиров погибли. Спасатели сосредоточили усилия на работе в носовой части, где еще могли быть выжившие. За вытекающие 3-4 минуты им удалось вытащить из огня 34 человека.

После этого пожар охватил весь салон, начали рваться находящиеся в передней части баллоны со сжатым воздухом. Спасательные работы проводить было уже невозможно.

В результате катастрофы погибли 66 человек — 62 пассажира и 4 бортпроводника. По этим патологоанатомической экспертизы, 51 человек погиб от ожогов, а 15 от многочисленных травм. Большинство из них были гражданами СССР. Среди потерянных, в частности, была женская молодежная сборная СССР по баскетболу и два тренера. Выжить удалось 25 пассажирам и 9 членам экипажа, из них травмы получили 15 пассажиров и 3 члена экипажа. Прочие 16 человек практически не пострадали.

Это была первая катастрофа Ту-154. На следующий день в официальной газете компартии Чехословакии «Руде право» было опубликовано куцее сообщение с заголовком «Воздушная трагедия в Рузине», в которой сообщалось, что для расследования катастрофы создана комиссия во главе с министром транспорта Штефаном Шуткой. На этап расследования полеты всех Ту-154 были временно прекращены.

«Не ведаю, что с самолетом, он неуправляем!»

Занимавшиеся расследованием советские и чехословацкие комиссии интересовало, отчего новый самолет внезапно вышел из-под контроля. До столкновения с землей он не получал никаких повреждений, приборы функционировали нормально, члены экипажа не были под воздействием наркотических веществ. Погодные явления также не повлияли на полет. Чешская комиссия не смогла обнаружить нарушений, какие бы могли привести к катастрофе, и предположила, что она произошла из-за неожиданно возникшей турбулентности.

Выводы советской комиссии были другими.

Среди останков самолета был найден стабилизатор, который отвечает за продольную устойчивость самолета. Он находился в полетном положении, желая должен был быть в посадочном. Именно перевод стабилизатора в полетное положение и привел к падению — экспертиза показала, что поза было изменено как раз перед аварией. Также было установлено, что это не могло произойти случайно — стабилизатор переключили сами пилоты.

Комиссия выявила и иные нарушения. Так, перед полетом командование заменило штурмана и бортинженера без каких бы то ни было оснований, нарушив приказ Министерства штатской авиации № 275-70 г. Также в самолете находились два проверяющих и один стажер, что нарушало пункт 4.1.12 наставления по производству полетов (НПП) ГА-71.

По суждению комиссии, это могло усложнить взаимодействие между членами экипажа и дополнительно спровоцировать нарушения, которые привели к катастрофе.

Ту-154 в течение немало лет оставался самым массовым советским пассажирским лайнером, последняя катастрофа произошла в Сочи в 2016 году — при посадке аэроплан рухнул в Черное море с 84 пассажирами и 8 членами экипажа на борту. Сегодня он не используется на регулярных рейсах авиакомпаний и остается лишь на балансе кой-каких государственных ведомств.

>