Неюбилейные думы по случаю 100-летия Арно Бабаджаняна
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Неюбилейные думы по случаю 100-летия Арно Бабаджаняна”Как быстро бежит время!”. Хотя нынче это весьма неточное оборот. Время уже давно не “бежит”, скорость его передвижения теперь измеряется теми же “махами”, какие присущи чертовщине, успешно вылетающей с наших подлодок и иных платформ с целью неминуемо поразить врага. Остановить мгновенье, дабы насладиться его прелестью, теперь вряд ли возможно, да и прелестей у наших мигов все меньше и меньше.

Неюбилейные думы по случаю 100-летия Арно Бабаджаняна

Муслим Магомаев и Арно Бабаджанян: дружба настоящих мужчин.

Ну, кто бы мог подумать: композитор Арно Бабаджанян родился сто (!) лет назад. Он же вчера еще сидел за роялем и аккомпанировал отличным солистам, исполнявшим его завораживающие песни. Я это помню. Я помню полные залы, тихо внимавшие блистательному Муслиму Магомаеву, распевавшему бабаджаняновское "Позови меня".

Вряд ли кому-нибудь в то время могло прийти в голову, что талантливую песню талантливого армянина талантливо исполняет его талантливый товарищ – азербайджанец.

Ах, как он пел! Ах, какая это была песня! И я, и мое поколение, и поколение моей дочери еще помним те концерты, те прекрасные мелодии и мудрые слова тех песен. Для великих композиторов тех лет тексты строчили поэты. Потому что мелодии Исаака Дунаевского, Соловьева-Седого, Колмановского, Богословского, Пахмутовой, Таривердиева, Аедоницкого, Петрова, Френкеля, Островского, Бабаджаняна спрашивали себе достойных текстов Цветаевой, Пастернака, Евтушенко, Фатьянова, Вознесенского, Рождественского… – лучших тогдашних поэтов.

Не могу представить, кто бы ныне мог написать хотя бы нечто подобное "Ноктюрну" Арно Арутюновича или, например, "Прощанию с Братском" Пахмутовой. В отличие от большинства сегодняшних сочинителей те композиторы ведали ноты и нотную грамоту. Для абсолютного большинства нынешних нотная грамота – это "грамота китайская". Да им, нынешним, это в общем-то и не надо. Ну, что такое для нынешнего рэпера соль диез мажор? Или скрипичный ключ? Им разве можно ударить по голове?

Лучшие из нынешних сочинителей и фамилии-то носят вылитые на тюремные погоняла, и репертуарец производят того же качества. Они, правда, научились сидеть за роялем с усталым взглядом Леграна и с мотылькой у горла, но к их краденным, как правило, мелодиям пристает только сиюминутная любовь, и то за деньги.

Я уж не говорю о том, кто сегодня мог бы спеть "Ноктюрн" или "Прощание с Братском"? Точка? Моргенштерн, съевший дедушку?

Стоп, мой уважаемый читатель! Я уже чувствую, что вы хотите мне сказать. Нет, нет, нет. Я хорошо отношусь к нынешней молодежи и не идеализирую вчера. Я о другом. Никогда еще в истории за жизнь одного поколения не случалось столько фундаментальных событий, кардинально меняющих содержание людского бытия. Сто лет назад внуки и деды моих соотечественников могли распевать одни и те же песни, и у первых не возникало потребности съесть вторых. Но в течение жизни только моего поколения случилось создание и применение ядерного оружия, полет в космос, гулянье по Луне, открытие генома человека, изобретение мобильного телефона, телевидения и компьютера с интернетом и искусственным интеллектом. Это значит, что житье стала быстрее, значительно быстрее. Помимо всего прочего, это означает, что Моргенштерн лет через пять сам может быть съеден как дедушка каким-либо бойким внучком.

Неюбилейные думы по случаю 100-летия Арно Бабаджаняна

Муслим Магомаев. Как собрать стадион.

Как же быть нам с Моргенштерном?

У нас два выхода. Первый: не сопротивляться бешеному шквалу поре, мчаться вместе с ним, забывая о медленных прекрасных берегах, растворяясь в ревущем грязном потоке, и неизбежно сорваться в финальную крушение водопада. Так легче жить.

Но есть и второй вариант: не предавать однажды достигнутого тобой, не опускаться и не покидать медленных отличных берегов. И если ты был счастлив, читая собрания сочинений Толстого или Гессе, Шекспира или Бунина, то не надо гнуть себя, принуждая быть блаженным от прочтения собрания сочинений двоечников из какого-нибудь десятого "А". Не надо менять мелодии Бабаджаняна, Дунаевского и Пахмутовой даже на лучшие достижения нынешнего рэпа. Даже под угрозой быть съеденным.

Время становится очень быстрым. Может быть, настолько, что нам повезет и мы дождемся концерта с песнями Арно Бабаджаняна в пристойном зале в исполнении Магомаева, Гуляева, Кристалинской, воссозданных искусственным интеллектом хотя бы в качестве голограмм.

>