Какие песни и исполнители запали в давлю советским людям (1942-1988)Второй год “Родина” сотрудничает с удивительным сайтом “Прожито”, на котором собрано более 2000 дневников россиян XIX-XX столетий. Январский выпуск “Прожито с Родиной” приурочен к 100-летию со дня рождения замечательного композитора Арно Бабаджаняна и посвящен песням и исполнителям советской эстрады. Стилистика и орфография авторов сохранены.

Прожито с Отечеством: Слова народные, музыка Арно Бабаджаняна

Роберт Рождественский, Арно Бабаджанян и Муслим Магомаев на съемках в телестудии. 1974 год. Фото: Рыболовов. РИА Новсти 1942 ГОД

Николай Бакланов

16 апреля. Вчера состоялся обещанный концерт. В 18.00 весь батальон собрался в фойе школы. Сделали скамейки из парт, стульев, горбыля. Сцену не мастерили. Уставшие люди сидели тихо, не разговаривая, думая свои нелегкие думы, некоторые дремали от усталости.

В 18.15 перед нами показался руководитель бригады артистов, он же – конферансье – Владимир Коралли. Прочитал отрывок из "Войны и мира" Л. Толстого, рассказал несколько анекдотов и шуток. Затем выступили артист оригинального жанра, баянист и певец. Все эти выступления не произвели особого впечатления, слышались только отдельные жидкие хлопки.

Затем Коралли объявил: "Выступает лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, моя супруга Клавдия Ивановна Шульженко". Перед нами появилась просто одетая, с длинными светлыми волосами, с добрым усмехающимся лицом, обаятельная женщина. Окинув зал внимательным взглядом, поздоровалась, поклонилась и объявила: "Я вам спою "Андрюшу". И под звуки баяна полилась развеселая песня. Затем она спела "Лирические припевки", "Руки", "О влюбленности не говори", "Дядя Ваня". После исполнения этих песен у воинов батальона расположение стало улучшаться, они заулыбались, дружно и подолгу аплодировали.

Потом Клавдия Ивановна объявила, что споет песню, которую распевала раньше, но с новыми словами. Этот текст написал молодой лейтенант и недавно на концерте ей подарил. Называется – "Кубовый платочек". На ее плечах неизвестно откуда и как появился синий шарфик. Зал замолчал. И полилась задушевная мелодия, в которой бывальщины слова "строчит пулеметчик за синий платочек…".

Эту песню, но с другими словами, я слышал еще до войны: в Пскове в ресторане ее нередко исполнял слепой музыкант. Она тогда называлась "Песня о юге". Когда она закончила петь, зал секунду молчал, после взорвался аплодисментами. Люди кричали "бис", "браво", "еще"! Клавдия Ивановна низко раскланивалась, улыбалась, благодарила и без всяких возражений спела вторично. После ее выступления все ранее выступившие артисты как-то смазались, пропали. Как будто приезжала одна Шульженко – вот что значит талант!..

Кузьма Наякшин

Май 1942 г. Хорошо ездили с Лубяновым. Он в лесу организовал баню. Немцы в трехстах метрах каждый день играют на патефоне Вадима Козина: "Давай пожмем товарищ другу руки и в дальний путь на долгие года…"

1944 ГОД

Ирина Дунаевская

4 июня. Распространилась пародия на песню из к/ф "Два бойца", исполняемую Марком Бернесом. Вместо слов "Ты меня ждешь, дорогостоящая подруга моя, и у детской кроватки тайком ты слезу утираешь" поют: "Ты меня ждешь, а сама с лейтенантом живешь и от ребяческой кроватки тайком ты в кино убегаешь".

1948 ГОД

Борис Вронский

18 апреля. Воскресенье, Нексикан. […] Сегодня прибыла из Магадана эстрадная бригада артистов, какая вечером в клубе дала концерт. Прекрасно подобранные исполнители, все з/к, среди которых вкраплены такие имена, как Вадим Козин.

С эмоцией большого наслаждения прослушал отдельные номера. Особенно запомнились старинные русские песни, соло на скрипке и отдельные певческие выступления, вроде песни моряка. Заключительным номером было выступление Козина. Внешне это маленький невзрачный человечек, на какого время и переживания наложили сильный отпечаток. Лысый, седой, несчастный, он сохранил свой прекрасный голос и с большим эмоцией, идущим из глубины души, спел песню о Москве – "Золотая моя столица, дорогая моя Москва".

Концерт прошел с вящим успехом. Несколько тяжелое впечатление оставило внешнее оформление части артистов-музыкантов. Одетые в однообразные клетчатые костюмы они непроизвольно заставили вспомнить одеяния каторжников из Нью-Йоркской тюрьмы Синг-Синг с той лишь разницей, что там вместо клетчатых костюмов приняты полосатые.

Завтра намечается вторичное выступление бригады с новой программой.

Прибыло их ни мало ни много, как 35 человек. В Нексикане они пробудут два дня. […]

1951 ГОД

Валентин Пролейко

18 ноября. (1 час 15 мин ночи). Лишь что пришел из Центрального дома культуры железнодорожника, где, наконец, увидел и услышал то, о чем мечтал – Утесова с оркестром. Я всего, пожалуй, ожидал, но не такого отличного исполнения и оформления концерта.

Еще при закрытом занавесе оркестр начал играть варьированный марш из "Веселых ребят", занавес открывается и сходит Утесов; сам он уже пожилой, довольно высокий плотный мужчина. Под звуки "Сентиментального вальса" Чайковского он рассказывает о себе, о своей влюбленности к музыке. Затем выступает Эдит Утесова "Летчик на курорте", затем Леонид Утесов делает обозрение своего оркестра: 23 человека, 29 инструментов: 2 рояля, 3 скрипки, гитара, виолончель, 4 кларнета, 4 саксофона (им всем совместно 104 года), гобой, фагот, 4 корнета, 3 тромбона, труба, контрабас, флейта, аккордеон и набор барабанщика.

После обозрения Утесов выступает с художественным словом: Горький "Музыка толстых", причем оркестр с точностью копирует американский джаз. […] Второе филиал началось таким же выступлением, как и первое. Утесов во втором отделении исполнил "Возвращение", "Ты одессит, Мишка", "Матросскую гитару", "Неглупый ишак", Маньянц исполнил "Дойну", Эдит Утесова – три народные песни (сюита), "Прощальную студенческую", А. Ревельс и В. Новицкий исполнили вальс (из к-ма "Весна"), оркестр, демонстрируя чудеса исполнения, исполнил "Танец с саблями", и в заключение "Утесовская команда" исполнила "Ласточку-касаточку".

Собственно для меня этот концерт лучше всех прочих, никакой аналогии его оркестра с каким-нибудь другим (и, конечно, с Кнушевицким), прочертить нельзя. "Ребята" в оркестре играют замечательно сыгранно (все без нот!), дирижировать им надо только начало номера, дальней все идет по инерции. Поет Утесов замечательно, с душой, особенно "Песню безработного" и "Ты одессит, Мишка" – зрители буквально ревели после этих номеров. Голос у него, истина, не очень сильный, но успех человека с выдающимся голосом не делает ему большой чести, а искусство исполнения Утесова ставит его немало выше других исполнителей.

Ценно и то, что его концерт – это не только пение с оркестром, это настоящий эстрадный концерт, с номерами художественного слова, плясками, акробатическими номерами, насыщенный интермедиями на современные политические темы. Но больше всего поражает мастерство исполнения оркестра – особенно "Пляска с саблями". А в общем, лучшего я еще не видел, и ставлю оркестр Утесова выше всех остальных, считаю его лучшим достижением эстрадного искусства.

1953 ГОД

Олег Амитров

13 декабря. Провел воскресенье невесело, делал уроки. По радио передавали концерт Карузо, Галли-Курчи и т.п. Галли-Курчи спела настоящую кубинскую "Голубку". Если бы все слышали ее исполнение, то Шульженко потерпела бы целый крах.

1961 ГОД

Николай Ладугин

В ночь с 23 на 24 февраля. Бискайский залив. […] Грущу по Люське и Ритуське. Вечерком лежу, и словно в ответ включили отрывок. Бернес поет:

…ты у детской кроватки не спишь

и поэтому верю со мной

ничего не случится…

Ну, ребяческой кроватки-то нет. А спите вы в одной кровати, и Ритуська на моем месте. Конечно, вспоминаешь. И хоть сейчас качает, верю, что со мной ничего не случится. […]

1962 ГОД

Зинаида Лелянова

14 октября. Воскресенье. Поутру по приемнику поймала концерт по заявкам. Очень хороший. Понравилась песня "Несмеяна" в исполнении Майи Кристалинской. Запомнились заключительные слова:

Не грусти и не плачь, как царевна Несмеяна,

Это глупое детство прощается с тобой. […]

23 декабря. Воскресенье. Проснулась почти в девять, основы умываться, но передача "С добрым утром!" прервала это занятие. Передали песню Майбороды "Огонёк". Эту песню впервые услыхала почти год назад, как и "А у нас во дворе". Но "двором" уже печенку прожрало, а эту повторяют всего лишь второй раз. Песня хорошая, мелодичная, как и все песни Майбороды. Слова замечательные. Особенно тронули: "Мама, та, что в жития одна". Действительно, мать родная – единственная. Свекровей может быть столько, сколько мужей, они маму не заменят.

Николай Козаков

15 декабря. […]Был неплохой концерт "Для песни нет границ" или что-то в этом роде. Кохно с Кобзоном пели в числе прочих "Престарелый клен". Очень лиричная песня, хорошая. Думал, не споют ли "Себежаночку", но нет. А тоже чудесная песня. […]

1964 ГОД

Борис Комиссаров

12 октября. […] А сейчас встречаю на улице 9-летнего мальчонку, какой весело распевает:

"Иду я к солнцу,

Цветет земля,

Счастливей нету

Вокруг меня"

Конечно, ребенок, благовоспитанный на таких жизнелюбивых, к солнечной радости зовущих песнях, будет не таким, какими были мы.

Сегодня я удивился, когда мои ребятишки попросили меня:

– Борис Ильич, а сыграйте "Основное, ребята".

– Это вот эту? – спросил я и заиграл песню Пахмутовой. Они подхватили и, я бы сказал, с воодушевлением, со всеми словами спели эту "взрослую" песню. […]

1967 ГОД

С.Е.

2 августа. […] Ныне слушала пластинки. Давно я их не заводила. Песни Людмилы Зыкиной хватают за душу. Слушала "Голубую тайгу" в исполнении Гуляева, и опять она взволновала меня. Эту песню я полюбила в лагере, 2 года назад. […]

1969 ГОД

Георгий Елин

28 ноября. Закончился 3-й Всесоюзный съезд колхозников, какой Армянское радио уже окрестило "Три дня, которые потрясли Детский мир". Как у нас повелось, эпохальное событие сегодня отметили торжественным действом в Кремлевском Дворце съездов с прямой трансляцией по ЦТ.

Вся программа катилась по заранее известному сценарию: конферансье Борис Брунов игриво трунил и объявлял выступающих, Зыкина спела про Волгу, Любезнов прочел зубастую басню Михалкова, Шуров и Рыкунин сбацали озорные куплеты, и после плясок ансамбля Моисеева оставались лишь двое, придержанных под занавес, – Райкин и Магомаев. […]

Объявление следующего выхода "Поет заслуженный артист Азербайджанской ССР Муслим Магомаев!.. " повисло в атмосфере. Всё в той же гробовой тишине трансляцию оборвали, и телеведущая объявила, что окончание концерта они покажут в следующий раз (?!).

1975 ГОД

Виталий Севастьянов, космонавт

8 июля. Вторник, 46-е сутки полета. […] Да! Мне исполнилось ныне 40 лет. […]

Сегодня Земля побаловала меня: передала несколько поздравительных телеграмм из дома, от друзей, несколько раз звонили мне домой, передали мою магнитофонную запись (мое послание Аленке и Наташке) по телефону. Ныне передали по радио для нас концерт, в котором участвовали Людмила Зыкина, Юрий Гуляев, Тамара Синявская. Спасибо вам, мои друзья, я рад встрече с вами! […]

1979 ГОД

Владимир Пластун

29 – 30 апреля. В Кабул прилетела Эдита Пьеха, подавала концерты в столице и на территории посольства. Принимали ее прекрасно, она действительно замечательная певица.

На следующий день Саидов устроил зачисление в своей личной резиденции, куда были приглашены и мы. […] Присутствовал на проводах Эдиты Пьехи в кабульском аэропорту, она улетала аэропланом "Аэрофлота", который совершал рейсы в Кабул один раз в неделю по четвергам. Этим же самолетом из Москвы прилетел Иосиф Кобзон. Увидал его издалека и удивился, заметив его с сигаретой. Думал, что певцы не курят.

1980 ГОД

Валерий Аблазов

23 мая. Перед отъездом в Союз к нам опять заезжал Иосиф Кобзон. Он отказался от предложенного ему платного концерта и произнёс: "Если будете предлагать деньги, то я не только петь, но и говорить с вами не буду". Так его вдохновила местная обстановка. Но клубные работники разрешили организовать всей группе подарки и собрали со зрителей по 20 афгани.

Зал был полон, концерт был хорошим, обстановка доброжелательная с обеих сторонок. Кобзон сам сказал: "Выполню любую вашу заявку". Но ему почему-то стали писать и просить исполнить песни из постороннего репертуара – Льва Лещенко, Муслима Магомаева, Евгения Мартынова и других. Тогда Иосиф пошутил, что он их самих пришлет сюда. Он был в ударе еще и оттого, что, как сам он скромно сознался, ему позвонил Роберт Рождественский и сказал, что ему присвоено звание Народного артиста РСФСР. Все его поздравили и письменно, и устно. […]

1983 ГОД

Муся Кротова

10 октября. […] По радио распевают песню Пахмутовой "Нежность": "опустела без тебя земля…" Удивительно, как под мое расположение. Весь день сегодня отвратительное состояние. Все делаю как на собственных похоронах. Занесла в сарай корыто, лейку, ведра и т.п. Возле дома становится порожне, безжизненно. Только из пня около сарая никак рука не поднимается вырвать умирающие астры. Жгу в печке старые палки, и все представляется, что это Ганины палки, с которыми он ходил по участку. Всюду пусто, и вспоминается последняя ремарка из чеховского "Вишневого сада": "Сделалось тихо, и только слышно, как где-то вдалеке топором стучат по дереву".

1988 ГОД

Василий Ершов

28 декабря. Когда я строчу: есть книги, музыка, – то это не означает, что я такой уж там музыкант. Так, для себя, на слух, бренчу на чем попало. Не в этом дело. Но я хорошо соображаю любую музыку, тут для души непочатый край работы.

Вот вроде бы простейшая песня на пластинке: Марк Минков. Алла Пугачева. "Не отрекаются обожая". Эстрада. Дритатушки. Их миллионы, этих песен.

А я считаю вещь выдающейся. Минкова озарило. Удивительно пропорциональная и законченная предмет. Хороша мелодия; ей и настрою песни соответствует ритм. Изумительна аранжировка. Рояль… Что говорить, рояль доминирует, и как же лакомо, глубоко, утонченно вяжет он аккомпанемент.

А как вступает оркестр – это же чудо пропорции. Всего пара тактов отдана тромбону – но он тут необходим. Скрипки на пункте, бас, ударные. Гитаре – только свое место, и нет нужды реветь. И всюду – рояль…

А как нагнетается страсть! А перемены тональности в любом куплете, а каков переход к основной тональности… и бас, о, какой бас!

И концовка… как все отточено.

Пугачева здесь прекрасна. Нахожу, что это одна из ее лучших, если не лучшая ее песня. И слияние с оркестром абсолютное, и выражено все, что хотелось.

Так же прекрасна Аида Ведищева, отворившая нам мексиканскую песню "Корабль воспоминаний". Чудный речитатив и прекрасный аккомпанемент. […]

Публикация подготовлена М.А. Мельниченко за счет гранта Российского научного фонда (проект N19-18-00221).

"Благодарю тебя за песенность города…"

Десять лучших песен Арно Бабаджаняна (1921-1983)

Лазурная тайга (1963)

Не спеши (1964)

Ноктюрн (1964)

Лучший город земли (1964)

Загадай желание (1966)

Королева красоты (1966)

Чертово колесо (1969)

Свадьба (1971)

Благодарю тебя (1971)

Верни мне музыку (1975)

Вам также может понравиться