О чём повествуют
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

О чём повествуют

Нынешнее, вновь возрождённое православие, базируется сугубо на библейских сюжетах, рассказывающих нам историю еврейского народа. На иконах изображены необыкновенно христианские мученики и борцы за веру. Стены храмов расписаны ликами святых и сценами распятия. Грех и раскаяние – суть христианской нравственности. 

Представлялось бы, такую картину мы должны наблюдать на протяжении всего тысячелетия со времени Крещения Руси. Однако, это совсем не так. 

Вплоть до 17-го столетия Святилища украшались чудными цветами, райскими птицами и диковинными животными. В церквях царила атмосфера «языческого» восприятия мира. До сих пор эту красивость можно увидеть во многих церквях. Хотя большая часть так и скрыта под штукатуркой.

Секреты Кремлёвских соборов

Всё стало меняться после падения Византии. 1453 год сделался поворотным для русской веры. Когда турки взяли Константинополь, вся знать стала разбегаться в разные стороны. Основная масса, разумеется же, перебралась в московские земли и начала постепенно создавать духовный центр византийского толка. Для этого периода характерно удивительное переплетение античных сюжетов с библейскими. Обычно их называют алхимическими. 

О чём повествуют

Гравюра XV в.  

Особенно много таких мудреных картин в Соборах Кремля. Для историков – это очередная загадка. Мы ведь знаем, что христианская церковь преследовала язычество. Поэтому возбуждают некоторое недоумение изображения ветхозаветных пророков и философов. 

Обычно такие таинственные композиции помещались в нижней доли кремлёвских храмовых дверей. Видимо, мастера скрывали то, что ещё не совсем запрещалось, но уже и не приветствовалось. Тут размещали фигуры в причудливых костюмах и шапках. И лишь благодаря сопутствующим надписям, можно постичь кто это. 

Здесь видим Гомера, Эврипида, Платона, Менандра и Плутарха. И возле каждого лица приведены цитаты из его созданья. То есть, античные мудрецы не только были хорошо известны на Руси, но и почитались как древние пророки. Этот факт неловок, так как намекает, что христианство в том виде, как мы его сейчас знаем, возникло сравнительно недавно. А это значит, привычная хронология не совсем верна.

Процесс “огненного золочения”

Так что же, всё-таки, желали передать нам безымянные мастера в своих замысловатых сюжетах? Очевидно, это аллегории, благодаря которым были зашифровывали некие скрытые знания. В средневековье к таковым относили астрологию и алхимию, которая вызывала подозрение ц духовенства. Именно поэтому, секреты доводилось передавать изустно или зашифровывать под христианское благочестие. 

Интересен сюжет из Успенского Собора Кремля, где над гробом с мёртвым телом стоят Платон и Аполлон. Из пояснительной надписи мы узнаём, что Аполлон не бог, а костяк в гробу тот же самый Платон… И сверху на всё это взирает Бог-Отец. 

О чём повествуют

Изображение на двери Успенского Собора Кремля.   

Любопытно, что подобная символика нередко встречается на иллюстрациях к алхимическим книгам, где таким образом представляли одну из стадий “великого дела” ( изготовление золота или необходимого для этого “философского камня”). Неживое тело и отдельные его части – один из излюбленных мотивов алхимиков. 

Также, по средневековым представлениям, каждому металлу отвечает определённое небесное светило. В свете этих воззрений ипостаси Солнца и Аполлона – символы золота. Если же учесть, что в процессе “огненного золочения” воссоздаётся золото из несходного на него вещества, имеются основания видеть в этой композиции аллегорию той секретной технологии, с помощью которой украшены золочёные двери. 

В этом случае вещество названо Платоном. Удивительно, но планета Плутон в астрологии олицетворяет смерть, трансформацию, перерождение. Поэтому мы наблюдаем воскрешение из гроба. 

О чём повествуют

Гермес Трисмегист  

Нередко вместо Платона указывали других мудрецов. Ими были египетский бог Тот и греческий Гермес Трисмегист. Называли также Аристотеля и Пифагора. К тому же, всем им приписывалось непорочное рождение.

Таким манером, христианство просто напросто позаимствовало языческую символику, но придало ей библейский смысл. Тайные знания назвали ересью и преследовались как западным духовенством, так и восточным.

>