Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ – начала ХХ вековСразу поражает название – “Человеколюбивое общество”. Не фантом, не игра воображения – реальность, основанная в России императорским рескриптом.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Питомцы учреждений Императорского человеколюбивого общества у строящегося Народного дома императора Николая II. 1902 год.

16 мая 1802 года Александр I велел "составить особое филантропическое общество":

"Обыкновенное подаяние нищим, умножая только число оных, не упокоит старца, отягощенного летами, не вернёт здоровья юноше, увядающему на заре дней своих, не избавит от смерти и порока младенца, долженствующего быть опорой отечества… Надлежит разыскивать несчастных в самом жилище их – в сей обители плача и страдания. Ласковым обращением, спасительными советами, всеми нравственными и физическими способами усердствовать облегчать судьбу их; вот в чем состоит истинное благодеяние!"1.

В 1816 году оно расширилось, стало "Императорским человеколюбивым обществом", в рамках "государственного благодеяния"2. Существовало на свете еще сто лет.

В 1918 году растворилось в недрах государства.

Проект

Чем только ни занималось "Человеколюбивое"! Лечило, кормило, обучало, подбрасывало денег, давало приют – тем, кто еще или уже ничего не может, или просто жилье – бесплатное или дешевое. "Для призрения дряхлых, увечных, смертельных и вообще к работам неспособных; для воспитания и обучения полезным ремеслам малолетних бедных; для доставления неимущим, кои в состоянии работать, примочных упражнений, снабжая их материалами, собирая обработанные ими изделия и сбывая оные в их прок"3.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Жетон за пожертвования и помощь иного рода.

Мы, существуя в своем времени, часто не понимаем, откуда все взялось. Нам представляется, что врач на дом или родильный дом – это данность, другого и быть не может. Мы уверены, что нам обязаны помочь в трудные минуты. Но любое общество, и Россия не исключение, шло к этому столетиями.

Мы обязаны отдать должное крупнейшему национальному проекту XIX – основы XX веков – "Императорскому человеколюбивому обществу", содержащему в себе все формы социальной помощи. Их можно было после множить, распространять на всю страну, создавать отдельные ведомства – но они уже были полностью отработаны в моделях и образцах.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Указ императора Александра I о создании Императорского человеколюбивого общества.

Сеть

И еще – "человеколюбивое общество". Поразмыслите только, человеколюбие в стране, в которой к населению могли относиться как к массовому возобновляемому ресурсу – еще нарожают! – в стране, известной жестким централизмом, в какой так часто вспыхивали войны.

Человеколюбие. Общество человеколюбия. Любовь к человеку – как основа основ.

Это был прообраз бесплатной социальной сети, к какой мы сегодня все привыкли. На современном языке – медицина (врачи на дом, диспансеризация, вакцинация, родовспоможение, госпитали, хосписы, санатории); социальная поддержка (детские дома, дома для престарелых, инвалидные дома, ночлег для бездомных, бесплатные столовые, убежища для женщин, общежития); образование для тех, у кого нет оружий (от начальных и ремесленных школ до гимназии), независимо от пола и вероисповедания; работа (мастерские и сбыт); психологическая помощь (покровительство храмы)…

Эта сеть действовала в национальном масштабе (две столицы и 37 регионов в 1916 году) и быстро развивалась, являясь еще и крупнейшим хозяйством, ведущим, как мы произнесли бы сегодня, многочисленные бизнесы.

Масштабы поражают (1916 год): 278 заведений, в т. ч. 73 "учебно-воспитательных", 80 богаделен, 41 дом даровых и дешевых квартир, 3 ночлежных приюта на 1500 человек, 10 народных и 1 студенческая столовая (каждый день – на 3000 человек), 33 медицинских учреждения (ими пользовались немало 250 тыс. чел.).

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Воспитанники Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1890-х годов.

В Обществе трудятся и ему жертвуют более 10 тыс. человек4.

А примеры? Чему-то улыбнемся, лексика давно не та, да и проблемы престарелых гувернанток нас уже не трогают. И все же:

гимназия Императорского человеколюбивого общества,

Императорский институт незрячих,

Женская торговая школа,

Надеждинский приют детей-калек,

мастерская дамских нарядов при попечительстве на сбор пожертвований для бедных детей,

Исидоровский дом убогих,

Еленинская даровая больница для бедных женщин,

приют для девиц и вдов чиновничьего класса,

Набилковское коммерческое училище,

Женская богадельня княгини Черкасской,

Общежитие для престарелых учительниц,

Ребяческая больница Св. Ольги имени графа С.В. Орлова-Давыдова,

Стрекаловская школа для портних,

Яковлевский воспитательно-исправительный приют для девиц,

дешевые квартиры для престарелых гувернанток,

Убежище для увечных бойцов,

Аптека им. князя Долгорукова,

Родильный приют в Уфе,

Благовещенский сиротский дом,

Оспопрививательный институт,

Санаторий для детей им. проф. Боброва в Алупке,

Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами,

Общенародная столовая им. П.М. Рябушинского.

Кажется, что список можно продолжать бесконечно5. Нельзя быть к нему холодным. Нельзя видеть в нем попросту перечисление. Да, этих людей уже давно нет. Но есть мы. Мы тоже нуждаемся в помощи. Мы были бы счастливы, если бы сегодня благотворительность рождала сотни частных убежищ для тех, кому невмочь.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Портнихи швейной мастерской Императорского человеколюбивого общества. С.-Петербург. 1900-е годы.

Одаряемые

Человеколюбивое (это слово хочется повторять нескончаемо) общество жило, как учреждение. Были классные чины, жалованье с квартирными и столовыми, канцелярия. Но зато был учет до половины копейки. За сто лет "на дела благотворения" был употреблен сто одинешенек миллион двести двенадцать тысяч триста четыре рубля девять с четвертью копеек (табл. 1). В масштабе цен начала XX столетия это не менее 60 млрд нынешних рублей6.

На самом деле еще больше, понимая, что рубли в XIX веке были полновеснее, чем в начине XX и тем более в наше время.

За сто лет получили помощь почти 8 млн человек. В начале XX века – 170-180 тыс. чел. ежегодно. Много это или немного? Каждый из нас – отдельный мир. Для каждого рука помощи – это очень много.

Но все-таки каков общий человеческий вес этой помощи?

Из 120 с излишним млн жителей России (1897 год) 1% – дворяне, 0,05% – лица духовного звания, 10,6% – мещане, 77,1% – крестьяне8.

Годичный доход на душу населения в Европейской России – 63 руб. в год, или 15-18 коп. в день. "Евр. Россия – страна полунищенская, если 63 рублевки представляют сумму круглым счетом на 1 жителя. Это значит, что у многих миллионов русских людей не выходит в год и этой суммы"9.

В России – миллионы неимущих. А сколько людей на улицах? Число нищих в 1877 году – 293,4 тыс. чел., "с 1877 года нищенство удвоилось"10.

Значит, поддержка Человеколюбивого общества – это капля в море. Пусть даже оно – ядро для других благотворительных учреждений, и их было много. В том море скудости, которое было в России, благотворительность лишь заплата.

Но все-таки – человеколюбие. Братолюбие. Сами слова эти будоражат сознание. Мы бы многое отдали, чтобы в нынешней России существовало – в национальном масштабе – Человеколюбивое общество, поддержанное государством, насаждающее любовь к тем, кто в бедности и нищете. Нам оно нужно.

Число неимущих в России в 2020 году – примерно 20 млн чел. (Росстат). Это каждый седьмой.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Дарители

В Совете Человеколюбивого общества – сенаторы, князья, высшие чиновники. Представлялось бы, пожать плечами – и пройти мимо. Казенщина. Но эта казенщина давала надежный способ всем тем, кто мог и хотел помочь, внести свои частные оружия и быть спокойным, что они будут работать под присмотром.

Человеколюбивое общество – как снежный ком, который с каждым годом все больше обрастал не казенными оружиями, а частными, личными. Доля средств "от монаршей милости" в самом начале, в 1816-1825 годах – 46,8%. В 1906-1914 годах – уже лишь 2,3%, при том что общество все время раскручивало свои обороты. За 100 лет доля частных средств – 92,1% (табл. 1).

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Попечительский рекомендация Императорского человеколюбивого общества. 1900 год.

Так щепоткой вещества выращивают кристалл в насыщенном растворе.

Сначала это были странные подношения – с точки зрения "человеколюбия". Обществу подносили целые имения вместе с крестьянами.

"В 1819 году полковник князь П. И. Одоевский пожертвовал… на устройство богадельни в подмосковном селе Большове все свое недвижимое поместье, населенное 1130 крестьянами и барский дом, оцененный в 151 562 руб. серебром"11.

Прапорщица Неронова в 1834 году – деревня (124 дави),

жена генерал-лейтенанта Ступицына в 1835 году – село (122 души),

алатырский купец Щеткин – деревня (61 давя), чтобы доход шел на содержание "3 детей в Набилковском доме призрения сирот".

И так далее: всего в 1819-1859 годах – 33 селения (5631 давя)12.

После 1861 года отдавали имения, дома, деньги, уже устроенные учреждения. Инженер-генерал Мельников внес в 1871-1880 годах поместье Любань, дом в Петербурге и капитал – "на содержание устроенных им в Любани богадельни, школы для девочек-сирот, приюта для вдов чиновников"13.

В Петербурге отдавали 4-6-этажные доходные дома.

Недвижимая собственность Человеколюбивого общества к 1916 году достигла 20,2 млн руб., или в нынешних стоимостях больше 12 млрд руб.14.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Квитанционный лист для сбора денежных пожертвований.

За 100 лет было внесено личных средств немало 90 млн руб., или в "наших рублях" – более 54 млрд руб. Отличная возможность оставить память о себе. Общенародная школа им. генерал-майора Чихачева в деревне Никифорово – ясно, кого нужно помнить.

Нужно помнить приют для выздоравливающих детей Альберта и Анны Беренштам (ст. Пушкино под Москвой). Беренштам был длинные годы членом совета детской больницы им. Св. Ольги в Москве, со "свойственной ему добротой сердца вникал во все ее нужды"15. Покинул ей 200 тыс. руб. по наследству. На эти деньги была куплена и перестроена дача в "здоровой лесистой местности". За каждую копейку, вплоть до "конструкции электрических звонков", щеток и гребней каждый год давался публичный отчет. Все брошюры с отчетами сохранились.

Дотошность и публичность в расходе посторонних средств до копейки – это тоже урок Человеколюбивого общества.

Через приют Беренштама прошли десятки детей, в отчетах кушать запись по каждому ребенку. "Вера Лыкова, 8 лет, пост. 18 июля 1915 г., выб. 26 сент. 1916 г. (из б-цы Св. Ольги). Девочка нехороший окраски, но удовлетворительного питания. Правая нога согнута в коленном суставе и опухла, были свищи спереди и сзади. Перетащила в приюте корь с воспалением легкого. Выписана в очень хорошем состоянии с весом 25 100,0"16.

Что с тобой случилось дальней, Вера Лыкова? Мы не знаем. Но знаем, что в 1916 году тебя спасли.

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Реклама аптеки Императорского человеколюбивого общества. Уфа.

Живая память

Столько итого было сделано Человеколюбивым обществом, что его наследство не уничтожилось и через сто лет. Ни войны, ни революции, ни сносы не смогли добить его.

Вот список для затравки:

Доходный дом Императорского человеколюбивого общества (1877-1880 годы, Петербург, Литейный пр., 31, ныне – жилой дом),

Гимназия Императорского человеколюбивого общества (Петербург, набережная Крюкова канала, 15, ныне – школа 232, дому в минувшем году исполнилось 200 лет),

Институт слепых (1874-1875 годы, Петербург, Мясная ул., 19, ныне – жилой дом),

Исидоровская богадельня (1893 год, Петербург, Римского-Корсакова пр., 105),

Убежище и недорогие квартиры Михаила и Елисаветы Петровых (Петербург, Малоохтинский пр., д. 51., сегодня "Малоохтинский дом трудолюбия" для подростков),

Дом недорогих квартир Императорского человеколюбивого общества (1899-1900 годы, ул. Большая Зеленина, 13, сегодня квартиры очень недешевы).

Список живых домов – на десятки. Медицинские постройки и сегодня служат своей цели.

Ольгинская больница для детей (1886 год, Москва, Орлово-Давыдовский пер., д. 2а),

Еленинская женская больница (1909-1911 годы, Петербург, Политехническая ул., д. 32),

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Санаторий для детей имени профессора. А.А. Боброва, отворённый в 1902 году, по-прежнему принимает маленьких пациентов..

Санаторий для детей имени проф. А.А. Боброва (1902 г.) – по-прежнему в Алупке и даже с тем же именем…

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

Санаторий для детей имени профессора. А.А. Боброва, отворённый в 1902 году, по-прежнему принимает маленьких пациентов..
P.S.

Что же это – Человеколюбивое общество? По экономическому смыслу – национальный государственно-частный, благотворительный "холдинг". Ничего подобного сейчас нет в России. По итогу – овеществленный труд тысяч людей, которые 100 лет подряд пытались быть в помощь миллионам. Даже сегодня, после ударов XX-XXI веков этот труд виден не только в словах и на бумаге, не только в чьих-то судьбах, но даже на поверхности наших городов, в камне и в живом деле.

Каким успешным был этот прерванный проект!

И какое было бы счастье, если бы на многострадальной российской земле вновь появилось сообщество – человеколюбивое, братолюбивое, связывающее силу частной воли, десятков тысяч, и государства в помощи всем тем, кому она жизненно необходима. Но появилось бы уже навечно, без всяких браней и революций, которых мы больше не выдержим.

ШТРИХ

Весьма своевременные мысли о крупнейшем национальном проекте ХIХ - начала ХХ веков

И. Репин. Иов и его друзья.

Репин, "Иов и его друзья"

Петербург. Канцелярия Рекомендации Императорского человеколюбивого общества, дело о пожертвовании №153, 27 ноября 1869 года.

"Художник Илья Ефимович Репин, сочувствуя филантропической цели Дома воспитания и желая содействовать нравственно-эстетическому развитию учеников этого заведения, принес в дар училищу написанную им масляными красками и удостоенную на заключительнее Академической выставке золотой медали картину (2 арш. 12/2 верш. ширины, 1 арш. 15 верш. вышины), изображающую Иова"17.

Директор Дома воспитания упрашивает разрешить израсходовать до 25 руб. на "приличную золоченую раму".

Благотворителю Илье Репину 25 лет.

Иов – библейский символ невинности, добродетели, терпения в страдании, верности Господу. Сегодня картина "Иов и его друзья" (1869) находится в Русском музее в Петербурге. Где находится золоченая рама – невесть.

1. Благотворительная Россия. Т. 1, Ч. 1 – СПб.: Изд. кн. О.Ф. Имеретинской и П.И. Лыкошина, 1901. C. 213.

2. Там же. С. 214.

3. Там же. С. 219. Из проекта кн. А.Н. Голицына об образовании Императорского человеколюбивого общества, представленного Александру II в 1816 г.

4. Очерк деятельности Рекомендации Императорского человеколюбивого общества за сто лет. 1816-1916 гг. – Петроград: Гос. типография, 1916. С. 157-159.

5. Там же. С. 189-205.

6. Сравнение по "основам основ" – розничным стоимостям за пшеничную муку. В С.-Петербурге в 1904 г. 5 пудов пшеничной муки стоили 625 коп. См.: Рыкачев А. Цены на хлеб и на труд в С.-Петербурге за 58 лет. – СПб.: Тип. ред. этап. изд. М-ва фин., 1911. С. 6.

7. Очерк деятельности Совета Императорского человеколюбивого общества за сто лет. 1816-1916 гг. – Петроград: Гос. типография, 1916. С. 185-188.

8. Рубакин Н. Россия в цифрах. – СПб.: Изд-во "Вестника Познания", 1912. С. 54.

9. Там же. С. 207.

10. Левенстим А. Профессиональное нищенство. – ]СПб[: Тип. М. Стасюлевича, 1900. С. 1-2.

11. Благотворительная Россия. Т. 1, Ч. 1 – СПб.: Изд. кн. О.Ф. Имеретинской и П.И. Лыкошина, 1901. С. 225.

12. Ульянова Г.Н. Физические ресурсы российской благотворительности: недвижимая собственность… // Благотворительность в истории России. Новые документы и исследования. – СПб.: Нестор – История, 2008. С. 249-250.

13. Там же, С. 251.

14. Очерк деятельности Рекомендации Императорского человеколюбивого общества за сто лет. 1816-1916 гг. – Петроград: Гос. типография, 1916. С. 188.

15. Приют для выздоравливающих детей Альберта и Анны Беренштам. М.: Ар. Типо-Лит. Яковлевой, 1899. С. 4.

16. Медицинский отчет по приюту А. и А. Беренштам доктора И. Никольского за 1916 г. С. 13.

17. Президентская библиотека. Фонд "Императорское человеколюбивое общество". Оп. 2. Дело о пожертвовании И.Е. Репина.

1

Питомцы учреждений Императорского человеколюбивого общества у строящегося Народного дома императора Николая II. 1902 год.

2

Указ императора Александра I о создании Императорского человеколюбивого общества.

3, 4

Питомцы Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1890-х годов.

5

Портнихи швейной мастерской Императорского человеколюбивого общества. С.-Петербург. 1900-е годы.

6

Попечительский рекомендация Императорского человеколюбивого общества. 1900 год.

7

Квитанционный лист для сбора денежных пожертвований.

8

Жетон за пожертвования и помощь иного рода.

9

Реклама аптеки Императорского человеколюбивого общества. Уфа.

10-12

Санаторий для детей имени профессора. А.А. Боброва, отворённый в 1902 году, по-прежнему принимает маленьких пациентов…

Вам также может понравиться