Плыли за независимостью: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Новость опубликована: 16.09.2020

Плыли за независимостью: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Плыли за независимостью: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Роберт Вейр (Robert W. Weir). Отцы-пилигримы садятся на корабль. 1844 год 16 сентября 1620 года 102 английских колониста отплыли в Нордовую Америку на корабле «Мэйфлауэр». Эти глубоко религиозные люди не принимали англиканскую церковь и стремились добиться большей свободы исповедания. Преодолев Атлантику за два месяца, пилигримы подписали так называемое «Мэйфлауэрское соглашение», принципы которого легли в основу более запоздалых американских документов. Именно с путешествия «Мэйфлауэра» началась целенаправленная колонизация Северной Америки.

Плыли за независимостью: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США

Английским колонистам удалось закрепиться в Нордовой Америке только в начале XVII века. В 1606 году король Яков I даровал хартию Вирджинской компании. В нее взошли Лондонское и Плимутское отделения, занявшиеся освоением северо-восточного побережья Америки, включая доставку на континент английских колонистов. Бесчисленные иммигранты добирались до Нового Света семьями и даже целыми общинами за свой счет.

Предполагалось, что Плимутская компания будет править поселениями, которые располагаются в северной части континента, а южные территории вместе со всеми колониями отойдут в ведение Лондонской компании. В итоге плимутские агенты не чересчур преуспели в заселении далеких американских земель, но лондонская группа добилась видимых успехов, организовав колонию на южном побережье Чесапикского бухты.

В 1607 году на берегу реки Джеймс вырос городок с названием Джеймстаун.

На первых порах казалось, что затея осуждена на провал: прибывшие из Англии колонисты не обнаружили ни залежей драгоценных металлов, ни северо-западного прохода в Индию. Сидевшие в метрополии инвесторы чувствовали вполне понятное разочарование, поскольку не видели источников быстрого обогащения. Самим колонистам тоже приходилось несладко: перебои в продуктовом снабжении, враждебное окружение индейских племен, повторяющиеся вспышки малярии — все это естественным образом снижало боевой дух поселенцев.

С иной стороны, девственные леса, простиравшиеся более чем на 2000 км по всему Атлантическому побережью, изобиловали всем необходимым для строительства жилищ и кораблей, а состоятельная природа удовлетворяла потребности колонистов в продуктах питания. Все более частые заходы европейских кораблей в естественные заливы побережья обеспечивали их товарами, не производившимися в колониях.

Ради получения дохода колонисты наладили ввоз товаров в метрополию. В 1608-м в Англию отплыл первый корабль с грузом древесины и железной руды.

В 1610–1620 годах дела начали налаживаться: колонисты заметили для себя перспективную сельскохозяйственную культуру — табак, и с энтузиазмом принялись ее возделывать. Они отстояли свои права на землю в долголетней борьбе с индейцами и добились самоуправления посредством представительной ассамблеи. За несколько лет Джеймстаун превратился в процветающий город благодаря заложенным там в 1609 году пространным табачным плантациям, которые стали основным источником дохода жителей.

В условиях экономического подъема в сельском хозяйстве остро ощущался недостача в рабочей силе. Колонистам приходилось привлекать к работе наемных работников (сервентов) и даже использовать в небольших масштабах рабский труд. В 1619 году в Вирджинию пришёл голландский корабль с первыми черными африканцами, двадцать из которых были немедленно куплены колонистами в качестве слуг.

Негров превращали в пожизненных невольников, а в 1660-х статус раба в Вирджинии и Мэриленде стал наследственным.

«Не все поселенцы приезжали в Америку за золотом или другой выгодой, многие эмигрировали в розысках религиозной свободы, — отмечает американский историк Роберт Римини. — После протестантской Реформации и религиозных браней между представителями различных сект и вероисповеданий преследование по религиозным мотивам было в порядке вещей. В Англии монархи возглавляли англиканскую храм, которая противостояла римско-католической, хотя англиканство сохранило немало католических обрядов и ритуалов. Протестанты, считавшие, что церковь Англии бедствует в очищении от таких атрибутов, стали известны как пуритане. Еще более радикальные протестанты стремились вообще отделиться от англиканской храмы».

Ровно 400 лет назад произошло событие, вошедшее в историю Америки как начало целенаправленной колонизации континента англичанами. 16 сентября 1620 года в Новоиспеченный Свет на галеоне «Мэйфлауэр» из Плимута отплыли 102 пилигрима. Эти люди предпочли покинуть лоно англиканской церкви, будучи недовольными ее верующей иерархией, догмами и ритуалами, которые, на их взгляд, чересчур напоминали католические. Первоначально группа английских религиозных диссидентов, влёкшаяся к еще большей религиозной свободе, бежала в Голландию, власти которой проявляли веротерпимость. Пилигримам, однако, так и не удалось адаптироваться к здешнему образу жизни. Получив от Лондонской компании разрешение на поселение в Вирджинии, они покинули Голландию, отплыв в Новый Свет.

Двухмесячное плавание по Атлантическому океану вышло тяжелым. Из-за бурь и штормов корабль отклонился далеко на север. Два человека умерли в пути. Один ребенок родился на корабле и получил имя Океанус Хопкинс.

Изначально пилигримы планировали основать свою колонию в нордовой части Вирджинии, но их корабль сбился с курса и 21 ноября 1620 года причалил к берегу в 200 милях от намеченного пункта — у мыса Код на сберегаю Массачусетского залива. Здесь ими было основано поселение Плимут.

Очутившись вне зоны влияния Вирджинской компании, пилигримы разрешили выработать собственный кодекс жизни в Новом Свете.

Еще находясь на палубе, все совершеннолетние мужчины в количестве 41 человека, главы семейств, подмахнули документ, вошедший в историю как «Мэйфлауэрское соглашение». Переселенцы договорились «объединиться в гражданский политический организм для поддержания лучшего распорядка и безопасности» и поклялись «следовать и подчиняться сформированным законам, ордонансам, актам, установлениям и учреждениям, служащим всеобщему благу колонии». Эти принципы бывальщины развиты позднее в аналогичных соглашениях, достигнутых колонистами Коннектикута, Нью-Хэмпшира и Род-Айленда, и в более поздних документах американской истории. Документ пилигримов сделался со временем символом демократического самоуправления. После подписания губернатором избрали Джона Карвера.

Мэйфлауэрское соглашение стало первым из немало документов, декларировавших принципы, которые впоследствии были положены в основу правительства и политической системы жителей Нового Света. В дальнейшем у янки вошло в обычай использовать письменный документ как авторитетный источник при провозглашении принципов и процедур, которыми должны руководствоваться все члены общества.

Как пояснил политический лидер колонистов Уильям Брэдфорд, важность поддержания распорядка усугублялась «ужасной и пустынной дикостью, полной страшных зверей и нецивилизованных людей», в которой предстояло жить его подопечным. Была еще одна причина для объединения этих людей: они рассматривали себя как часть некоего божественного плана, направленного на очищение веры.

С 25 ноября небольшие группы пилигримов начали высаживаться на побережье и исследовать новую землю. Почти сразу же на них налетели индейцы. Благодаря огнестрельному оружию поселенцы вышли победителями из вооруженного столкновения.

В определенной мере им повезло: два коренных обитателя, Сканто из племени потаксет и Самосет из племени пемаквид, немного говорили по-английски и были дружелюбно настроены по отношению к европейцам. Индейцы научили пилигримов растить кукурузу и показали места для ловли рыбы и охоты. Колония выжила и процветала, а колонисты благодарили Бога за свою блаженную судьбу. В наши дни десятки миллионов жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

«Потеряв половину членов своей общины, но выжив на еще не изведанной ими земле в суровых условиях первой американской зимы и последовавшего за ней недорода, колонисты подали пример своим соотечественникам и другим европейцам, прибывающим в Новый Свет уже готовыми к ожидавшим их невзгодам. После 1630 года в Плимутской колонии возникло не немного дюжины небольших городков, в которых поселялись вновь прибывавшие английские пуритане. Иммиграционная волна 1630–1643 годов привезла в Новую Англию около 20 тыс. человек, еще не менее 45 тыс. избрали для своего местожительства колонии американского Юга или острова Центральной Америки», — резюмирует заведующий отделом Института США и Канады РАН Эдуард Иванян в «Истории США».

За первые 75 лет освоения Нордовой Америки появились 13 колоний.

Переселенцы занимали незаселенные территории или выменивали землю за бесценок у индейцев. Помимо британцев закрепиться здесь пытались голландцы, испанцы и французы. Нередко между ними происходили кровопролитные стычки. Но быстрое освоение северо-восточных земель и тем немало продвижение вглубь континента, за Аппалачские горы, затруднялось отсутствием дорог, непроходимыми лесами и горами, а также опасным соседством с враждебно относившимися к пришельцам индейскими племенами.

Ключ


Плыли за независимостью: как пилигримы с «Мэйфлауэра» создали США