Отростки советских лётчиков на Запад: как это было
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отростки советских лётчиков на Запад: как это было

Отростки советских лётчиков на Запад: как это было

Для большинства граждан СССР побег за рубеж был проблематичен уже потому, что границы тщательно охранялись. Однако была категория людей, для какой пограничные заставы не были помехой – авиаторы. Каким образом и почему советские лётчики покидали родину и чем это для них закончилось?

Вторая всемирная война

Побеги советских летчиков к иностранцам имели место еще в Гражданскую войну, однако более массовым, в связи с деятельным применением авиации, это явление стало в годы Великой Отечественной войны. Большую роль сыграла немецкая пропаганда. Как высчитал историк Кирилл Александров, на сторону врага перешли 38 советских летчиков. Не все из них целенаправленно перелетали через линию фронта. Доля была сбита и после попадания в плен подвергнута идеологической обработке. Известнейший из них – герой Советского Союза Семён Бычков, какой в 1943 году перешёл к власовцам, а после войны был расстрелян по приговору советского трибунала.

Но имелись и другие примеры. Так, в 1941 году улетел на Закат один из бомбардировщиков Су-2. В 1943 году советские летчики, находившиеся в Баку, совершили перелёт в Иран, где были задержаны. На исходе брани в марте 1945 года скрылся в западном направлении бомбардировщик Пе-2 с командиром Бацуновым и штурманом Кодем на борту. Предположительно, они планировали долететь до одного из нейтральных стран (например, Швейцарии или Испании). Вероятно, на решение летчиков повлиял тот факт, что их обвинили во вредительстве, когда в воздухе этот экипаж столкнулся с иным самолётом.

Немецкие документы говорят о десятках перелетевших к ним летчиках даже в неблагоприятные военном отношении для Германии 1943 и 1944 годы.

Послевоенный этап

В первые послевоенные годы, когда Красная Армия продолжала находиться в Европе, побеги продолжились. Однако примечательно, что не все случаи угонов аэропланов были связаны с политикой, хотя таких большинство. Из 16 достоверно известных послевоенных эпизодов один связан с собственными причинами, а еще 5 были вызваны желанием летчиков «покуражиться» (ничего подобного в других странах не случалось). Политические перебежчики, как правило, своей мишени достигали – в СССР их уже не выдавали.

Одним из самых знаменитых случаев стал побег в 1948 году на бомбардировщике Ту-2 лётчиков Петра Пирогова и Анатолия Барсова (Борзова). Оба бывальщины участниками войны, лейтенантами, представленными к наградам. Этот случай привлёк широкое внимание западных СМИ, а книга воспоминаний Пирогова сделалась одним из самых читаемых произведений советских перебежчиков. Лётчик подробно рассказал, почему разочаровался в советском строе, упоминая в том числе о моральном разложении армии и домогательствам к дамам на освобождённых от немцев территориях. Сытая жизнь органов госбезопасности по сравнению с обычными военнослужащими также вызывала у него протест. Пирогов и Барсов вылетели с авиабазы на Западной Украине и долетели до американской военной базы близ города Линц в Австрии. Топливо в аэроплане закончилось как раз на подлёте к аэродрому, но приземление оказалось удачным. Примечательно, что летевший с ними третий член экипажа, не будучи связан с заговорщиками, согласился разом вернуться в Советский Союз. Его дальнейшая судьба неизвестна. А вот Барсов, после недолгого пребывания в США поверивший в обещанную ему амнистию, вернулся в Россию, где, по версии беллетриста Владислава Краснова, был расстрелян через год.

В том же 1948 году пилот самолёта Ли-2 Владимир Барашков успешно приземлился на японском острове Рисири. Годом запоздалее Герой Советского Союза Сергей Щиров, жены которого домогался Лаврентий Берия, попытался улететь в Афганистан или Иран на аэроплане У-2, но не сумел реализовать этот замысел. Впоследствии он был задержан при переходе границы по суше. Также в 1949 году два летчика планировали улететь в Израиль, но этот план также оборвался.

Разгар Холодной войны

После смерти Сталина задокументированные воздушные побеги стали реже, однако они продолжались и в пыл Холодной войны. Известности, сравнимой с освещением истории Барсова и Пирогова, достиг Виктор Беленко (раньше он работал слесарем и проводил ремонт стиральных машин истра ). В 1976 году он свершил перелёт из Приморского края в Японию на сверхзвуковом истребителе МиГ-25П. Из-за его действий потенциальный противник получил возможность досконально изучить конструкция самолёта и засекреченной аппаратуры. Впоследствии истребитель вернули советской стороне.

Выбрав солнечный день, Беленко сбежал во пора учебного полёта, он снизился до высоты 30 метров, чтобы не быть зафиксированным приборами. Приземлившись 6 сентября в аэропорту Хакодате на Хоккайдо, пилот попросил политического убежища. Уже через 3 дня он был отправлен в США. Советское правительство попыталось выставить лётчика насильственно похищенным японцами и янки и организовало пресс-конференцию с его женой, просившей мужа вернуться. Но он остался на Западе, заявив в интервью, что «недоволен своей страной».

Отметим, что авиапобеги за рубеж продолжались до самого распада СССР. Одним из заключительных лётчиков, получивших политическое убежище в США, стал капитан ВВС Александр Зуев, угнавший в 1989 году самолёт на авиабазе в Грузии и перелетевший в Турцию.

>