Отчего в 1986 году погибла атомная советская подводная лодка К-219
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего в 1986 году погибла атомная советская подводная лодка К-219

Отчего в 1986 году погибла атомная советская подводная лодка К-219

3 октября 1986 года на советской подводной лодке К-219 произошел взрыв ракеты. Крах субмарины после трех дней борьбы до сих пор вызывает немало споров и предположений.

Состояние лодки

К моменту своего заключительного похода в октябре 1986 г. подводная лодка была далеко не новым кораблем. Субмарина вступила в строй в 1972 г. в 1975г прошла модернизацию, а в 1980 г. капитальный ремонт. На К-219 имел место ряд аварийных ситуаций с человеческими жертвами, связанных прежде итого с проблемой пуска ракет, а к моменту последнего выхода люк одной из ракетных шахт был полностью заварен.

Экипаж

В ходе подготовки очутившегося роковым похода на К-219 был в значительной мере заменен экипаж. Из 32 офицеров для 12 этот поход был первым на этой подводной лодке. Были заменены “в том числе старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых долей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков. Из 38 мичманов заменены 12, в том числе оба старшины команд ракетной БЧ-2.” Все это не могло не сказаться на спаянности команды и лишь увеличивало потенциальный риск случаев. Вскоре после выхода из базы Гаджиево была обнаружена течь в ракетной шахте № 6, однако командир БЧ-2 не лишь не доложил об этом командиру, опасаясь ответственности, но даже отключил аварийную сигнализацию, что в дальнейшем повлекло череду бед К-219.

Взрыв ракеты

3 октября при выполнении маневра ракетная шахта целиком разгерметизировалась и стала наполняться водой. Была предпринята попытка на небольшой глубине провести пуск ракеты и избежать вероятного взрыва. Однако, для этого не хватило нескольких минут. При взрыве погибли три человека, а на лодке стал распространяться пожар. Спустя несколько часов возникла нужда во избежании катастрофы заглушить атомный реактор. Матрос Сергей Преминин ценой своей жизни сумел предотвратить крушение, но погиб, не успев покинуть аварийный отсек. Посмертно он был награжден орденом Красной Звезды, а в 1997 г. отважному моряку было прикарманено звание Героя России.

Американский фактор

Существует предположение, что гибель К-219 не обошлось без действий ВМС США. Имеются предположения о том, что разворошив троса при попытке буксировки лодки произошел не случайно и даже о том, что решающую роль в потоплении К-219 сыграла американская подводная ладья. Естественно, что некоторые маневры американской субмарины “Августа” и авиации не шли на пользу спасательным мероприятиям, осуществлявшимися подошедшими к месту аварии советскими кораблями, а скорее наоборот создавали только дополнительное напряжение, но прямых подтвержденных фактов участия американцев в гибели советской подводной ладьи пока нет.

Гибель

6 октября в 11 ч. 03 мин. К-219 затонула на глубине около 5500 метров. Из 119 членов экипажа 4 человека погибли, а вящая часть команды получила различные по тяжести отравления. Спасенный экипаж был эвакуирован на Кубу, а затем в СССР. Официально винами гибели лодки были признаны: сокрытие аварийной ситуации, ошибки и слабая подготовка экипажа. Хотя, вероятно, это лишь доля причин, повлекших за собой катастрофу

Догадки и легенды

Высказывается мнение о том, что затопление лодки произошло в результате действий ее командира, он желал избежать возвращения экипажа на терпящий бедствие корабль и сохранить жизни людей. Подобные предположения, мнения и догадки весьма часто возникают вокруг событий, где установить точную причину произошедшего невозможно. Тогда недостаток информации восполняется преданиями, которые вразумительно и не очень пытаются дать объяснение ситуации, где 100 процентной истины никто уже не сможет установить. Это субъективный фактор, специфический для очень многих подобных явлений.

Вместо заключения

Досконально и точно установить причины гибели К-219 уже невозможно. Но, как правило, крах крупного корабля не связана с одной единственной причиной, будь то пожар, неисправность техники, конструктивные недостатки или ошибки в поступках экипажа. Отдельные моменты приводят к авариям, жертвам, но не гибели всего корабля. Катастрофы, подобные катастрофе К-219, возникают пуще в результате целого комплекса причин и стечения обстоятельств, где выделить один решающий роковой момент бывает крайне нелегко. Все это дает еду для размышлений, версий, споров и дискуссий.

>