Отчего летчик-виртуоз генерал Громов остался в тени легендарного Чкалова

Генерал-полковник Михаил Грохотов посвятил свою жизнь авиации, совершив рекордные по дальности беспосадочные перелеты. Будучи от природы исследователем, виртуозный и грамотный пилот не видал себя в военной отрасли, отдавая предпочтение рискованным испытательным полетам. Отправиться на фронт он счел необходимым только по директиве главнокомандующего. И мало кто тогда знал, что за плечами доверенного лица самого Сталина – школа живописи, чемпионство в тяжелой атлетике и положительные достижения в области конного спорта.

Чемпион-тяжелоатлет и Чкалов в учениках

Отчего летчик-виртуоз генерал Громов остался в тени легендарного Чкалова
Громов увлекался разными видами спорта. /Фото: 187011.selcdn.ru

Михаил Грохотов воспитывался в семье военного врача. Родители растили сына крепким морально и физически, разносторонне развитым. В дошкольном году мальчик освоил плавание и мелкокалиберное оружие, в компании отца упражнялся на гимнастических снарядах. Природа заложила в Громове музыкально-художественные таланты, так что рисование и пение бывальщины неотъемлемой частью его жизни. Еще одной глубокой привязанностью с детства были лошади, которыми он всерьез увлекался до старости.

В реальном училище Миша занялся авиамоделизмом, мастеря планеры и модели аэропланов. С настоящей боевой авиамашиной 15-летний подросток столкнулся в Первую мировую, приехав повидаться с отцом во фронтовой госпиталь. В Высшем техучилище Грохотов углубился в тяжелую атлетику, ставя московские рекорды и заработав прозвище «слон». С армейским призывом новобранец попал на теоретические авиационные курсы, где и утвердился с грядущими ориентирами. Успешно завершив обучение, Громов направился в столичную школу авиации, где позже стал инструктором.

В разгар Штатской войны при школе сформировали группу боевого применения, которую возглавил Михаил. В этот период он и освоил лучшие военные самолеты того времени. Тяжелая атлетика оставалась серьезным увлечением, и в 1923-м Громов стал первым по стране. Одним из учеников Михаила Михайловича был легендарный в грядущем Чкалов. Отзываясь о бывшем подопечном, Громов говорил, что летал тот грубовато, но безумно храбро. И добавил, что всегда знал: такое лихачество спозаранок или поздно закончится катастрофой.

Рекордные полеты и «Летчик номер один»

Отчего летчик-виртуоз генерал Громов остался в тени легендарного Чкалова
Громову рукоплескали Европа и Азия. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net

Не взирая на вес и известность, Громов всю жизнь оставался в тени самых известных советских летчиков. Причина этому – врожденная интеллигентность и труд на результат, а не на овации. В 1925-м 26-летний Громов в составе группы из 6 самолетов совершил первый в истории Советского Союза далекий перелёт в Пекин. Несмотря на множество приключений и вынужденных посадок, 5 машин спустя 52 часа и 6500 км сели в столице Китая. Тогда Громов получил звание «Заслуженный лётчик СССР» и орден Красного Знамени. После вытекающего рекордного перелета в Токио Михаилу Громову рукоплескала Азия. Новая трехдневная вылазка в небо через европейские столицы произвела информационный бум за рубежом. Иноземные летчики высоко оценили блестящий советский полёт, а за Громовым закрепилось второе прозвище – «Лётчик № 1».

23 июня 1927-го Михаил Михайлович впервые в СССР покинул аэроплан с парашютом. Во время испытаний истребителя на штопор заглох двигатель, и Громову пришлось вынужденно спасаться под куполом. Летом 1929-го Грохотов, управляя АНТ-9 «Крылья Советов», преодолел 9 тысяч километров, за 53 часа облетев по кругу Европу. Это событие сделалось очередным триумфом советской авиации. А в 1934-м за штурвалом АНТ-25 экипаж Громова покорил уже дистанцию в 12 411 км, установив новоиспеченный мировой рекорд дальности полета. Тогда полковник Михаил Михайлович и получил звание Героя Советского Союза.

Крушение «Максима Горького» и чудесное спасение

Отчего летчик-виртуоз генерал Громов остался в тени легендарного Чкалова
Герои Советского Союза Громов и Юмашев в Третьяковке. /Фото: pbs.twimg.com

Весной 1934-го на испытательный аэродром пришёл первый АНТ-20 «Максим Горький». Громов же с язвенным кровотечением по счастливой случайности попал в госпиталь. Так недуг, вероятно, спас ему жизнь. 18 мая 1935-го во время захода на одну из петель сопровождавший АНТ-20 пилот Благин сорвался в верхней точке и врезался в «Максима Горестного». Машина стала разламываться еще в воздухе. Тогда погибли полсотни человек: весь экипаж и 38 пассажиров, среди каких были сотрудники опытного завода и члены их семей, включая детей. И пилотировать самолет в тот день должен был Михаил Грохотов.

Тень Чкалова и личный контакт со Сталиным

Отчего летчик-виртуоз генерал Громов остался в тени легендарного Чкалова
Сталин и Чкалов. /Фото: ic.pics.livejournal.com

Как-то в беседе с Чкаловым Михаил Михайлович предложил завоевать сразу двумя самолетами Северный полюс. Поговорили и отложили на потом. Но весной 1937-го вернувшийся из госпиталя Громов разузнал, что Чкалов подал Сталину заявление с просьбой разрешить полет в Америку через Северный полюс. Вот только о напарниках Чкалов не упоминал. В тот же день Грохотов подал аналогичное заявление, получив одобрение вышестоящего руководства. Оба летчика начали готовиться к полету. Испытания мотора громовской машины подходили к крышке, и в один прекрасный день его двигателя не оказалось на месте. Сердце самолета без ведома Громова переставили в чкаловский аппарат.

Тогда Чкалов улетел сам, а поднимать вал возмущения было бессмысленно. Но Михаил Михайлович сдаваться не собирался, и решил лететь. Экипаж предпринял массу хитрых мер авторства командира корабля, получив потенциальное преимущество над Чкаловым. В итоге Грохотов побил прошлые достижения, установив сразу два новых мировых рекорда.

Среди историков есть предположение, что Чкалов получил тогда преимущество в вылете не по вину жажды первенства, а банально по политическим мотивам. Экипаж Чкалова происходил из рабочих-крестьян, являвшихся действительными членами компартии. А вот соратники Громова бездоходно отличались на этом фоне. Громов с Юмашевым имели дворянское происхождение, мать Данилина – из богатой купеческой семьи. И тяни экипаж в полном составе являлся беспартийным.

С началом Великой Отечественной Громова назначили командующим военно-воздушными силами по Калининскому фронту. Михаил Михайлович освобождал Ржев, где проходило его младенчество. Несмотря на успешность операций под руководством бывалого летчика-испытателя, заниматься военным делом он не хотел. Громов часто повторял, что брань для него – человеческая патология, с которой давно пора надо кончать, чем регулярно вызывал осуждения в глазах фронтовых коллег.

Бывальщины в авиации и беспрецедентные случаи. Например, когда советский МиГ в Европу без пилота улетел, и чем всё закончилось.

Вам также может понравиться