Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету

Идея сделать Индию, и не лишь ее, христианской, владела разумами и политиков, и тех, кто выбирал путь миссионерства, чтобы научить индусов жить и думать по Новому Завету. Этот процесс вбирал и вбирает до сих пор огромные ресурсы – и материальные, и человеческие. А результат – лишь немногим более двух процентов индийцев причисляют себя к христианской общине. Отдельный же наотрез отрекаются меняться и сейчас – как жители Андаманских островов, например, которые прибывших с благими намерениями могут запросто съесть.

«Шагайте, научите все народы»

С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новоиспеченным знанием с ближним, отдельный же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким манером количество своих последователей (отдельный, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, жажда обратить других в свою веру – явление давнишней и обычное.

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Христиан в Индии – около 2 процентов, большая часть среди них – протестанты. Ключ: asianews.it

Этим занимаются преимущественно представители всемирных религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой веры могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Как-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, вдали не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по числу «обращенных» – чем их больше, тем успешнее миссия.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Христианские аналоги старославянских праздников, или отчего церковь не смогла победить масленицу и Ивана Купалу.

Иной вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого существование основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с грядущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в посторонние края, верующий готов был идти со своей истиной до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и цивилизацию. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры устанавливали мишенью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришагавшим «в посторонний монастырь».

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Благодаря миссионерам в Индии появились школы для девочек. Источник: sutori.com

Фома Неверующий – первый миссионер в Индии

Первым, кто принес слово Христа на полуостров Индостан, почитается апостол Фома – тот самый, что был неверующим, пока не прикоснулся к ранам Избавителя после Воскресения. «Итак, идите, научите все народы» – гласило Великое задание Христа, и апостолу Фоме достались для исполнения задания именно эти дальние края. Церковь, основанная Святой Фомой в Индии, сейчас насчитывает возле двух миллионов последователей, на пункте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас) находится базилика, где покоятся мощи святого.

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Изображение апостола Фомы и собор, носящий его имя. Ключ: wikipedia.org

Начиная с XIV столетия миссионерством в Индии занимались монахи некоторых католических орденов – первыми были доминиканцы, за ними барыши францисканцы, капуцины, иезуиты. Два столетия спустя полуденная часть Индии была сферой влияния португальцев: те в обмен на свои услуги по защите берегов от арабских кораблей спрашивали переходить в католическую веру и крестили индийцев разом деревнями. Западному миру в те времена требовалось противостоять влиятельной Османской империи, потому вопрос экспансии христианства на восход был как никогда актуален.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чем рассказывал блогер-путешественник Средневековья, посетивший почти все края, существовавшие в его время.

А к XVIII столетию Индия была предметом интереса уже нескольких крупных европейских держав, и прежде итого – Англии, которая в христианизации народонаселения видела основное средство укрепления колониальной власти. Миссионерство того времени связано с именем Уильяма Кэри, баптистского проповедника и ученого, какой во пора работы в Индии перевел Библию на несколько языков, включая бенгальский и санскрит.

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Слева – Уильям Кэри, справа – дед беллетриста и нобелевского лауреата Германа Гессе, Герман Гундерт, миссионер в Индии. Ключ: wikipedia.org

Обращение индийцев в христианскую веру встречало серьезные затруднения: препятствовала тому и кастовая система общества, и большенное количество диалектов, и многовековые традиции и ритуалы здешних верований. Не на одну лишь Индию был направлен интерес миссионеров прошедшего: проповедовать новозаветные истины отправлялись и на другие континенты, вводя Африку и обе Америки, а в Азии работа проповедников христианства велась еще и в Китае.

Миссионерство в нынешнем мире

После Второй всемирный войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не удалилось в вчера, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж достоверно не немного сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Предполагалось, что проповедовать христианские ценности могут и новообращенные, однако специфика Индии такова, что многие из них не воспринимались ключом познания в силу классовых особенностей. Источник: encyclopedia.adventist.org

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то кушать размещённые между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают вящие сложности в социально-экономическом резоне, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами стройки больниц, с снадобьями, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против трудовых в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного вселенной миссионеры нередко без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои
Апогеем такого неприятия инородного вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

Отчего мессионеры не смогли научить индусов существовать по христианскому Новому Завету
Джон Аллен Чо, утерянный при исполнении своего миссионерского долга. Источник: Instagram

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезмерно воинственные и одновременно крайне ранимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к сберегаю прибывающие ладьи.
А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций нынешнего мира, и, скорее итого, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские мишени. В 2018 году на Нордовый Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был уложен автохтонами при попытке высадиться на остров и не смог донести до дикарей свет цивилизации.

>