Идея сделать Индию, и не лишь ее, христианской, владела разумами и политиков, и тех, кто выбирал путь миссионерства, чтобы научить индусов жить и думать по Новому Завету. Этот процесс вбирал и вбирает до сих пор огромные ресурсы – и материальные, и человеческие. А результат – лишь немногим более двух процентов индийцев причисляют себя к христианской общине. Отдельный же наотрез отрекаются меняться и сейчас – как жители Андаманских островов, например, которые прибывших с благими намерениями могут запросто съесть.
«Шагайте, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новоиспеченным знанием с ближним, отдельный же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким манером количество своих последователей (отдельный, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, жажда обратить других в свою веру – явление давнишней и обычное.
Христиан в Индии – около 2 процентов, большая часть среди них – протестанты. Ключ: asianews.it
Этим занимаются преимущественно представители всемирных религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой веры могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Как-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, вдали не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по числу «обращенных» – чем их больше, тем успешнее миссия.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Христианские аналоги старославянских праздников, или отчего церковь не смогла победить масленицу и Ивана Купалу.
Иной вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого существование основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с грядущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в посторонние края, верующий готов был идти со своей истиной до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и цивилизацию. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры устанавливали мишенью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришагавшим «в посторонний монастырь».
Благодаря миссионерам в Индии появились школы для девочек. Источник: sutori.com
Фома Неверующий – первый миссионер в Индии
Первым, кто принес слово Христа на полуостров Индостан, почитается апостол Фома – тот самый, что был неверующим, пока не прикоснулся к ранам Избавителя после Воскресения. «Итак, идите, научите все народы» – гласило Великое задание Христа, и апостолу Фоме достались для исполнения задания именно эти дальние края. Церковь, основанная Святой Фомой в Индии, сейчас насчитывает возле двух миллионов последователей, на пункте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас) находится базилика, где покоятся мощи святого.
Изображение апостола Фомы и собор, носящий его имя. Ключ: wikipedia.org
Начиная с XIV столетия миссионерством в Индии занимались монахи некоторых католических орденов – первыми были доминиканцы, за ними барыши францисканцы, капуцины, иезуиты. Два столетия спустя полуденная часть Индии была сферой влияния португальцев: те в обмен на свои услуги по защите берегов от арабских кораблей спрашивали переходить в католическую веру и крестили индийцев разом деревнями. Западному миру в те времена требовалось противостоять влиятельной Османской империи, потому вопрос экспансии христианства на восход был как никогда актуален.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чем рассказывал блогер-путешественник Средневековья, посетивший почти все края, существовавшие в его время.
А к XVIII столетию Индия была предметом интереса уже нескольких крупных европейских держав, и прежде итого – Англии, которая в христианизации народонаселения видела основное средство укрепления колониальной власти. Миссионерство того времени связано с именем Уильяма Кэри, баптистского проповедника и ученого, какой во пора работы в Индии перевел Библию на несколько языков, включая бенгальский и санскрит.
Слева – Уильям Кэри, справа – дед беллетриста и нобелевского лауреата Германа Гессе, Герман Гундерт, миссионер в Индии. Ключ: wikipedia.org
Обращение индийцев в христианскую веру встречало серьезные затруднения: препятствовала тому и кастовая система общества, и большенное количество диалектов, и многовековые традиции и ритуалы здешних верований. Не на одну лишь Индию был направлен интерес миссионеров прошедшего: проповедовать новозаветные истины отправлялись и на другие континенты, вводя Африку и обе Америки, а в Азии работа проповедников христианства велась еще и в Китае.
Миссионерство в нынешнем мире
После Второй всемирный войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не удалилось в вчера, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж достоверно не немного сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.
Предполагалось, что проповедовать христианские ценности могут и новообращенные, однако специфика Индии такова, что многие из них не воспринимались ключом познания в силу классовых особенностей. Источник: encyclopedia.adventist.org
Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то кушать размещённые между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают вящие сложности в социально-экономическом резоне, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами стройки больниц, с снадобьями, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.
А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против трудовых в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного вселенной миссионеры нередко без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои
Апогеем такого неприятия инородного вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.
Джон Аллен Чо, утерянный при исполнении своего миссионерского долга. Источник: Instagram
С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезмерно воинственные и одновременно крайне ранимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к сберегаю прибывающие ладьи.
А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций нынешнего мира, и, скорее итого, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские мишени. В 2018 году на Нордовый Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был уложен автохтонами при попытке высадиться на остров и не смог донести до дикарей свет цивилизации.