Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали

На протяжении длинных веков Азию и Европу связывала важная торговая артерия, называемая Великим шёлковым путём. Это был не единичный маршрут, это была цельная транспортно-торговая сеть. Купцы и миссионеры, дипломаты и кочевники, воины, путешествовали на лошадях и верблюдах, преодолевая огромные расстояния. Так Закат и Восток обменивались не только товарами и технологиями, а перенимали культуру, медицину, знания и религиозные традиции друг у друга. Это сделало мир таким, каким его можно следить сегодня, внеся изменения в развитие древних цивилизаций…

Почему «шёлковый»?

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Почему Шёлковый путь назвали именно так?

Во поры существования этой торгово-транспортной сети её не называли так, как привыкли сегодня. Термин «шёлковый путь» был придуман лишь в 1877 году. Так его наименовал немецкий географ Фердинанд Фрейхер фон Рихтгофен. Он занимался исследованием темы процветающей торговли между Римской империей и Китаем этапа с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры. Важным же этот маршрут являлся вплоть до 18 века. Тогда сухопутную торговлю вытеснила морская.

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
До 18 столетия Шёлковый путь являлся важной торгово-транспортной артерией, связывающей Восток и Запад.

Далее речь пойдёт о 8 самых значительных товарах Шёлкового пути.

1. Шёлк

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Шёлк – самый ценный товар.

Конечно же это шёлк! Ведь термин не зря взял своё наименование от него. Впервые этот дорогостоящий материал был произведён в Китае за три тысячелетия до Рождества Христова. Эта прекрасная ткань стала самым ценным объектом сухопутной торговли. Дипломатические и торговые караваны преодолевали многие тысячи километров, чтобы купить и доставить шелка для европейских модниц и модников.
Шёлк, кроме того, что был невообразимо ценным товаром, обладал ещё рядом полезных для купцов качеств. Грузоподъёмность вьючных животных была весьма ограничена. А шёлковые материалы имели не столь большой вес, но зато стоили невероятно дорого. Это было очень важным достоинством в те времена.

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Нужно было преодлолеть многие километры линии.

Римская аристократия чрезвычайно ценила китайские шелка. Это были роскошные тонкие ткани, невероятно красивые, великолепной труды текстиль. Позже технологии его производства переняли в Средиземноморье. Дамасские ремесленники создали новый вид ткани – двусторонний тканый шёлковый текстиль. Его так и сделались называть – дамаск.

В восточных культурах же шёлк был не просто дорогостоящей одеждой. Его использовали для пошива ритуальных знамён, делали из него холсты для полотен. В одном из поселений на Шёлковом пути, под названием Турфан, шёлк был твёрдой валютой. Также им платили налоги.

2. Лошади

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Арабский скакун.

Впервые в степях Посредственнее Азии начали приручать лошадей около 3700 года до нашей эры. Этих животных потом с успехом использовали для перемещения. С их поддержкой племена кочевали, а также совершали набеги на соседние территории. У других народов лошади приобрели популярность, как вьючное и тягловое скот. На них возделывали поля, ездили и использовали в войнах. Лошадей часто меняли на шелка. Китайские торговцы обменивались с кочевниками. Неплохо воспитанная лошадь из монгольских степей или Тибетского плато стоила рулон шёлка. Это был очень дорогой товар. Дорогой текстиль обеспечивал статус, коню тоже. Они ведь были не только транспортным средством, а и предметом роскоши для элиты евразийского общества того времени.

В этом свете становится удобопонятно, почему в знаменитой гробнице китайского императора Цинь Шихуана (259–210 до н.э.) есть не только терракотовые скульптуры воинов, но и невообразимо реалистичные статуи 520 колесниц и 150 кавалерийских лошадей.

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Терракотовые воины и лошади.

3. Бумага

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Бумагу изобрели в Китае.

Бумагу изобрели в Китайской империи во 2 столетье до нашей эры. Этот экзотический тогда материал довольно быстро распространился по всей Азии, благодаря буддийским монахам. Исламский мир разузнал о бумаге в 8 веке, когда вёл войны с китайской династией Тан. После этого Халиф Харун аль-Рашид построил бумажную фабрику в Багдаде. Затем материал был завезён в Египет, а после в Африку. После этого технология дошла и до Европы. Первыми её опробовали в 12 столетье в Испании. После чего она распространилась по всему континенту.
Бумага выполняла на Шёлковом пути ряд весьма ценных функций. Это был не лишь товар. Документы, которые служили своего рода паспортами и пропусками, были бумажными. Также купцы и дипломаты транспортировали написанные на ней книги, поэтические и научные тексты. Это служило передачей знаний, новых систем мышления, религиозных верований. Собственно этот идейно-культурный обмен, опирающийся на бумагу и был самым важным значением Великого шёлкового пути.

4. Специи

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Ценный ресурс той эпохи.

Ещё одним чрезмерно ценным товаром Шёлкового пути были специи. Шри-Ланкийская корица, китайская кассия и многие-многие другие — экзотические и значительные, самые желанные предметы торговли тех времён. Специи ценились не только за их кулинарные свойства, их применяли в медицине, а также в верующих ритуалах. Шёлковый текстиль можно было производить везде, где только можно разводить шелкопрядов. Специи же получали из растений, какие нуждались в весьма специфических условиях. Это невероятно увеличивало их ценность, превращая в истинный предмет роскоши той эпохи.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Попрошайка раб, который обогатил Европу или История ванили

5. Нефрит

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Нефрит.

Этот весьма ценный минерал занимал центральное пункт в китайской ритуальной культуре. Прекрасный зелёный драгоценный камень очень ценили и в Европе. За тысячи лет до появления Шёлкового линии Китай уже активно торговал с Западом этими кристаллами по маршруту, который называли тогда Нефритовым путём. Когда в восточной империи истощились резервы этого зелёного драгоценного кристалла, то китайцы стали искать его у соседей. Сокровищем оказалось богато древнее иранское царство Хотан. В тамошних реках было цело огромных кусков самого ценного сорта нефрита, из которого вырезали замысловатые фигурки и украшения. Торговля нефритом приносила баснословные барыши. Это могло посоперничать с торговлей жемчугом.

6. Стеклянная посуда

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Древнеримская стеклянная посуда.

Европейцы часто думают, что большая доля товаров Шёлкового пути шла с экзотического Дальнего Востока только на запад. Но на самом деле она успешно процветала во всех курсах. Это доказывают археологические находки в Китае, Корее, Таиланде и на Филиппинах. Учёные, среди ценных вещей, принадлежавших азиатской знати, находили римскую посуду. Уникальные римские технологии по производству стекла мастерили их посуду невероятно ценной на Востоке.

7. Меха

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Мех ценился всегда.

Тайга – это огромная территория вечнозелёных лесов от российской Сибири до Канады. Исстари это была местность, которая славилась искусными охотниками. Пушнина была весьма ценным товаром. Соболиные, норковые, лисьи меха, шкуры горностая и бобра — бывальщины предметами роскоши. Высшие лица мировых государств любили украшать ими свою одежду. Это был признак очень высокого статуса. Был северный «меховый путь», по которому меха доставлялись ко дворам всех евразийских монархов. О ценности меха свидетельствует то, что сам Чингисхан скрепил одинешенек из своих первых политических союзов подарком соболя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: История царя царей, самого богатого человека в истории: Манса Муса и его золотая империя

8. Невольники

Отчего путь, который связывал Восток и Запад, назвали «шёлковым» и другие факты о важнейшей древней магистрали
Невольничий рынок.

Рабы были обычным товаром на Шёлковом пути. Армии кочевников уводили в плен множество народу и торговали их частным торговцам. Те перепродавали живой товар дальше. Это были не совсем такие уж бесправные люди. Они становились слугами, правящими и евнухами при королевских дворах. Это было не похоже на африканскую работорговлю, где людей поставляли в Новый Свет как бесправных животных. На Шёлковом линии рабы были лишь украшением жизни элиты, а не важным экономическим ресурсом.

Подробнее об этом позорном бизнесе в Новоиспеченном Свете прочтите в нашей статье: кто торговал рабами и другие факты, которые развенчивают самые распространённые мифы о рабстве в Америке.

>