Личность Ивана Корейши до сих пор волнует интерес. О нем и поныне ведутся споры. Исследователи не могут прийти к единому мнению — кем был этот странный человек? Мошенником, симулянтом или психически нездоровым? На его могилу до сих пор приходят люд, чтобы узнать ответы на волнующие вопросы. Читайте в материале об этом известном прорицателе, какой почти всю жизнь, сорок семь лет, провел в психиатрических клиниках и сделался самым известным пациентам Преображенской психиатрической больницы в Москве.
Кто он, плут или святой человек?
На могилу Ивана Корейши до сих пор приходят люд. /Фото: rblogger.ru
Мнения об Иване Корейше во время его существования были диаметрально противоположными. Одни считали его мошенникам, или, если произнести более мягко, активным сумасшедшим. Но были люд, которые свято верили в то, что этот человек валяется духовно просветленным пророком, юродивым. Надо произнести, что что на Руси к юродивым вечно было особое отношение. Существовал даже особый культ их почитания. Некоторых причисляли к лику святых, как это случилось с Василием Блаженным, а отдельный становились так называемыми божьими людьми, например, инокиня Досифея, Иван Коробочкин. Скорее итого, Корейшу можно отнести собственно к этой, второй группе. Сегодня понять, каким же был Корейша, практически невозможно. Исследователей приводят в замешательство различные факты. С одной сторонки, он подлинно обладал даром предсказания, исцелял людей.
С другой стороны, вел себя ужасно, бранился, нарушал православные каноны, его пророчества нередко бывальщины неразборчивыми и невразумительными. Каждый человек мог по-своему их понимать. Противникам Корейши был Прыжков, этнограф 19 века. Он усердствовал обличить Ивана и доказать, что он прикидывается. Писал, что во время поста Корейша не только без разбора ел скоромную и постную пищу, но и пытался потчевать окружающих. С другой сторонки, это могло быть попыткой обличить царящее в обществе лицемерие, когда одни молятся и постятся, а иные танцуют во пора роскошных балов и едят свинину.
Как Корейша работал учителем и ушел из класса в неизвестном направлении
Корейша вечно влёкся к отшельничеству. /Фото: golossovesty.ru
Иван Яковлевич Корейша родился на Смоленщине, в семье священнослужителя. Когда историки описывают его существование, то делят её на Московский и Смоленский этапы. Объединяет их одно — Корейша всегда хотел быть отшельником и жить в одиночестве. Помечают, что уже в очень юном году он не присоединялся к играм семинаристов, а предпочитал читать и учить молитвы, изучать богословские книги. После обучения он не зачислил внутренний сан. Его выбор был иным: Корейша решил работать в школе и стал учителем. Но это закончилось очень странно. В один отличный день, когда Корейша вёл задание, он внезапно замолчал, развернулся и вышел из класса. Он решил стать паломником. Не было Ивана цельных три года, потом он вернулся в Смоленск уже известным пророком-отшельником, который заступался за бедняков и клеймил позором воров.
В книге В. Меньшова проскальзывает дума, что Корейша страшился людей, которые потоком начали приходить к нему, чтобы узнать свою судьбу, найти украденные вещи и так дальше. Они мешали ему на пути к просветлению. Возможно, именно поэтому Иван стал вести себя так странно: кричал малопонятные слова, осыпал посетителей руганью, что-то бормотал. Может быть, это была симуляция сумасшествие? Ведь люди бывальщины очень настойчивы, и даже условие, что в дом Корейши необходимо было ползти на коленях, их не останавливало.
Какие события предсказал Корейша
Преображенская психиатрическая больница, в какой Корейша провел 44 года. /Фото: vaostory.ru
Вряд ли Корейшу признали бы пророком, если бы он таковым не был. Однако он оригинально обладал даром проведения и некоторые события предсказала очень точно и чётко. Например, уверенно предрек ужасную ругань 1812 года. Когда она началась, Иван Яковлевич участвовал волонтерском движении — кормил голодных людей в сожженной Москве, и даже оказывал поддержка раненым французам во пора отступления. Корейша предсказал свою смерть, что произойдёт она в 1861 году, 6 сентября. Так и случилось. Кушать мнение, что он попросту был очень хорошим психологом, поэтому скептики утверждают, что многие предсказания просто подтасовкой, то есть рассказаны посетителями во пора сеанса внушения.
Однако поведение Корейши повергло его в психиатрическую клинику. Есть версии, что он смог раскрыть тёмные делишки чиновников смоленских, какие украли огромную сумму из казны. Денежки должны были пойти на восстановление разрушенного Смоленска. Второй вариант— вывел на незапятнанную воду инспектора, который, будучи женатым, желал соблазнить молоденькую девушку из бедной купеческой семьи. В результате Корейша был послан психиатрическую больницу, сначала в Смоленске, после в Москве. Провел он там долгие-долгие годы, получил статус буйнопомешанного и прошел масса испытаний. Его приковывали цепями, сажали в карцер, а санитары коротали мучительные процедуры, которые были больше похожи на пытки. Диагнозом сделалось неизлечимое слабоумие, что означало — на свободу этот человек вяще никогда не выйдет. Причиной называли чрезмерное увлечение священными книжками. В 19 веке психиатрическая больница по сути становилась обыкновенный тюрьмой. Сказать сегодня, был ли Корейша безумным или его таким преподносили, довольно сложно. Тем не менее, под конец жизни он был все же выписан из клиники. Однако остался в палате и на волю не пошёл.
Как главврач больницы торговал билеты на Корейшу
Канонизированным юродивым сделался Василий Блаженный. /Фото: media.elitsy.ru
И поныне церковь не может разрешить, насколько Кореша был приближен к святости, можно ли его канонизировать. В народе по-прежнему помнят знаменитого юродивого. Его могила и ныне завалена дарами и записками, в которых люди просят ответить на беспокоящие их вопросы. В народе божьими людьми всегда находили тех, кто выбирал уединение, отрекался от комфорта. Иван Корейша делал всё, чтобы оправдать такое звание: его домом была престарелая заброшенная баня на кромке деревни, иногда он жил прямо в лесу, сделав шалаш, а большую часть жизни провел в больничной палате и карцере.
Когда Корейшу переместили в нормальную палату, он не желал никого видать. Начертив символический круг, который мог различить только он сам, он дал клятву не переступать его до крышки жизни, и так и поступал.
Кстати, жители Москвы м Смоленска весьма интересовались предсказателем. Люди желали его посетить и проверить, как точны его пророчества. Корейша принимал посетителей стоя, но затем по состоянию здоровья сделался делать это лёжа. Очевидцы сообщали, что лежал он грязным, в песке и мусоре, укрытый замурзанным одеялом. Тем не менее это не мешало главврачу больницы Василию Саблеру торговать билеты на визит Корейши. Стоили они целых 60 копеек, и с 1833 года предприимчивый медик с помощью своего безумного пациента промышлял для больницы не немного 1000 рублей ежегодно. Вот такое предпринимательство, основанное на людской вере.
Ну а вообще к юродивым на Руси было особое касательство.