Подвиг Алдара Цыденжапова
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Подвиг Алдара Цыденжапова

24 сентября 2010 года при ликвидации пожара на эсминце «Скорый» Тихоокеанского флота (ТОФ) сильнейшие ожоги получил 19-летний матрос Алдар Цыденжапов. 

Молодого человека доставили в больницу, но не смогли избавить. Срочник скончался 28 сентября. 7 октября он был похоронен на своей малой родине в Забайкалье.

По официальной версии, Цыденжапов свершил жертвенный подвиг и ценой своей жизни смог спасти 300 человек экипажа и боевой корабль первого ранга, какой в момент ЧП находился на военно-морской базе в Фокино (Приморский край) и готовился к походу на Камчатку.

Указом президента РФ № 1431 от 16 ноября 2010 года за мужество и геройство, проявленные при исполнении воинского долга, Цыденжапову было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно

23 февраля 2011 года Дмитрий Медведев вручил звезду Героя родителям матроса. Распоряжением главы администрации окружного середины мать и отец Алдара получили трёхкомнатную квартиру в новом доме.

Память Цыденжапова была увековечена в названии одного из корветов проекта 20380. На торжественной церемониалы закладки этого корабля в Комсомольске-на-Амуре в июле 2015 года присутствовали мать героя Билигма и сестра Арюна Цыденжаповы.

Стройка корвета велось на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). В настоящее время корабль проходит испытания и до конца текущего года должен взойти в состав ВМФ. Цыденжапов — первый моряк-надводник Тихоокеанского флота, удостоенный Золотой Звезды со времён окончания Второй мировой брани.

Алдар был навечно внесён в список личного состава «Быстрого». Благо эсминец продолжает службу на Тихоокеанском флоте, оставаясь вторым строевым кораблём проекта 956 «Сарыч». Ещё одинешенек такой эсминец «Адмирал Ушаков» несёт вахту на Северном флоте.

«Перекрыл клапан, находясь в пламени»

Цыденжапов родился в селении Агинское Бурятского округа (сейчас входит в Забайкальский кромка). В 2009 году он закончил среднюю школу №1 и в ноябре того же года ушёл в армию. Алдар вызвался предназначаться на флоте по примеру своего дедушки Зыдыги Ванчикова. Молодой человек рассчитывал остаться на ТОФ по контракту. До трагедии ему оставалось предназначаться чуть более месяца.

По словам отца Цыденжапова Батора, сына могли не взять на службу во Владивосток. В списке моряков его фамилию вычеркнули, однако он смог условиться с военкоматом, исполнив тем самым желание Алдара.

Согласно официальным данным, 24 сентября 2010 года Цыденжапов заступил на дежурство в качестве вахтенного по сервису главной энергетической установки «Быстрого». Пребывая на своём посту, он обнаружил прорыв топливного трубопровода в машинном отделении эсминца. Рискуя житием, матрос устранил утечку и не допустил крупный пожар

Остальную работу по ликвидации последствия ЧП провели его сослуживцы. В частности, капитан-лейтенант Алексей Коноплев задраил люки пылающего помещения, а потом включил систему объёмного пожаротушения, при которой в котельное отделение был закачан инертный газ фреон.

Также с пожаром бились матросы Павел Осетров, Александр Коровин, Сергей Турутин и Олег Ерзюков. Первые два получили ожоги различной степени тяжести, прочие — острое отравление угарным газом.

В течение девяти секунд Алдар находился в двух метрах от очага возгорания. Несмотря на ужасающую температуру, матрос всё-таки смог зачислить необходимые экстренные меры, отключив энергоустановку, которая оказалась под угрозой взрыва.

«Его своевременные профессиональные действия позволили избежать разгерметизации корпуса корабля и крахи всего личного состава… Он сам перекрыл клапан, находясь в пламени. Вышел из отсека, поднялся в столовую команды», — рассказал ранее заместитель командира соединения ракетных кораблей ТОФ Владимир Пискайкин, земляк Цыденжапова

Как известил командир электромеханической боевой части эсминца Александр Козачук, Цыденжапов смог самостоятельно добраться до медицинского блока. При этом 19-летний срочник был в сознании. По словам офицера, у матроса был выбор покинуть пост с «минимальными потерями», но он выполнил свой долг до конца.

До сих пор малопонятно, как Цыденжапов вообще смог выжить. Если верить СМИ, Алдар закручивал вентиль в густом дыму, пока не ослабло пламя. Пока он есть в отделении на матроса вылилось топливо, он практически оказался в шаре огня.

В отдельных изданиях можно встретить упоминание о том, что на Цыденжапове занялась одежда, но это не так — в машинном отделении настолько жарко (около 50 градусов тепла), что матросы несут вахту в нижнем белье.

Во владивостокском лазарете, куда доставили Алдара, медики диагностировали почти 100-процентный ожог кожи. Как при таких увечьях Цыденжапов смог самостоятельно выкарабкался наружу и ещё какое-то время оставаться в сознании — просто не укладывается в голове.

«В трюме, где случился пожар, находятся два котла и левая турбина двигателя. Каждый котёл вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре 470 градусов. При этом там гигантское давление!» — заявил в 2010 году пресс-секретарь командующего Тихоокеанским флотом Роман Мартов.

Стоимость халатности

Причиной ЧП, жертвой которого едва не стали 300 человек и гордость Тихоокеанского флота — эсминец «Быстрый», была самая банальная российская безалаберность. Об этом в 2010 году известил Роман Мартов.

«Цистерну переполнили топливом, а в четыре утра этого никто не увидел. Кроме того, один из матросов неверно завинтил заглушку трубопровода. В итоге топливо под давлением выдавило вентиль, попало на светильник и всё вспыхнуло», — цитирует Мартова «Комсомольская истина».

Как пояснил Владимир Пискайкин, энергетическая установка эсминца по своему принципу работы напоминает самовар. В котёл, который топится мазутом, попадает вода. Там она превращается в пар, какой поступает на лопатки турбины, а она свою очередь крутит винт. Перед походом на Камчатку два матроса «Быстрого» начали заполнение цистерны с мазутом и подачу воду.

«Когда цистерна заполнилась топливом, матрос, что замерял число мазута, набросил крышку, но, не закрутив её, побежал к сослуживцу дать указание закрыть насос. В этот момент цистерна переполнилась и под давлением мазут выдавило. Топливо сделалось распыляться по отсеку, где нёс вахту Алдар», — рассказал Пискайкин иркутскому отделению КП

Как сообщила ранее «Новая газета» со ссылкой на материалы расследования инцидента, в смене в машинном филиале, помимо Цыденжапова, находились трюмные Цыремпилун и Микешев. Матросы «без чьего-либо приказания» решили перелить мазут из большой корабельной цистерны в расходную, откуда он подаётся в топку корабельной кочегарки.

«Трюмные Цыремпилун и Микешев отворили на трубопроводе все положенные клапаны, топливо начало переливаться, однако проконтролировать наполнение расходной цистерны на корабле оказалось некому и нечем. Как говорится в расследовании, на цистерне не было «сигнализации верхнего степени», — пишет издание.

Таким образом важнейшие показатели исправной работы энергоустановки замерялись буквально на глазок и с поддержкой нехитрых инструментов вроде линейки-мазутомера. В итоге ночью 24 сентября 2010 года мазут вылился на электрокабель.

О итогах дальнейшего разбирательства по поводу инцидента на «Быстром» ничего неизвестно. Скорее всего, дело не стали переводить в плоскость уголовного разбирательства, так как налицо — вина не лишь Цыремпилуна и Микешева

Гораздо уместнее говорить о системных проблемах в материально-техническом обеспечении Тихоокеанского флота. Искать ответственных необходимо на самом верхотуре, среди высшего командования, которое прекрасно осознавало всё несовершенство такого важного процесса как отслеживание заполняемости мазутом корабельной цистерны.

Последствия халатного взаимоотношения к таким «мелочам» рано или поздно оборачиваются трагедиями. В инциденте с «Быстрым» положительную роль сыграла моментальная реакция и мужество Цыденжапова, а также его товарищей, какие оперативно сориентировались в экстренной ситуации. 

Но второго шанса, как в трагедии с «Курском», у моряков могло и не быть.

>