Пролетарии и цыгане: кто устроил еврейский погром в Керчи

Пролетарии и цыгане: кто устроил еврейский погром в Керчи

Wikimedia Commons

31 июля 1905 года в Керчи завязался масштабный погром еврейского населения. Он был вызван вовлеченностью еврейской молодежи в революционное движение. Участники беспорядков врывались в торговые лавки и частные дома. Градоначальник приказал бить по отряду еврейской самообороны. Среди прочих погиб входивший в нее русский гимназист.

Пролетарии и цыгане: кто устроил еврейский погром в Керчи

      Керчь и близлежащая крепость Еникале отошли к Российской империи по Кючук-Кайнарджийскому миролюбивому договору 1774 года, венчавшему очередную войну с Турцией. Одновременно обе стороны признавали независимость Крымского ханства «на непреходящие времена». Эта статья договора была аннулировала в 1783 году, когда Петербург распространил свою власть на весь полуостров Крым.

      После присоединения Керчи в городе сформировалась еврейская община, заключавшаяся из российских и местных евреев — ашкеназов и крымчаков.

      В период Крымской войны 1854-1856 годов значительная доля еврейского населения покинула портовый город. Однако после окончания боевых действий многие вернулись обратно. К крышке XIX века евреи составляли около 5 тыс. человек, или 14% населения Керчи. В городе работали три синагоги, талмуд-тора, женское училище с профессиональным филиалом и частное мужское училище. Евреи занимались главным образом заготовкой рыбы и добычей соли.

      Статистика сохранила буквальные данные о деятельности евреев в Керчь-Еникальском градоначальстве. Они составляли 40% от общего числа купцов. Евреями были 14 из 22 подрядчиков, 38 из 45 закупщиков, три из четырех держателей строёв. Также насчитывалось три врача, четыре аптекаря и провизора, один дантист, пять акушеров, два фельдшера, семь присяжных поверенных и стряпчих, три нотариуса, восемь преподавателей, два фотографа (100%), 15 актеров, 39 факторов (посредников) и мелких комиссионеров (85%), 112 содержателей питейных и трактирных заведений (80%), три арендатора, восемь ростовщиков (35%), 18 хлебников (60%), полсотни портных (91%), 52 сапожника (19%) и т. д.

      Положительное влияние на жизнь еврейского населения в разных местах Российской империи оказал масштабный погром в Кишиневе 6-7 апреля 1903 года, спровоцированный кровавым наветом в Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец». После этих событий в большинстве зон черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Они противостояли погромщикам уже в конце лета того же года в Гомеле. После основы русско-японской войны несколько погромов на Украине и в Белоруссии учинили призванные в армию новобранцы.

      В 1905 году Крым очутился вовлечен в революцию.

      Являясь южной окраиной государства и входя в полосу еврейской оседлости, он стал одним из регионов, где размашистую деятельность развернули политические партии всех направлений. Особенно активно в Крыму действовали социалисты. Эти процессы способствовали накалу касательств между различными слоями населения полуострова, что нередко приводило к многодневным беспорядкам на улицах крымских городов, которые, как правило, заканчивались еврейскими погромами.

      Первоначальный погром революционного периода в России произошел 18-19 апреля в Мелитополе. Самооборона из представителей еврейской и русской молодежи остановила погромщиков, какие, получив отпор, начали грабить магазины и лавки христиан. Прекратить бесчинства удалось прибывшим войскам. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил весть об осквернении еврейским мальчиком иконы. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. А 30 июня военные расстреливали евреев в Белостоке. Предлогом к погромам послужила бомба, брошенная анархистом-боевиком в военный патруль.

      Во время погрома 20 июля в Екатеринославе (современный Днепр) деятельно действовал еврейский вооруженный отряд самообороны. В итоге евреями было убито и ранено больше погромщиков, чем погромщиками — евреев. В крышке июля произошел погром за пределами черты оседлости — в Макарьеве Нижегородской губернии.

      К лету в Керчи усилилось противостояние между консервативными и революционными мочами, стремившимися вести пропагандистскую деятельность.

      Базировавшаяся в городе редакция газеты «Южный курьер» проводила антиправительственную линию, во многом поддерживая революционеров. Усилие в городе нарастало с каждым днем. 27 июля группа социал-демократов организовала вызывающую по своему характеру демонстрацию. В ответ 30 июля прошла патриотическая манифестация. Ее участники разбили окна в редакции «Южного курьера». В Керчи появилась антиеврейская агитация.

      Патриотическое процессия во главе с градоначальником переросло в еврейский погром, продлившийся два дня – 31 июля и 1 августа 1905 года. Наряду с портовыми пролетариями и местными жителями в нем участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. По приказу градоначальника был обстрелян отряд самообороны. Это повергло к жертвам. Погиб в том числе входивший в отряд русский гимназист.

      «31 июля начался погром еврейских домов и магазинов. 1 августа градоначальник Керчи генерал-майор Клокачев послал министру внутренних дел телеграмму, в которой говорилось, что с утра около 10 тысяч человек по всему городу громят еврейские лавки и лавки. Днем произошло вооруженное столкновение между еврейской самообороной и войсками: 30 молодых евреев открыли пламя из револьверов по солдатам, на что те так же ответили огнем. Было ранено несколько евреев, один солдат. Еврейская дружина была рассеяна. Полиция фактически не могла противостоять громилам из-за многочисленности тех и разбросанности гурьб погромщиков по всему городу. Лишь с прибытием для охраны города еще двух рот солдат удалось навести относительный порядок», — отмечается в статье Андрея Кохана «Еврейские погромы 1905 года в Крыму и полиция».

      По Керчи распространялись вести о причастности к погрому полиции. Для расследования этого вопроса Городская дума создала специальною комиссию. Она пришла к заключению, что полицейские чины не имеют к организации непорядков никакого отношения. Вся вина ложилась на молодых евреев — членов социал–демократической партии, которые своей агитацией возбуждали недовольство населения.

      Вслед за Керчью произошел погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.

      В октябре 1905 года в Крыму случилось еще несколько погромов — в Феодосии, Престарелом Крыму, Карасубазаре (ныне Белогорск). Самым крупным был симферопольский погром 18–19 октября, когда погибли 43 еврея, 20 караимов, армян и русских. Городу и частным ликам были нанесены огромные убытки. В первую очередь, разграблению и уничтожению предавались еврейские торговые лавки и магазины, бывшие в центре города.

      После публикации царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории России еврейские погромы обняли южные и юго-западные губернии. В общей сложности в том месяце произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Наибольшее число погромов зафиксировали в Черниговской губернии.

      Ключ

      >