Рассыпался в небосводе: почему сгорел шаттл «Колумбия»

Запуск космического челнока «Колумбия» с мыса Канаверал 16 января 2003 года, команда миссии STS-107 в 2001 году и осколки шаттла в небе над Техасом 1 февраля 2003 года, коллаж

15 лет назад произошла катастрофа шаттла «Колумбия» — он буквально развалился на доли, а все члены экипажа погибли. О причинах катастрофы и ее последствиях, рассказывает «Газета.Ru».

Рассыпался в небосводе: почему сгорел шаттл «Колумбия»

Нужны ли России госкорпорации?

Декламируйте также

  • Эффективность госкорпораций

  • Робо-трактор доехал до главного приза

  • Живите с удовольствием!

1 февраля 2003 года потерпел крушение шаттл «Колумбия». На его борту были семь членов экипажа, все они погибли. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости покрывала челнока.

Реклама

Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года в рамках программы NASA Space Transportation System по доставке грузов на околоземную орбиту. Командой возглавлял астронавт Джон Янг, для которого этот полет в космос стал уже пятым.

Всего шаттл отправлялся 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, свершил за это время 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. На борту шаттла за были проведены эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами, изыскания микрогравитации, запуск лазерного геодинамического спутника, медицинские исследования и многие другие опыты.

В последний полет шаттл отправился 16 января 2003 года. Поутру 1 февраля он должен был вернуться на Землю.

Повреждения шаттл получил еще во время старта. На 82-й секунде после запуска от левого обтекателя крепления шаттла откололся кусок изоляции, который с силой ударил по панели левого крыла «Колумбии». Такие инциденты уже случались, и специалисты NASA признали удары фрагментов теплоизоляционного материала не воображающими угрозы для эксплуатации.

1 февраля в 8:15 EST (по североамериканскому восточному времени) «Колумбия» начала спуск к Земле. В 8:44 шаттл вошел в плотные пласты атмосферы. Кромка поврежденного крыла начала перегреваться. Еще через несколько минут шаттл вошел в этап спуска, во пора которого корпус корабля должен был перенести наиболее тяжелые тепловые нагрузки.

В 8:53 от крыла стали отваливаться кусы обшивки.

Через несколько секунд оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг выявил неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости покрывала. Спустя пару минут отказали датчики давления в левой стойке шасси.

Новости smi2.ru

В 8:59 с борта «Колумбии» было послано последнее сообщение, обрывавшееся на полуслове: «Roger, uh, bu…». На этом связь с шаттлом прервалась.

в ЦУПе офицер связи удостоверила руководителя полетом, что обрыв связи был ожидаем и связан с тем, что хвост шаттла заслонил антенну спутника связи. Но в 9:00 «Колумбия» уже разваливалась на масса обломков.

А спустя пять минут над северной частью Техаса жители услышали взрыв и заметили в небе дым.

После того, как показались данные о взрыве, в ЦУПе была объявлена тревога. Присутствующим было запрещено покидать места, а операторы должны бывальщины сохранить всю имевшуюся информацию для последующего расследования.

Анализ данных того, что происходило с шаттлом, показал: в катастрофе был виноват собственно кусок изоляции, повредивший плоскостную панель. Тесты показали: изоляционный материал способен пробить панель. В результате образовалась вящая дыра, в которую попали разогретые до сверхвысоких температур газы. Это и привело к разрушению шаттла.

Изначально были и другие версии — намечалось, что шаттл мог пострадать уже в космосе, от столкновения с метеоритом или удара молнии. Однако экипаж о подобных происшествиях не сообщал.

Этот экипаж сделался третьим, погибшим в миссиях NASA: в 1967 году прямо на пусковой площадке произошла катастрофа корабля «Апполон-1», а в 1986 году на взлете подорвался шаттл «Челленджер».

Шестеро из членов команды «Колумбии» имели семьи, для троих это был первоначальный полет в космос.

В связи с катастрофой в США был объявлен четырехдневный траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования вин крушения. На этот период обязанности по доставке грузов на МКС легли на Россию.

В течение первых дней после катастрофы было отыскано большое количество плиток теплозащиты, носовая часть шаттла, один из двигателей, а также две секции левого крыла и аварийные бортовые самописцы. В 38 зонах штата Техас и 25 округах Луизианы спасатели обнаружили более 12 тыс. различных фрагментов шаттла, в то время как сам челнок заключался из 2 млн различных компонентов. Необходимо было собрать как можно большее число обломков, чтобы по характеру повреждений реконструировать полотно разрушения шаттла. Чуть позже был обнаружен и бортовой самописец и фрагменты крыла, повреждение которого и привело к гибели шаттла.

Члены самостоятельного совета по расследованию причин катастрофы шаттла вынесли окончательный вердикт летом 2003 года.

Согласно заключительному докладу специалистов, упущения NASA сыграли не меньшую роль в трагедии, чем технические неполадки. Эксперты также ратифицировали, что, если конструкция шаттла не отвечала требованиям безопасности, необходимо было выявить это до запуска и предпринять что-нибудь для устранения недостач.

«Если эти неполадки, о которых NASA знает давно, не будут устранены, нас ждет еще одна катастрофа», — говорилось в докладе.

NASA подверглось критике за отсутствие бдительности и «недостача любопытства к тому, чего не должно происходить». Эксперты заявили, что хотели бы, чтобы руководство NASA прислушалось к их советам, однако не рассчитывают на это, потому что «они вечно убеждены в своей правоте и не желают прислушиваться к советам со стороны».

«Организация работы NASA, с нашей точки зрения, не может гарантировать безопасность полетов», — заявил руководитель Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона доктор Логсден.

Сообразно отчету NASA, опубликованному спустя несколько лет, астронавты погибли за считанные секунды.

После отделения кабины от остальных долей шаттла перепад давления внутри нее если не убил астронавтов, то привел их в бессознательное состояние. Когда кабина разрушилась, их тела с огромной скоростью упали на землю с вышины более 60 км, обгорев за время падения из-за силы трения в атмосфере.

Программа Space Transportation System была кончена в 2011 году, гибель шаттлов сыграла не последнюю роль в ее закрытии. Последний полет совершил шаттл «Дискавери». Во пора старта у него так же, как у «Колумбии» отвалилось несколько кусков теплоизоляционной пены, но на этот раз они не нанесли шаттлу положительных повреждений.

Вам также может понравиться