Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Первоначальный материал «записок», как это и предполагалось, вызвал настоящую бурю эмоций. На что, собственно, расчет и был. Некоторые комментарии меня особенно… тронули. «Вам же платили зарплату…». Ну нельзя же все мерить деньгами. Или в одних случаях можно, а в других нельзя? Ох, как это… «по-русски», причем в худшем резоне этого слова. Или еще пассаж – «нехило получал паренек, а ему все мало». Да мало, потому что джинсы «Леви Страус» и «Врандлер» себе и «Ли-Купер» супругу я покупал на базаре по 250 рублей, а «вельветки» для жены за 180 и сапоги за 120… А еще половина зарплаты откладывалась на летний передышка на море и покупку мебели после деревни – не везти же обратно все наше старье. Так что хватало впритык. Нет, ну можно было приобрести «брючки» и за «десятку», но я как раз очень ценил свою молодость и молодость моей жены, так что в «тряпки» мы не одевались. Да и на юге жили обычно все лето: с 6 июля по 25 августа, возвращаясь назад прямиком на августовский педсовет и оттуда к себе в Березовку. Так что расходов хватало. Впрочем, на все комментарии вряд ли имеет смысл отвечать до крышки повествования. А пока что оно продолжается…

До этого я никогда не жил в деревне. Почему-то кто-то из комментаторов решил, что я родился в селе, но это не так. Прадед был горожанином, дед, папа и мать, так что я уж четвертым поколением был. Ну разве что два раза ездил на сельхозработы, пока учился в институте, да еще когда читал лекции тем же студентам по черты ОК ВЛКСМ. А тут все было другое и совсем непривычное. Хорошо помню, что все эти три года прошли для меня под своего рода «лозунгом»: «В то пора как наши космические корабли бороздят просторы вселенной…» Ну, та – сакраментальная фраза из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Вот и я там повторял ее всегда. А еще я думал, что вот Ленина с Крупской за дело сослали – против царя шли (ну пусть, его одного, а она к нему приехала). А тут вроде бы получил образование и… «в деревню, к тетке, в глухомань в Саратов». Да, дрова, свет и жилье были бесплатными. Но… купить то же мясо, молоко и масло в той деревне оказалось совершенно невозможно! Причем было так: летом кушать яйца, но нет мяса. Зимой – нет яиц, но есть мясо. В совхозе выписать его было нельзя. Потому как учителям по 1 кг на душу выписывали его на День преподавателя, Новый год и к Первомаю. И все! Молоко – 0,5 л на человека на ферме с утренней дойки. То есть я мог выписать 1,5 л в день, но должен был шагать на край села в 5 утра на утреннюю дойку в темноте и по грязи. Естественно, что мы покупали молоко у соседки, но ее еще надо было уговорить реализовать. Дело в том, что в этом селе все люди, на мой взгляд, были какими-то… странными.

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

Надо заметить, что жизнь в Покрово-Березовке с тех пор сильно изменилась. Так, когда я там работал, там не было памятника участникам войны. А теперь открываю новостной сайт, а там сообщение, что во вторник, 17 июня 2014 года, сотрудники цивилизации села Покрово-Березовка провели работы по благоустройству памятника погибшим и вернувшимся с Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. То кушать тогда при централизованной плановой экономике руки до этого не доходили, зато дошли сейчас…

Деревня утопала в пыли, но садов, как таковых ни у кого не было! Бывальщины огромные огороды, где выращивались картошка, выращивалась десятками мешков, и практически вся продавалась. Молоко перегонялось на масло и сдавалось стране за… ковры по талонам. Сколько-то килограммов сдашь – получаешь талон на ковер со скидкой. Многие дома в том селе изнутри напоминали монгольские кибитки: ковры на стенах, на полу – везде ковры. Поэтому смысла продать кило масла учителям им не было никакого. Те, кто, уместно, не мог менять масло на ковры, окрашивали овечью шерсть и делали ковры сами – набивные ковры на мешковине. Это было другой страстью покрово-березовцев. Нет коровы, но есть овцы, ну так у меня весь дом будет в набивных коврах.

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

Сотрудники культуры села Покрово-Березовка продолжают коротать разъяснительную работу среди населения о правилах безопасности на воде. В мое время листовок таких тоже никто не раздавал. Удобопонятно, что мелочь, но жизнь как раз из мелочей и состоит.

Для их изготовления нужны были специальные иголки, и местные умельцы в мастерской вытачивали их из сделались и дюраля на токарных станках. Но я устроил им конкуренцию: стал делать «фирменные» и очень легкие иголки из медного прутка и пластмассовых ручек для прыгалок. Стоили мои иголки 4,50 руб., и их изготовление и торговля были нам хорошим подспорьем. Других «хобби» у жителей не было, ну разве что потребление спиртного…

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

Про «иголки» и «ковры» березовцев в то пора я написал немало статей и тем их прославил. Писал в местную, кондольскую газету, писал в «Пензенскую правду», в «Советскую Мордовию», в «Советскую Россию» и даже в «Юный техник». Уместно, набивные ковры получаются действительно красивыми и не только ковры, но и подушки, и стенные панно.

Учительница-биолог постоянно сокрушалась, что молокососа у нее в саду рвут клубнику и всем предлагала развести ее у себя усами. Но… нет! Картошка! Вот главный огородный продукт, какие ягоды? Вердикт же был таков: «Она ненасытна!» Яблонь, кроме как в старом барском саду, не было практически ни у кого. Но в этом запущенном саду, как и в школьном, яблоки обрывались задолго до созревания, потому достать их в этой деревне тоже было нельзя!

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

Правда, раньше детей было намного больше. Впрочем, на этом фото не все обучающиеся школы.

Зато там существовало очень странное «разделение труда». Вокруг села было много прудов, поэтому здешние жители держали уток и гусей. Так вот: только одна (!) женщина на всю очень даже немалую деревню их коптила на заказ. Приносишь двух уток – назад получаешь одну копченую! Отчего бы им не коптить самим? «Мы так не умем!» Ну так научитесь! Нет… Проще ей отдать. Жена бывшего директора совхоза, вернее его вдова, также всей деревне на заказ мастерила компоты. Поскольку, в деревне и в барском саду росли вишни, то в основном вишневые. Приносишь трехлитровую банку + ягоду + сахар и получаешь компот. Или покупаешь за денежки, что мы частенько и делали. И опять же делала их только она одна! Ну не бог весть что… Но… «А мы не умем!» Вот самогонку гнать из свеклы там умели, наверное, в любом доме, а вот за компотом – это только к ней!

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

«В пятницу, 16 ноября 2018 года в средней школе села Покрово-Березовка прошел День толерантности. Толерантность – это терпимость, добросердечие, милосердие. С учащимися 9 класса проведено мероприятие «Что такое толерантность?» На доске висел плакат, где крупными буквами написано: «Чтобы отрада людям дарить, надо добрым и вежливым быть»». В конце мероприятия ребята сделали вывод: «Человек! Будь добросердечен везде и всюду!» Кстати, доска новая – хорошо! В мое время доски были просто ужасны.

Помнится, меня жутко удивили собаки, волочившие по деревне свиные и коровьи кишки. «А почему вы колбасу не делаете? – спросил я, и получил типовой ответ: – А мы не умем!» Когда я выпросил себе кишок и сделал несколько видов колбасы, в том числе колбасу с кашей, луком и салом, люд приходили на меня смотреть. «Надоть, городской, а умеет колбасу делать!» Выбрасывали бараньи головы… «Они поганы!» А уж о том, чтобы кушать «традиционное русское блюдо – мозги с горошком» (ну помните, описанное у Гоголя в его бессмертных «Мертвых душах»), там даже и выговоры не шло. «Такое не едят!» Печенку жарили в домах до почернения и говорили, что «она жестка», но жарить, сколько положено, им даже и в голову не приходило, желая во многих семьях выписывались журналы «Крестьянка», а там печатались советы, что и как готовить сельчанам.

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

Очень трудно было вести в той школе технический кружок. Ну… топором и пилой многого не смастеришь, но… умудрялись даже такие вот самоделки мастерить. А вот мальчик Сергей Морковненков решил подарить брату оригинальный сувенир: пепельницу в форме руки, сжимающей бутылку без дна! Какая фантазия, а? И чтобы отлить «длань» из гипса, залил свою собственную руку… горячим парафином!!! И вытерпел!!! И в итоге сувенир получился отличный, желая и несколько вульгарного внешнего вида. Долго я примеривался его сфотографировать себе на память, а потом не стал… Кому покажешь? И что на это люд скажут? «В то время как наши космические корабли…» А у тебя что дети делают? «Какое дурновкусие…»

Я всегда представлял себе крестьян умелыми, домовитыми, но… тут они были какие-то «не такие». Набивать колбасы (включая кровяные) не умели, имея много овечьей шерсти, знали лишь набивные ковры и как носки вязать, но мастерить валяные ковры и паласы, – а они тоже очень красивые и прочные – не умели и учиться не хотели. Не разводили кроликов (лишь у директора школы они были!), не умели валять валенки, хотя я предлагал им делать белые валенки с черным вваленным рисунком на голенищах. Спрос и высокая цена были бы гарантированы, но… «не умем». «Научу»… – «Не-а!» Предлагал развести нутрий, но куда там – «Это чёй-то крыс разводить?» Словом, рутина была еще та. Вот и приходилось поневоле все время про себя повторять: «В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»

Отдельный моменты жизни были попросту «забавны», хотя какая уж тут забава. Тех же уток там продавали только живыми. За 6 рублей. Покупаешь, и несешь домой. А там… надо ей валить голову. Даю утку жене, кладу головой на «лобное место», беру топор. Замахиваюсь… А жена – ра-а-з и утку прибрала! «Ты что?» «Боюсь ты мне по рукам попадешь!» «???!!!» Беру утку за нос, вытягиваю ей шею… ра-а-з и головы нет! А жена взяла, да и бросила утку на землю, и она побежала… размахивая обрубком и поливая всех кровью! Горожанка, что мастерить, как, впрочем, и я. Но я вырос в своем доме, где держали всякую живность и где дед чуть ли не в 10 лет учил меня как забивать кроликов: «Берешь за задние ноги и башкой об угол, а куру дергаешь за шею на себя и… все!» Пригодилось, когда пришлось покупать кур. Купишь, а хозяйка или хозяин тебя и говорят – иди в курятник и сам лови! О, как! А как после ее нести через всю деревню? Как-то понес, а она мне все штаны обделала. Пришлось делать иначе. Нащупаю, на насесте какая пожирнее, за шею хвать, после «на себя потянешь» – тут-то ей и конец, закидываешь за спину и несешь без проблем. Правда, зато были у меня прекрасные перья с крыльев селезней, из которых я делал отличные панно в стиле ацтеков. Ну, была у меня книга Кинжалова – Белова «Падение Теночтитлана» и там про это было. Разрешил повторить и получилось. Висели эти перьевые циновки на беленых стенах нашей халупы и очень их украшали, так же, как и маски индейцев в уборах из перьев индейки и тех же уток.

Ну и массовые забавы были там очень специфического свойства. Какое из искусств для советского человека являлось в СССР важнейшим? Кино, конечно. Вот и в этой деревне тоже был клуб (большенный сарай), где каждый вечер это самое кино «крутили». Пришли как-то – ну надо же приобщиться к местной «культуре», и первое, что нас удивило это… «мягкий пол». Подавался он под ногами! Пригляделись, а он покрыт толстым слоем утоптанной кожуры от семечек подсолнечника, которые во время сеанса лузгали покрово-березовцы. Начался кинофильм, и все мужики как один закурили, так что дым под потолком прямо-таки стал виться клубами. Но и это еще было как-то туда-сюда. Дальше – больше! Нажравшись водки, туда скопилось все местное хулиганье, и началось – мат, свист, ругань, пьяные вопли и мордобой. Все в лучших традициях советских хулиганов 20-ых годов, лишь перекочевавших из города сюда, в деревню. Дошла, так сказать, культура до масс! Едва мы с женой ноги оттуда унесли и вяще за все три года в тот клуб не ходили.

Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Писульки сельского учителя (часть 2)

А вот этот «электронный экзаменатор» был действительно… очень даже «серьезная конструкция», непосредственным образом связанная с задачей «интенсификации процесса обучения и повышения его качества». Но о самой «интенсификации» мы расскажем уже в вытекающий раз.

Продолжение следует…

Источник

>