Советские конструкторы предложили послать человека в космос за 15 лет до полета Гагарина
1946 год. Полстраны в руинах, продукты по карточкам. Кто мог назавтра после войны рассуждать о запуске человека в космос? Прожектеры? Безумцы?
Рядовые советские конструкторы Михаил Тихонравов и Николай Чернышов в мае первого послевоенного года отважились поделиться своим замыслом со Сталиным.
Послание Сталину
"Нами разработан проект советской высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на вышину 190 километров. Проект базируется на использовании агрегатов трофейной ракеты "Фау-2" и рассчитан на реализацию в кратчайшие сроки…
Помимо научной и технической важности проект, по нашему суждению, содержит элементы громадного политического и общественного значения, своевременная реализация которых позволит нашей Родине вписать страницы славы и бессмертия в анналы истории цивилизации…"
Вина обращения на самый "верх" Чернышов и Тихонравов объясняют исключительной важностью перспектив. И дерзко просят кремлевского адресата о поддержки "в деле развертывания работ, направленных к росту славы нашей Родины и расширению горизонтов науки".
По подтверждениям тех, кто работал в архиве с рассекреченными первоисточниками, Сталин с письмом ознакомился. И наложил резолюцию:
"Предложение интересное – рассмотреть для реализации".
Рассмотрели в кратчайший срок, за месяц.
Министр авиационной индустрии СССР Михаил Хруничев.
Докладная Хруничева
Письму предшествовала кропотливая работа группы специалистов под руководством Тихонравова и Чернышова в ракетном НИИ-4 (он относился к Академии артиллерийских наук). В инициативном распорядке здесь разрабатывали проект стратосферной ракеты ВР-190, в носовом отсеке которой намеревались поднять на высоту до 200 километров двух пилотов-испытателей. А затем в этом же отделяемом отсеке гарантировать их возвращение на Землю с применением парашютной системы.
Запустить ракету на рекордную высоту и дальность – дело понятное, хотя и непростое. А вот вернуть головную доля по команде с Земли – совсем иной уровень сложности. Именно на это и обращает внимание министр авиационной промышленности СССР Михаил Хруничев, когда в докладной писульке на имя Сталина сообщает о результатах рассмотрения предложений Тихонравова – Чернышова.
"Полет ракеты технически возможен", – итого через месяц, 20 июня 1946 года, констатирует министр со ссылкой на выводы экспертных комиссий, опыт советских конструкторов и те сведения, что бывальщины получены в отношении немецкой "Фау-2".
И тут же следует "но".
Рекомендуем: столешница из гранита
"Вторая часть проблемы – спуск ракеты – связана с вящими техническими трудностями, поскольку не исследованы такие вопросы, как спуск герметичной кабины без ракеты, работа различного рода самодействующих устройств, управляющих полетом, отцепление корпуса двигателя от ракеты в момент начала спуска и другие", – перечисляет осмотрительный Хруничев. Много повидавший до войны и в войну на должностях замнаркома авиационной промышленности и замнаркома боеприпасов, а после войны – в ранге министра бурливо развивавшейся авиапромышленности, он к техническим резонам добавляет организационные:
"В письме, адресованном на Ваше имя товарищами Тихонравовым и Чернышевым, именовался срок строительства высотной ракеты, близкий к году, после же рассмотрения всех материалов авторы называют уже срок два года. Вытекает отметить, что срок два года является минимальным и весьма напряженным. Группа инженеров, возглавляемая тов. Тихонравовым, по своему инженерному эксперименту в этой области не является достаточно сведущей, за исключением тов. Тихонравова, который в области реактивной техники имеет опыт и навык".
Подстелив страховочной соломки, Хруничев завершает собственный ответ хитроумно, но вполне по-деловому:
"Если будет предрешен вопрос об организации бюро, эту группу придется углублять за счет более опытных специалистов. При наличии Вашего согласия организовать работу по созданию высотных ракет и конструкторское бюро для этой мишени на заводе Министерства авиапромышленности прошу утвердить прилагаемый проект постановления Совета Министров Союза ССР".
Пилотируемая ракета ВР-190 "Победа". 1946 год.
Проект ВР-190 "Победа"
Какой была реакция Сталина на докладную, невесть. Во всяком случае, архивных свидетельств на этот счет мне обнаружить не удалось. Доподлинно известно другое: 13 февраля 1953 года, то кушать за двадцать дней до своей смерти, Сталин подписал документ, определивший пути развития ракет "сверхдальнего поступки". И в их числе знаменитой Р-7 и ее модификаций – "рабочей лошадки" советской и российской космонавтики. Но еще при жизни вождя завязались конструкторские проработки ракет для полета на большие расстояния и в высоту до 200 и более километров.
Схема головной части пилотируемой ракеты ВР-190 "Победа".
Это позволило поставить на вооружение баллистические ракеты Р-1, Р-2, Р-5 с дальностью полета от 200 до 1500 км.
Параллельно в уже упомянутом НИИ-4 была отворена тема исследований "Ракетный зонд". Ее активно поддерживал Сергей Королев, ставший к тому времени начальником ракетного ОКБ-1. С Михаилом Тихонравовым он был известен со студенческих лет, когда оба увлекались планеризмом. Теперь их общей задачей стала отработка безопасного спуска отделяющейся головной доли ракеты. Эксперименты ставили на собаках.
Дезик (слева) и Цыган – первые "космонавты", благополучно вернувшиеся на Землю. 1951 год.
22 июля 1951 года – запомним эту дату! – с стрельбища Капустин Яр в Советском Союзе были запущены в ракете по баллистической траектории, поднялись до линии Кармана (условная граница атмосферы Земли с космосом) и спустя 20 минут благополучно сели вместе со спускаемым аппаратом четвероногие исследователи Дэзик и Цыган.
Две беспородные дворняжки стали первыми среди позвоночных млекопитающих, вернувшихся из космоса живыми.
Их засекреченный полет, о каком открыто сообщили только через сорок лет на научной конференции в Калуге, был не просто ответом на сомнения скептиков. Он стал рубежным событием в малоизвестном до сих пор проекте ВР-190.
К этому шифру в должностной переписке одно время добавляли слово "Победа".
СОАВТОРЫ
Михаил Клавдиевич Тихонравов
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900 – 1974)
Инженер-исследователь, конструктор ракетно-космической техники. Доктор технических наук, лауреат Ленинской премии (1957), Герой Социалистического труда (1961).
Родился во Владимире 29 июля 1900 года. Окончил Институт инженеров Алого Воздушного Флота. В секции планеризма познакомился с Сергеем Королевым, вместе с которым в сентябре 1931 года основал знаменитую ГИРД – Группу изучения реактивного движения.
В мае 1946 года сделался соавтором письма Сталину с проектом запуска в космос ракеты с двумя пилотами.
В 1954 году группа под его руководством представила программу освоения космического пространства: от запуска первого попутчика и создания пилотируемых кораблей и станций до высадки на Луну.
В 1956 году перешел на работу в ОКБ-1 к Сергею Королеву и возглавил отдел проектирования ненастоящих спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
Умер 4 марта 1974 года. Траурен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Николай Гаврилович Чернышов (1906 – 1953)
Николай Гаврилович Чернышов
Инженер, специалист в области реактивного движения, разработчик ракетной и космической техники. Доктор технических наук, инженер-полковник (1951), участник Великой Отечественной брани.
Родился в 1906 году в станице Казанской на Кубани. Окончил Донской политехнический и Ленинградский химико-технологический институты. С 1933 года участвовал в разработке и коротал стендовые испытания новых реактивных двигателей (кислородных ЖРД). С первых дней войны в действующей армии. В июле 1941 года на станции Насва под Великими Луками отличился при выводе из-под пламени железнодорожных эшелонов с боеприпасами, был ранен в голову, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В октябре 1942 года отозван с фронта и назначен начальником химлаборатории в НИИ-3 Наркомата авиационной индустрии.
В ноябре 1946 года возглавил отдел зенитных снарядов на жидком топливе в НИИ-4, где сошелся с М.К. Тихонравовым и вместе с ним разрабатывал проект ВР-190 – первой стратосферной ракеты с возвращаемой головной долей.
Умер 2 января 1953 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
P.S. В 1950-е годы были проведены три серии суборбитальных полетов с собаками. Суборбитальных – значит, по баллистической траектории на скоростях вплоть до первой космической, но без выхода на орбиту ненастоящего спутника Земли. Однако проект ВР-190 так и не дошел до стадии отправки в космос человека. Общепринятая сейчас трактовка: "признан неперспективным" на поле работ по созданию орбитального пилотируемого корабля-спутника "Восток".
И тем не менее в истории космонавтики навсегда останется "безумство храбрых" – подвижничество конструкторов, "пробивавших" полет человека в космос за 15 лет до гагаринского старта.