Сталин победил на Куликовом поле...
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Сталин победил на Куликовом поле...

… и расстрелял Суворова. Об этом молодежь рассказала журналистам.

Эта история наделала немало шума и породила бурное обсуждение среди родителей и учителей. На повестку дня сам собой встал вопрос: как можно воспитать патриотов своей края, которые не знают даже основ отечественной истории? И не хотят их знать.

Дело было в Кемерове. Журналисты местного телеканала накануне Дня Победы вышли на улицу, чтобы прочертить опрос среди молодежи. На этот раз вопросы задавались непростые.

«Все мы знаем, что немцы дошли до города Омска, это знаменитое форсирование реки Оби. Между Новосибирском и Томском поставили монумент неизвестному солдату, сейчас его собираются снести. Как вы к этому относитесь?» – на полном серьезе обратилась журналистка к старшеклассникам, а затем к молодым мамам, прогуливающимся в парке. И в ответ получила полные патриотизма и горечи за свою страну ответы.

Все респонденты говорили о необходимости сохранить «память о наших предках, какие отдали жизнь за мирное небо для будущих поколений», но ни один не усомнился в том, что фашисты захватили Сибирь, а советские войска с сражениями штурмовали переправу через главную ее реку.

Дальше – больше. Молодежь радостно согласилась с утверждением, что Сталин расстрелял генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, а маршал Георгий Жуков написал поэму «Василий Теркин».

Вскоре скандальный эксперимент повторили коллеги на одном из федеральных каналов. На этот раз они останавливали молодых людей ровно на Красной площади. Вот точная стенограмма задаваемого вопроса.

«Какая битва стала решающей во Второй мировой войне – когда на Чудском озере из-за тяжких доспехов немецкие войска пошли под лед или все-таки это была Куликовская битва, когда генерал Чуйков в единоличном сражении зарезал фельдмаршала Паулюса?» – без тени улыбки спрашивает журналист двух барышень лет двадцати пяти.

«Наверное, все-таки Куликовская битва», – слегка поразмыслив, глубокомысленно отвечают они на этот поток сознания. Такого же мнения придерживалась компания из нескольких молодых парней и девушек.

Куликовская битва 1943 года вообще пользовалась бешеной популярностью – про нее все желая бы раз слышали, поэтому называли и как первое сражение с немцами под Москвой, и как переломный момент в войне, а кто-то даже охотно согласился с тезисом о том, что после той победы был подмахнут акт о капитуляции фашистской Германии. А о Ледовом побоище не слышал, похоже, никто, поэтому в сознании молодых россиян оно не потянуло даже на махонький эпизод Великой Отечественной войны.

«Сейчас все обсуждают недостаточную заботу государства об участниках войны. Должны ли мы поддерживать ветеранов СС или люфтваффе?» – не унимался ехидный телевизионщик. «Ну разумеется! Это очень важно!» – с праведным гневом в голосе отвечает длинноволосая барышня.

Дискуссия, которая развернулась вокруг этих сюжетов, показала, что даже у исследователей частенько каша в башке. «Патриотическое воспитание провалено. Всех, кто интересуется истинной историей, притесняют и уничтожают», – кипятился в прямом эфире Первого канала беллетрист и искусствовед Анатолий Крашенный, так и не объяснив, кто, кого и за что уничтожает. Другие эксперты говорили о том, что сегодня молодежи внушают необходимость гордиться своей краем, но не объясняют, за что именно надо это делать.

Многие обратили внимание, что все опрошенные журналистами юные «знатоки» отечественной истории выговаривали свои речи вполне уверенно и с правильно поставленными эмоциями. Они мастерски изображали гордость за разгром немецко-фашистских захватчиков на Куликовом поле под Москвой, гневались из-за предательского нападения Антанты на Советский Союз в июне 41-го или сожалели о погибшем в сталинских застенках полководце Суворове.

«Правильно изображать патриотизм – это все, чему мы их научили», – произнёс во время прямого эфира простой учитель из Челябинска Андрей Комов.

Недавно эксперты Высшей школы экономики обнародовали итоги своего исследования среди студентов. Им задавали вопросы о российских событиях и исторических личностях, которыми молодые люди гордятся или находят постыдными.

«Нам важно было увидеть, может ли молодежь оценить те ошибки, которые были в прошлом, и сделать соответствующие выводы», – разъяснила заведующая лабораторией политических исследований Валерия Касамара.

Оказалось, что российские студенты не находят причин стыдиться истории своей края. Около 20% опрашиваемых заявили, что постыдных действий Россия никогда не совершала и они со всем произошедшим за последние века целиком согласны. Валерия Касамара назвала подобное плохим сигналом. «Такие люди без сомнений могут исповедовать квасной патриотизм», – произнесла она.

Тему исторического образования президент России Владимир Путин поднимал еще 5 лет назад. Уже тогда он назвал большой ошибкой страны незнание молодыми людьми истории своей страны.

«Вещь чрезвычайно печальная и очень тревожная, если современные молодые люд не знают, на кого равняться, не видят героев, не знают даже о том, что Вторая мировая война имела место быть», – произнёс глава государства на встрече с учеными и преподавателями истории.

По его оценке, «это настоящая катастрофа и такой провал в работе государства, какой не с чем сравнить». Путин добавил, что подобные тенденции очень опасны. «Ужасно, что у нас многие сегодня историю не знают, но не они в этом виновны, а государство в этом виновато», – уверен президент. «Давайте будем это исправлять», – призвал он преподавателей истории. Но с тех пор ничего не изменилось.

Изыскания показали, что 74% вчерашних школьников не смогли правильно назвать имя первого и единственного президента СССР. 95% участников опроса в году от 18 до 24 лет ничего не знают про главу Временного правительства А.Ф. Керенского. Назвать годы русско-японской войны смогли лишь 9% опрошенной молодежи. Когда была Гражданская война, осведомлены 7%.

«Мы теряем молодежь, знание которой об истории своей края все больше носит фрагментарный характер. Попытка разукрасить историю, сделать ее более наглядной, отказ от традиционных методов обучения истории приводит к тому, что молодежь ведает и помнит лишь то, что видела в фильмах и телепередачах. В этих условиях говорить о понимании глубинных исторических процессов не приходится», – находит руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМа Михаил Мамонов.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Удивительно, но современные учебники основной своей задачей ставят вырастить патриотов. Правда, делается это весьма топорно. Исследователи приводят цитату из учебника: «Очутившись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с левого (ортодоксально-марксистского) и правого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация апатично, теряя инициативу, перешла с весны 1990 года ко второму этапу политических реформ».

Ну нельзя таким языком повествовать подросткам о событиях 90-х!

«Очень сложно растить патриотов из людей, которые ничего не знают об истории современной страны. Ребята начинают учить в 11-м классе, ближе к концу школы», – отмечает ведущий научный сотрудник ВШЭ Анна Сорокина.

С ней согласны преподавателя. О том, что история страны оказалась на предпоследнем месте в школьной программе, они кричат уже не первый год.

«За 10-й класс мы должны изучить все с древнейших преходящ до конца XXI века – отечественную историю плюс всеобщую. Это два урока в неделю! На всю Вторую мировую войну отводится максимум шесть часов. Это попросту пшик!» – рассказала учитель высшей категории из Благовещенского района Татьяна Устич.

Министp просвещения РФ Ольгa Вaсильeвa зaявилa, чтo в 2020 гoду ЕГЭ пo истopии стaнeт oбязaтeльным для выпускникoв всeх шкoл. Нехорошо это или хорошо?

«Если ЕГЭ свoдится к тoму, чтo учeник дoлжeн пpoявить свoи спoсoбнoсти в зaпoминaнии дaт и имeн, тo личнo у мeня бoльшoe сoмнeниe, чтo в peзультaтe мы пoлучим тo, чтo мoжнo нaзвaть знaниeм объекта.

Пpeпoдaвaниe истopии дoлжнo быть нaцeлeнo нa пoнимaниe, умeниe paссуждaть, думaть и aнaлизиpoвaть. Этo пpeдпoлaгaeт кopeнную пepeстpoйку всeй систeмы шкoльнoгo пpeпoдaвaния, нa что вpяд ли мoжнo paссчитывaть», – произнёс истopик Алeксaндp Кaмeнский, и многие эксперты с ним согласились.

Источник

>