Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными

Wiltshire Museum

Древние британцы делали из костей предков украшения и другие предметы, выяснили британские археологи. По всей видимости, это помогало им управиться с горем от утраты близких.

Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными

      Британцы в бронзовом веке (около 4500 лет назад) сохраняли на память кости умерших ближних, а иногда даже делали из них украшения и орудия труда, выяснили археологи из Бристольского университета. Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.

      Исследуя британские захоронения бронзового столетия, ученые обратили внимание, что многие люди были похоронены с фрагментами костей других людей или артефактами из них. Датирование показало, что эти кости относились людям, умершим несколько поколений назад.

      Дальнейшие наблюдения показали, что кости не только попадали в могилы — они также хранились в домах, закапывались у порога или были на виду.

      Одной из примечательных находок в могиле неподалеку от Стоунхенджа стал свисток, вырезанный из отполированной бедренной кости. Кость относилась кому-то, жившему примерно в то же время.

      Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными

      Wiltshire Museum

      В еще одном захоронении исследователи помимо останков женщины обнаружили черепа и кости конечностей еще как минимум трех людей, померших за 60-170 лет до нее. Рядом также находилась церемониальная коробка с костями, по возрасту совпадающими с теми, что были захоронены с женщиной.

      Свисток из бабки: что предки британцев делали с родными

      Tees Archaeology

      «Наше изыскание показывает, что люди бронзового века привыкли использовать кости умерших даже в повседневной жизни, — говорит профессор Джоанна Брук, ведущий автор изыскания. — Кости, принадлежавшие предкам, использовали как реликвии и даже делали из них артефакты, некоторые из них можно было использовать или поставить дома на образное место».

      Радиоуглеродное датирование показало, что кости принадлежали не далеким предкам, а тем, кто умер в последние несколько десятилетий, помечают ученые.

      «Это первое свидетельство традиции хранения человеческих останков в бронзовом веке на протяжении значительного времени, в течение нескольких поколений,

      — уточняет соавтор изыскания Томас Бут. — Оно говорит о более широких взглядах, когда граница между живыми и мертвыми была более размыта, чем ныне. Не было такого, что человеческие останки закапывают в землю и забывают о них. Они всегда присутствовали среди живых».

      Хотя по нынешним меркам эта практика может показаться жутковатой, Бут напоминает, что хранение останков друзей и родственников остается традиционным и сегодня — многие семейства оставляют урны с прахом родных у себя дома. В бронзовом веке останки могли храниться в семьях или общинах.

      Микро-КТ показала, что на кое-каких костях сохранились следы кремирования и захоронения, однако большинство тел, похоже, разлагалось, просто лежа на земле.

      Экскарнация — филиал плоти от костей — была довольно распространенной практикой в бронзовом веке, подчеркивают исследователи. Многочисленные свидетельства манипуляций, какие люди того времени проводили над усопшими, говорят о совершенно ином отношении к смерти и мертвецам, чем сегодня.

      Различные артефакты, в том числе свистки или вероятные амулеты, сделанные из костей, показывают, насколько разнообразны были способы сохранить память о предках, говорит Бут. Он полагает, что так люд пытались справиться с горем от утраты близких.

      Ранее польские археологи нашли средневековое захоронение более сотни детей. Во устах трупов были монеты — «плата» за переправу усопшего на тот свет.

      «Это отражает местные верования тех лет, — пояснила археолог Катаржина Олежек. — Монеты именуют оболом Харона. Это старая, дохристианская традиция. Но монеты использовались долгое время, даже в конце XIX века».

      Тела захоронены не скопом. Любое из них уложено на спину, руки расположены вдоль тела. Однако все они похоронены без гробов, а в могилах нет никаких предметов — по-видимому, здешние жители были весьма бедны.

      Находка подтверждает местные легенды о массовом детском захоронении в районе Церковных гор, отметили исследователи.

      «Благосклонность скелетов, их сохранность показывают, что находка представляет собой католическое церковное кладбище, за которым наверняка присматривали. Ни одна могила не повреждена при выкапывании иной. Жители точно знали, как расположены могилы, и ухаживали за ними», — сказала Олежек.

      Исследователи эксгумировали тела, чтобы антропологи могли их изучить. Затем их передадут в здешнюю церковь и снова похоронят.

      Источник

      >