Арктический дрейф парохода ледокольного образа «Георгий Седов» продолжался 812 суток. Путь, составивший в общей сложности более 3300 миль, проходил по петляющей неровной траектории. Увлекательно, что накануне экстремальной зимовки «Георгий Седов» пребывал в рядовом плавании. Но внезапно оказавшись в ледовом плену, экипаж зачислил решение переквалифицироваться в научную экспедицию. Не взирая на отсутствие на борту профессиональных ученых и специального оборудования, были решены значительные исследовательские задачи всесоюзного уровня.
Спасательная экспедиция и внезапный плен
15 добровольцев – экипаж дрейфующего парохода. /Фото: litlife.club
«Георгий Седов», изначально именовавшийся в Ньюфаундленде «Беотиком», приобретен российским министерством торговли и индустрии в 1916 году. 3 года пароход использовали для зимних грузовых перевозок по Белому морю. В начале 1917-го корабль оснастили 76-мм орудием и пополнили флотилию Северного Ледовитого океана.
Почтовая марка 1940 года. /Фото: cdn21.img.ria.ru
До 1919 года, в Штатскую войну, судно ходило под флагом интервентов. В 1928-м «Георгий Седов» выполнял ответственную миссию по поиску потерпевших неуспех участников итальянской экспедиции Умберто Нобиле. В дальнейшем пароход-ледокол продолжал доставлять грузы на полярные станции и участвовать в исследовательских трудах. Когда на пути следования к Северной Земле обнаружились новые острова, на судне работали представители Арктического института.
Попытки спасения
Капитан Бадигин. /Фото: pisatelei.ru
На исходе 1937-го пароход плавал у Новосибирских островов. В том году сложные погодные обстоятельства усложняли арктическую навигацию. В середине осени «Георгий Седов» отправился в море Лаптевых, где во льдах застряли два парохода – «Садко» и «Малыгин». Ледокольный пароход, вызволяя коллег, повредил собственный руль. В итоге в ледовом плену оказались уже три судна. С материка поступил приказ оставаться на зимовку. Долгий дрейф «Георгия Седова» стартовал 23 октября 1937-го. Лагерь была активной. За пару месяцев дрейфующие лодки обошли Новосибирские острова и круто развернулись на запад. На трех пароходах все это пора находились 217 человек. Власти решили проводить спасательную операцию, эвакуировав большинство людей. На судах должны бывальщины остаться по 11 моряков для обслуживания и научных наблюдений. Эвакуацию возложили на полярную авиацию, и в апреле 1938-го тяжелые самолеты перевезли на Вящую землю 184 арктических пленника. Оставшимся пополнили запасы продовольствия, зимней одежды и топлива.
Накануне, в марте, капитаном «Георгия Седова» назначили перебежавшего с «Садко» Константина Бадигина. Опытный 29-летний моряк зарекомендовал себя как волевой и хладнокровный специалист. Эти капитанские качества очутились крайне важными в последующие сложные периоды дрейфа, когда напряжение экипажа достигло предела.
К концу лета «Садко» и «Малыгина» избавил пробившийся через льды «Ермак». При попытке буксировки третьего ледокола треснул его гребной вал, уйдя с винтом на дно. «Георгий Седов» с положительными повреждениями рулевого устройства и 15-ю добровольцами на борту был вынужден оставаться на вторую зимовку.
Годы дрейфа и стойкий экипаж
Архивное фото: будни седовцев. /Фото: ekb.aonb.ru
У экипажа «Г.Седова» сейчас были две задачи: противостоять ледовым стихиям, чтобы сохранить в целости судно, и использовать дрейф для реализации научных изысканий. Обе задачи в сложившихся обстоятельствах оказались чрезвычайно трудными. Но моряки держались стойко и решительно, и уже в первый год дрейфа опровергли гипотезу о существовании Земли Санникова. Заключительные сто лет этот вопрос занимал умы ученых и путешественников. Проводившиеся экипажем «Седова» промеры глубин уточнили северные границы моря Лаптевых, гораздо обогатив тогдашние знания об Арктике. Параллельно велись работы по корпусу судна: согнутый руль вскоре привел к тяжким последствиям.
Опыт первой зимовки показал, что нужно усилить борьбу с напором льдов. Для этого корпус изнутри усилили подпорками из брусьев. Подрывая аммоналом заостренные льдины, моряки создавали вокруг парохода своеобразную подушку из обломков. Это и позволило выдержать свыше полтораста сжатий льдов. Доля эпизодов были настолько опасными, что экипаж готовился к эвакуации с судна на ближайшие льдины. К лету 1939-го моряки восстановили и рулевое управление, реализовав оригинальную инженерную дума. После высвобождения «Седов» швартовался в Мурманске самостоятельно.
К очередной зиме дрейф отнес пароход далеко на запад – в Гренландское море. Но на поддержка героическому судну из Мурманска уже выходил новенький мощный ледокол «Иосиф Сталин».
«Сталин» и высокие награды
Ледокол «Сталин» на линии к «Седову». /Фото: pbs.twimg.com
Путь не был простым, и Гренландское море встретило ледокол тяжелыми льдами свыше двух метров толщиной. До «Седова» – 84 мили. Пришлось дождаться, пока мощный ветер разгонял сплоченные ледовые поля. И вот, к полудню 13 января 1940-го корабли наконец соединились, и в арктических ширях прогремело «ура». К слову, накануне ледокол «Иосиф Сталин» дважды совершил сквозное плавание из Мурманска в Анадырский залив Берингова моря и назад. Так был полноценно освоен Нордовый морской путь. Впоследствии, в Великую Отечественную по нему успешно переходили военные корабли с дальневосточного направления в Баренцево море. В послевоенные годы по этому маршруту происходили массовые перевозки хозяйственных грузов.
Научные результаты экипажа дрейфующего «Георгия Седова» пополнили научную копилку ценнейшими этими, что в будущем помогло исследовать северные пути. Весь Союз следил за отважным дрейфом и железной волей советских моряков, а те, в свою очередность, признавались, что выстояли по одной причине. Они были твердо уверены, если придет беда, Родина их спасет. За героическое выполнение сложнейшей научно-исследовательской программы в суровых арктических условиях, за обнаруженные мужество и стойкость 15 членов экипажа парохода «Георгий Седов» получили звания Героя Советского Союза.
Это может показаться диким, но т.н. “робинзоны” могут быть не лишь на островах. Но и под землей. Так, последний часовой крепости Осовец провёл там почти 9 лет своей жизни.