«Такого быть не надлежит»: почему Гитлер восстал против перемирия
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Такого быть не надлежит»: почему Гитлер восстал против перемирия

24 декабря 1914 года немецкие и британские бойцы на Западном фронте Первой мировой войны без каких-либо приказов начали Рождественское перемирие. Оно продолжалось двое суток и сопровождалось меной подарками, совместным распитием алкоголя, дружескими беседами и игрой в футбол. Отдельные случаи братаний были зафиксированы и на Восточном фронте, где немцам и австро-венграм противостояли русские армии.

    Рождественские песни вместо выстрелов

    В сочельник 1914 года на Западном фронте Первой мировой войны было частно объявлено так называемое Рождественское перемирие. В нем приняли участие около 100 тыс. немецких и британских солдат, а также небольшое число французских военнослужащих. В свой первый год война еще не достигла глобального ожесточения, а число жертв с обеих враждующих сторон было пока сравнительно невелико. Многим бойцам из дома приходили посылки с елочными украшениями и подарками.

    Считается, что первыми инициативу проявили немцы.

    Военнослужащие рейхсхеера взялись украшать окопы в районе Ипра, установили свечи и пели рождественские песни.

    Им неожиданно ответили своими песнями британцы. Затем неприятели начали кричать друг другу поздравления с Рождеством. Необычное действо быстро распространилось по всей линии фронта.

    «Я стоял на стрелковой ступени окопа, глядя на немецкую черту обороны, и думал о том, как разительно отличается этот Святой вечер от тех, что были у меня прежде, — вспоминал британский стрелок Грэм Уильямс. — Вдруг вдоль бруствера немецких окопов то там, то тут стали появляться огни, которые, по всей видимости, давали свечи, зажженные на рождественских елках; свечи горели гладко и ярко в тихом и морозном вечернем воздухе. Другие часовые, которые, конечно же, увидели то же самое, бросились будить тех, кто почивал, с воплем: «Глянь только, что творится!» И в этот момент противник начал петь «Тихая ночь, дивная ночь…» В ответ мы исполнили собственный псалом. С немецкой стороны раздались дружные аплодисменты, за которыми грянул еще один любимый ими рождественский мотив».

    В 2014 году впервые был опубликован рассказ британца А. Д. Чейтера о перемирии на Рождество. Капитан 2-го батальона полка Гордонских горцев в посланье «любимой маме» констатировал, что «стал свидетелем весьма удивительного события».

    До этого, около 10 утра, он увидел миролюбиво настроенных немцев у британских окопов.

    «Мы как раз готовились открыть по ним огонь, когда увидели, что у них нет винтовок, и тогда один из наших пошел им навстречу, и образцово через две минуты пространство между двумя линиями обороны было заполнено солдатами и офицерами с обеих сторон — они пожимали товарищ другу руки и желали друг другу счастливого Рождества. Я тоже пошел на нейтральную полосу и пожал руки кое-каким их офицерам и солдатам. Из этого я сделал вывод, что большинство из них хотели бы вновь оказаться дома, как и мы — у нас целый день играли волынки и все ходили на отворённом пространстве, ничего не опасаясь», — резюмировал Чейтер.

    Видя взаимную расположенность к мирному диалогу, солдаты без согласования с командирами сходили в нейтральную полосу, где приступали к братаниям, обменивались подарками и признавались друг другу, как же им надоела окопная жизнь и вражда. Хозяев переменили припасы спиртного и табака.

    Здесь же было сыграно несколько футбольных матчей. Запись об одном из них сохранилась в боевой истории 133-го Саксонского полка. Различные авторы утверждали, что немцы победили валлийцев со счетом 3:2.

    После игры футболисты вперемешку распивали пиво и обнимались.

    Гитлер выступал против любых перемирий

    В отличие от перемирий, традиционно заключавшихся во пора предыдущих войн и всегда санкционированных сверху, в указанном случае это было исключительно желание личного состава. Временная пауза была продиктована не лишь религиозными мотивами, но и острой необходимостью похоронить убитых солдат, чьи тела оставались лежать в нейтральной зоне. Были прочерчены совместные службы по отпеванию павших. Из рассказов о том, как началось перемирие, известно, что на других участках Западного фронта инициатива измерила и от англичан, которые, выбросив белый флаг, «подошли к немецким окопам, неся в руках рождественские пирожки». Неофициальный соглашение между рядовыми воинами подразумевал перемирие на 48 часов.

    «Трудно представить себе более удивительное зрелище. Наши бойцы и немцы стояли группами или гуляли между траншеями, как будто дело происходило в Гайд-парке, — сообщалось в письме британского бойца, текст которого приводится в научной статье историка Марины Оболонковой «Эпизод истории Великой войны как элемент исторической памяти европейцев: Рождественское перемирие 1914 года». — Курьезно то, что отдельный из немцев раньше жили в Лондоне.

    Я встречал одного немца, с которым ежедневно по утрам отправлялся в одном и том же поезде из Финчли в Сити».

    Оценивая поведение британских и немецких боец в рождественские дни, можно говорить об отсутствии у них органической национальной ненависти друг к другу, заключает Оболонкова. В письмах военных можно отыскать множество высказываний такого типа: «По-видимому, они хорошие малые», «О них я теперь неизмеримо лучшего мнения, чем раньше», «Немцы совершенно не кажутся такими дьяволами, как их изображают». Перемирие сыграло немалую роль в выработке собственного отношения воюющего солдата к противнику, вяще основанного на личном опыте, нежели на том, что формировалось официальной пропагандой и общественным мнением.

    Прекращение стрельбы на многих участках Западного фронта в 1914 году отыскало широкое отражение в разнообразных источниках. По фронтовым письмам видно, что на многих Рождественское перемирие произвело сильное впечатление, заполнив светом мрачный военный быт. В тылу известие о недолгом перерыве в боевых действиях было в основном воспринято положительно. Британские газеты опубликовали на первой полосе снимок по-братски позирующих английского и немецкого боец. Само собой, высшее командование было, мягко говоря, не в восторге от увиденного.

    «Это хорошо показывает, в какую мы впали апатию, и в дополнение указывает на то, что все наши распоряжения были даны впустую, — с горечью отмечал в своем дневнике 26 декабря генерал Королевских вооруженных сил Гораций Смит-Дорриен. — Я подавал ясный приказ о том, что общение с частями противника не может быть одобрено ни при каких условиях».

    При отсутствии в расположении частей генералов офицеры посредственного командного состава разрешали солдатам покидать позиции небольшими группами по три-четыре человека. Некоторые офицеры и сами уходили пообщаться с равновеликими по званию.

    Но были и солдаты, не одобрявшие братаний. Так, в перемирии не участвовал 16-й Баварский резервный пехотный полк, находившийся в тот момент во Французской Фландрии. Ефрейтор 1-й роты этого подразделения Адольф Гитлер, тремя неделями ранее награжденный Железным крестом 2-го класса, возмущенно сообщал своим сослуживцам:

    «Такого на войне быть не должно. Неужели у вас, немцев, совсем не осталось чувства чести?»

    Русские братались с неприятелем на Пасху

    На немецко-австрийском Восточном фронте фиксировались отдельные проявления Рождественского перемирия. К братанию стремились военнослужащие Русской императорской армии (РИА), исповедовавшие западные течения христианства. К слову, в ее линиях сражалось немало воинов немецкого происхождения. Но стремились отложить оружие в сторону, конечно, не только они. На русском Северо-Западном фронте бывальщины отмечены случаи замирения между солдатами рейхсхеера и военнослужащими 249-го Дунайского пехотного и 235-го Белебевского пехотных полков.

    Командующий 1-й армией генерал Александр Литвинов помечал в своей телеграмме в штаб фронта, что немцы все чаще приглашают русских в гости. Согласно его рапорту, 20 солдат, четыре унтер-офицера и одинешенек ефрейтор 301-го Бобруйского пехотного полка 76-й пехотной дивизии приняли приглашение и, оставив свои позиции, пошли в благосклонность врага. В ходе братаний состоялись состязания по песнопению. Солдаты менялись хлебом, папиросами, алкоголем и шоколадом.

    В войсках Австро-Венгерской империи служило немало представителей славянских народов, какие в подавляющем большинстве не считали русских врагами. Эти солдаты стремились к перемирию в первую очередь. Знаменитый генерал Антон Деникин в своих мемуарах ратифицировал, что самые масштабные братания русских военных произошли не в рамках Рождественского перемирия 1914 года, а на Пасху 1915 и 1916 годов.

    «Братание имело даже традиционный нрав в дни Святой Пасхи; но вызывалось оно исключительно беспросветно-нудным стоянием в окопах, любопытством, просто чувством человечности даже в отношении к неприятелю — чувством, проявлявшимся со стороны русского солдата не раз и на полях Бородино, и на бастионах Севастополя, и в Балканских горах. Братание случалось негусто, преследовалось начальством и не носило опасной тенденции», — писал полководец.

    Генерал Юрий Данилов также не видал серьезной опасности в кратковременных встречах солдат враждующих армий. Весьма снисходительно он описывал такую сцену в своих очерках:

    «На нейтральной полосе между окопами завязывается оригинальное знакомство. Сдружившиеся люди пожимают друг другу руки, обмениваются непонятными словами, газетами, папиросами, а иногда и бутылкою спирта или иного напитка.

    С нашей стороны наиболее смелые, влекомые все тем же любопытством, заглядывают в чужие окопы и рассказывают потом чудеса о житье-бытье немецких боец».

    На Западном фронте немцы пытались покинуть свои окопы под белым флагом в пасхальное воскресенье 1915 года, но бывальщины остановлены предупредительными выстрелами британцев. Однако в ноябре саксонцы кратковременно братались с ливерпульцами.

    Идея Рождественского перемирия не взошла в традицию Первой мировой. На следующий год командование германской и британской армий распространило предупреждения о категорическом недопущении повторных братаний. Отдельным подразделениям предписывалось организовать рейды и штурмовать вражескую линию фронта в этот день, в то время как артиллерийский заградительный огонь должен был помешать возможному общению с неприятелем. Затяжной ход войны и жестокие бои с газовыми атаками, в свою очередь, в значительной степени способствовали озлоблению солдат. Братство сменилось ненавистью. Масштабных попыток вновь сразиться в футбол и затем поболтать под пиво больше не происходило. Историкам известны лишь совсем локальные братания в 1915, 1916 и 1917 годах.

    Впоследствии феномен Рождественского перемирия наблюдался в различных военных конфликтах XX столетия, например, между Парагваем и Боливией в ходе Чакской войны в 1932 году, а также во Вьетнаме в 1966-м.

    Источник

    >